Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Диаграмма №1.

Таким образом, знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов цвета свидетельствуют  о возможности детей уметь соотносить цвета с образцом, располагать цвета в соответствии с образцом, находить цвета и оттенки по названию, называть 6 основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого). Затруднения с умением соотносить цвета с образцом, располагать цвета в соответствии с образцом, находить цвета и оттенки по названию, называть 6 основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого) возникло у девяти детей из двенадцати, т.е. у 75 %.

 

 

 

Таблица № 2

Диагностика знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы

№ п/п

Возраст ребенка

Фамилия, Имя ребенка

Баллы

Уровень

1.

12.12.09.

А. Карим

3 балла

Высокий

2.

24.10.10.

Г. Диляра

2 балла

Средний

3.

15.10.10.

Г. Диана

1 балл

Низкий

4.

28.10.10.

З. Геральд

1 балл

Низкий

5.

19.10.10.

З. Варвара

1 балл

Низкий

6.

25.04.10

К. Камиль

3 балла

Высокий

7.

16.12.09.

К. Эмилия

2 балла

Средний

8.

09.02.10.

М. Нияз

2 балла

Средний

9.

28.11.09.

Н. Азалия

3 балла

Высокий

10.

12.12.09.

С. Эдгар

2 балла

Средний

11.

15.07.10

С. Азалия

1 балл

Низкий

12.

26.07.10.

Ш. Самира

2 балла

Средний

Итог:

     

В.У. – 3;

С.У – 5;

Н.У – 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов формы свидетельствуют  о возможности детей уметь соотносить формы предметов с образцом, уметь располагать формы предметов в соответствии с образцом, уметь находить формы предметов по названию, называть детьми сенсорных эталонов формы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Затруднения с умением соотносить формы предметов с образцом, располагать формы предметов в соответствии с образцом, находить формы предметов по названию, называть сенсорных эталонов формы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник возникло у девяти детей из двенадцати, т.е. у 75 %.

 

 

 

Таблица № 3

Диагностика знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины

№ п/п

Возраст ребенка

Фамилия, Имя ребенка

Баллы

Уровень

1.

12.12.09.

А. Карим

2 балла

Средний

2.

24.10.10.

Г. Диляра

1 балл

Низкий

3.

15.10.10.

Г. Диана

1 балл

Низкий

4.

28.10.10.

З. Геральд

1 балл

Низкий

5.

19.10.10.

З. Варвара

1 балл

Низкий

6.

25.04.10

К. Камиль

3 балла

Высокий

7.

16.12.09.

К. Эмилия

2 балла

Средний

8.

09.02.10.

М. Нияз

2 балла

Средний

9.

28.11.09.

Н. Азалия

3 балла

Высокий

10.

12.12.09.

С. Эдгар

2 балла

Средний

11.

15.07.10

С. Азалия

1 балл

Низкий

12.

26.07.10.

Ш. Самира

2 балла

Средний

Итог:

     

В.У. – 2;

С.У – 5;

Н.У – 5.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины свидетельствуют  о возможности детей уметь соотносить размер с образцом, уметь располагать размер в соответствии с образцом, уметь находить предметы нужного размера по названию, называть сенсорных эталонов размера: большой, средний, маленький. Затруднения с умением соотносить размер с образцом, располагать размер в соответствии с образцом, находить предметы нужного размера по названию, называть сенсорных эталонов размера: большой, средний, маленький возникло у десяти детей из двенадцати, т.е. у 83 %.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что практически у всех детей не сформированы представления о черном и белом цвете; о прямоугольнике;  о понятии «средний» размер предмета. Это вполне оправдано, поскольку ознакомление с этими сенсорными эталонами по программе предусмотрено в течение всего года, а первичная диагностика уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов у детей второй младшей группы была проведена в начале учебного года.

 

2.2. Методы и приемы организации дидактической игры

для развития сенсорики у младших дошкольников

Для развития сенсорики у детей младшего дошкольного возраста систематически и целенаправленно был проведен формирующий этап эксперимента. Для его проведения было отобрано 10 детей, которые показали средний и низкий уровни знаний в области сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

Формирующий этап исследования проводился с ноября 2012 года по март 2013 года.

Целью данного этапа было: повышение уровня восприятия детьми младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов величины, цвета, формы посредством дидактических игр.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1) Подобрать дидактические игры по формированию представлений о цвете, форме и величине у детей младшего дошкольного возраста и апробировать его на практике.

2) Обогатить предметно  – развивающую среду наглядными  пособиями и дидактическими играми, направленными на умение соотносить, различать предметы по цвету, форме и величине; а также называть цвет, форму и размер предметов.

Метод: педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.

Приемы: сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

Оборудование: система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.

 Для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины были подобраны дидактические игры. В их подборе я пользовалась пособиями Богуславской З.М., Смирновой Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» под редакцией Л. А. Венгера.

Для сенсорного развития была создана соответствующая развивающая среда в группе. Было выделено место, где я разместила дидактический материал и пособия (цветные вкладыши, пирамидки различных цветов, «занимательные коробки» разнообразных цветов, наборы для нанизывания бус разного цвета, матрешки, конструкторы «Лего» и др.).

Подбор дидактических игр осуществлялся на основе результатов диагностики детей на констатирующем этапе исследования с учетом программных требований.

Для повышения эмоциональной активности (заинтересованности восприятия познавательного материала, желание принять участие в дидактических играх) я использовала сюрпризные моменты. Они эмоционально настраивали ребенка на познание, обостряли желание разгадать секрет и просто порадоваться, удивиться. В качестве сюрприза выступало появление новых игрушек: Чебурашка – в дидактической игре «Праздник для Чебурашки», кукла – в игре «Нанизывание бус разного цвета». Успешное, на мой взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения. Я считаю, что полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, поэтому неоднократная повторяемость игр в течение дня и всех последующих недель были необходимым условием для этого. Из методов, стимулирующих познавательную активность, я чаще использовала сравнение (такого – не такого цвета, такой – не такой формы, такой – не такой величины), анализ (правильно ли ребенком было выполнено задание).

Каждую дидактическую игру по формированию представлений о цвете, форме и величине предметов я проводила один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занималась с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю я знакомила детей с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие в эксперименте, были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр я пользовалась краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вначале я не требовала от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета, формы и размера предмета, ведь важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов. Помня, что соотнесение, различение и называние сенсорных эталонов предметов, объединение слова и представления для детей данного возраста – сложная умственная деятельность, старалась не перегружать детей.

Формировать представления о цвете, форме и величине я старалась в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращала внимание на цвет одежды ребенка: «Азалия, какая на тебе красивая зеленая футболка, найди в группе игрушку такого цвета. А ты, Карим, сегодня в синей футболке. Давайте посмотрим, у кого еще сегодня одежда синего цвета». В утренние часы, когда в группе один – два ребенка, обязательно проводила индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Просила ребенка называть цвет, форму, размер предмета, но не требовала, если он отказывался. Во время режимных моментов обращала внимание детей на цвет, форму и размер полотенец, фартуков, салфеток, посуды и пр. В сюжетно – ролевых играх также обращала внимание детей на сенсорные эталоны предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Доктор, какого цвета таблетки мне нужно пить, желтые или белые?», «Диляра, какую чашку дать твоей кукле: большую или маленькую?» и т.д.

Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, садились заниматься с вопросом: «А во что мы сегодня будем играть?», просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия. Когда за некоторыми детьми приходили родители, дети просили немного подождать, пока они закончат игру. Интерес детей к играм сохранялся также благодаря среде в группе, обогащенной разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное познание о сенсорных эталонах цвета, формы и величины; разнообразию материалов, из которых были сделаны пособия; использованию методов и приемов, стимулирующих эмоциональную и познавательную активность.

Трудности возникали при необходимости выполнить с предметом определенные действия: прикрепить колючки к ежику, посадить цветочки (на контактной ленте) на полянки. Таким детям оказывалась индивидуальная помощь.

На формирующем этапе эксперимента были подобраны, изготовлены и апробированы дидактические игры, направленные на формирование представлений о цвете, форме, размере предметов.

I. Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:

1. «Спрячь зайчат»

Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 6 цветах (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).

2. «У кого какое платье»

Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать 6 основных цветов.

  1. «Собери лепесточки»

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста