Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)

Материал: карточка с наклеенной на ней машиной, выложенной из геометрических фигур. Пустая карточка и к ней такой же набор геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнок должен выложить машину по образцу. Воспитатель при этом задаёт ему вопросы по закреплению названий геометрических фигур, если нужно, помогает ребёнку.

Приложение № 4

Дидактические игры на определение величины

 

1. «Башня»

Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов; дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

Жили – были три братика – зайчика. Звали их Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в  самом верху на третьем этаже, Белячок – на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как-то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего-то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. Сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Иди ты, Нияз. Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик.  А теперь какой кубик нам поставит Гера (поменьше или средний)? Совершенно верно, Герочка, положи сверху средний кубик. А какой величины самый верхний?  Выходи, Варвара, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик. Положи и садись к ребятам за стол.

2. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Азалия. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок? Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Азалия, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите, устойчивые ли получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошую башню построили для зайчиков.  

3. Заключение:

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни, и тогда получится красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.

2. « Что там? «

Дидактическая задача: учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: деревянная трехместная матрешка.

Ход игры:

1. Читаю детям загадку:

«Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

2. Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. «Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. «Оказывается здесь целых три матрешки, (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?». Обращаю внимание младших дошкольников на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

3. Дети выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку по очереди. Отмечая особо тех ребят, которые без проб, на глаз, находят нужные части матрешки и быстро собирают её. В конце игры матрешек выстраиваю по росту и «веду на прогулку».

3. «Сбор фруктов»

Дидактическая задача: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: яблоки – образцы (вырезанные из картона) 3 величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины, диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см.); книга «Гуси – лебеди» с красочными иллюстрациями; три куклы разного роста.

Ход игры:

1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны; средние для Оли; маленькие для Кати. Сейчас мы с вами скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова:   Крибле - крабле -бумс. Вот и выросла наша яблонька».

2. Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол.  «На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно, прошу положить их в соответствующую корзинку: большое яблоко в большую корзинку, среднее яблоко в среднюю корзинку, маленькое яблоко в маленькую корзинку».

3. Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра закончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.

4. «Чья конура?»

Дидактическая задача: учить подбирать предметы, соответствующие по величине.

Материал: карты с изображением домиков для собачек с хорошо выделенными отверстиями (3 шт.), плоскостные фигурки собак.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что собачки вышли во двор, заигрались, а теперь не могут найти свои домики. Нужно помочь собачкам найти каждой свою конуру. Ребёнок подбирает собачку в соответствии с отверстием (по величине).

5. «Три медведя».

Дидактическая задача: учить подбирать предметы, соответствующие по величине.

Материал: персонажи сказки «Три медведя»: большой медведь, средний медведь, маленький медведь и одинаковые предметы трех размеров: чашки, ложки, тарелки, стульчики и т.д.

Ход: Ребенку необходимо расставить перед каждым медведем предмет соответствующего размера: большому медведю большие предметы, среднему медведю – средние предметы, маленькому медведю – маленькие предметы.

 

Приложение № 5

Комплексные дидактические игры

 

1. Лото «Цвет и формы»

Дидактическая задача:

- закрепить представления младших дошкольников о 4 геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 6 основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);

- учить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 4 фигуры – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см; прямоугольник 2,5 х 3,5 см; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см; диаметр круга 2,5 см. Все фигуры, наклеенные на одной карте, имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур – каждая из 4 форм представлена в 6 цветах (размеры: квадрат 5х5 см, прямоугольник 5х7 см, сторона равностороннего треугольника 5 см, диаметр круга 5 см)

Ход игры:

1. Ребята, смотрите, пока вы спали, к нам приходил почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и посмотрим, что лежит в конверте и от кого оно. Вот тут пишется адрес и имя. Оно от куклы Алёны. Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.

2. В игре могут участвовать от одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку). Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая фигура?» Если  ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросил фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот,   кто первый закроет все фигуры на своих картах.

3. Дети приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.

 

2. «Цветные варежки»

Дидактическая задача: учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.

Оборудование: цветная варежка из картона с отверстиями посередине; вкладыши, соответствующие отверстию.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку по цвету и форме и «заштопать» варежку.

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста