Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Казанский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Дидактическая игра как средство сенсорного развития

детей младшего дошкольного возраста

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Исполнитель: слушатель курсов

профессиональной переподготовки

по специальностям и профессиям колледжа Никитина М.З.

 

Руководитель: Орлова Н.П.

 

 

 

Казань – 2013

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

    1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
    2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
    3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19

 

Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27

2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27

2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37

2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42

 

Заключение……………………………………………………………………….51

 

Список использованной литературы…………………………………………53

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе [8]. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя известно, что воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.

 

Отсюда вытекают следующие задачи исследования:

1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Объект исследования – процесс развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предположить, что сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.

Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, индивидуальные беседы с детьми, тестирование.

Так как обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями и в семье, поэтому я считаю, что практическая значимость нашей работы заключается в том, чтобы представить и систематизировать часть созданного мной игрового материала для формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в ДОУ и семье.

Новизной данного материала является сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах.

 

Глава 1. Теоретические основы

сенсорного развития детей дошкольного возраста

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и  представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается  на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание[8]. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и  всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [31].

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия [8, 74]. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей, обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному  осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины[12].

К специальным задачам сенсорного развития можно отнести:

- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);

- формирование системы перцептивных действий;

- формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операций;

- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов;

- развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;

- формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов, их группировке по величине и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Поэтому задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически во всех видах деятельности и на всех занятиях.

На начальном этапе детей обучают восприятию простой нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей, учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета, формируют представления о пространственных отношениях.

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста