Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность [8].

Как мы уже говорили, в игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

 

 

Выводы по первой главе

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Поскольку накопление сенсорных представлений включает прежде всего основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный), 4 фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Так как развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления, дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Поэтому необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т.д.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Полученные детьми знания о цвете, форме, величине способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;

- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности сенсорного развития детей

младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

 

2.1. Особенности сенсорного развития детей

младшего дошкольного возраста (диагностика)

В рамках настоящей выпускной квалификационной работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития. Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета.

На базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54 «Искорка» г. Набережные Челны во второй младшей группе № 3 была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры – занятия на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А. Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет. Экспериментальное исследование проводилось с 12 детьми второй младшей группы 2009 – 2010 года рождения.

Время проведения: 2 месяца (сентябрь-октябрь 2012 года).

С целью выявления знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала был проведен констатирующий этап исследования.

Исходя из цели эксперимента, были поставлены следующие задачи:

  • провести диагностический опрос младших дошкольников 2009 – 2010 года рождения в восприятии цвета, формы, величины;
  • зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы:

  • педагогический эксперимент;
  • показ практических действий.

Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

К началу эксперимента была проведена подготовка, приготовлен материал для обследования:

  1. Два комплекта основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
  2. Цветное лото, в котором есть 6 карточек, окрашенных в основные цвета, и 6 карточек с изображением разнообразных предметов таких же цветов (следует использовать изображения знакомых детям предметов, которые на занятиях не использовались).
  3. Картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, и 3 коробки: большая, средняя и маленькая.

Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).

В нашей работе:

1. Критериями оценки сформированности восприятия цвета является знание детьми сенсорных эталонов цветов, которое проявляется по следующим показателям: умение соотносить цвета с образцом, умение располагать цвета в соответствии с образцом, умение находить цвета и оттенки по названию, называние детьми сенсорных эталонов цвета: основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого).

2. Критериями оценки сформированности восприятия формы является знание детьми сенсорных эталонов форм, которое проявляется по следующим показателям: умение соотносить формы предметов с образцом, умение располагать формы предметов в соответствии с образцом, умение находить формы предметов по названию, называние детьми сенсорных эталонов формы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.

3. Критериями оценки сформированности восприятия размера предмета является знание детьми сенсорных эталонов размеров предметов, которое проявляется по следующим показателям: умение соотносить размер с образцом, умение располагать размер в соответствии с образцом, умение находить предметы нужного размера по названию, называние детьми сенсорных эталонов размера: большой, средний, маленький.

Знание данных сенсорных эталонов выбрано согласно программе М.А. Васильевой, в которой указано, что дети второй младшей группы должны:

1. Знать не менее пяти-шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и уметь группировать предметы  по цвету (отбирать все красные, синие, желтые, зеленые, белые, черные).

2. Различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь группировать предметы  по форме (отбирать все круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные предметы).

3. Уметь группировать предметы по размеру: большой, средний, маленький.

В ходе констатирующего этапа эксперимента детям были предложены следующие задания:

1. Подобрать по образцу разнообразные предметы 6 основных цветов и назвать цвета.

Материал: цветное лото, в котором есть 6 карточек, окрашенных в основные цвета, и 6 карточек с изображением разнообразных предметов таких же цветов (следует использовать изображения знакомых детям предметов, которые на занятиях не использовались).

Проведение: взрослый дает ребенку карточки 6 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 6 цветов (цвета чередуют), затем спрашивает, на какой фон надо положить эту картинку.

2. Подобрать по образцу и назвать основные геометрические фигуры.

Материал: два комплекта основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Проведение: один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

3. Сгруппировать и называть предметы по размеру: большие, средние и маленькие.

Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 3 коробки: большая, средняя и маленькая.

Проведение: педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.

Эксперимент проводился индивидуально с детьми 3-4 лет и выявил следующие уровни знаний детей сенсорных эталонов цвета, формы, размера:

1. Высокий уровень (3 балла): ребенок группирует и размещает предметы по цвету, форме, размеру по наглядному образцу; находит предметы по цвету, форме, размеру по называнию его взрослым; самостоятельно называет цвет, форму, размер; задания выполняет самостоятельно и правильно.

2. Средний уровень (2 балла): ребенок начинает группировать и размещать предметы по цвету, форме, размеру по наглядному образцу после небольшой помощи педагога; испытывает небольшие затруднения при нахождении предметов по цвету, форме, размеру по называнию его взрослым; затрудняется в назывании предмета по цвету, форме, размеру самостоятельно; опирается на «опредмечивание» названия: как помидор, красного цвета; задания выполняет с незначительной помощью педагога.

3. Низкий уровень (1 балл): ребенок начинает группировать и размещать предметы по цвету, форме, размеру по наглядному образцу с помощью педагога; испытывает затруднения при нахождении предмета по цвету, форме, размеру по называнию его взрослым; не называет цвет, форму, размер; задания выполняет с помощью педагога.

Результаты эксперимента отображены в таблицах 1 – 3 и в диаграммах 1 – 3.

 

 

 

Таблица № 1

Диагностика знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

№ п/п

Возраст ребенка

Фамилия, Имя ребенка

Баллы

Уровень

1.

12.12.09.

А. Карим

3 балла

Высокий

2.

24.10.10.

Г. Диляра

1 балл

Низкий

3.

15.10.10.

Г. Диана

1 балл

Низкий

4.

28.10.10.

З. Геральд

1 балл

Низкий

5.

19.10.10.

З. Варвара

1 балл

Низкий

6.

25.04.10

К. Камиль

3 балла

Высокий

7.

16.12.09.

К. Эмилия

2 балла

Средний

8.

09.02.10.

М. Нияз

2 балла

Средний

9.

28.11.09.

Н. Азалия

3 балла

Высокий

10.

12.12.09.

С. Эдгар

2 балла

Средний

11.

15.07.10

С. Азалия

1 балл

Низкий

12.

26.07.10.

Ш. Самира

2 балла

Средний

Итог:

     

В.У. – 3;

С.У – 4;

Н.У – 5.

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста