Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение
Дидактическая задача: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Дидактическая задача: учить находить предмет соответствующего цвета, закреплять различение цвета.
5. «Собери капельки в стакан»
Дидактическая задача: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
(Приложение 2)
II. Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:
1. «Подбери фигуру».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. «Кому какая форма».
Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (квадратов, прямоугольников).
3. «Геометрическое лото».
Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)
4. «Собери машину»
Дидактическая задача: учить собирать целое из частей геометрических фигур.
(Приложение 3)
III. Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:
1. «Башня»
Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.
2. «Что там? «
Дидактическая задача: учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
3. «Сбор фруктов»
Дидактическая задача: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
4. «Чья конура?»
Дидактическая задача: учить подбирать предметы, соответствующие по величине.
5. «Три медведя»
Дидактическая задача: учить подбирать предметы, соответствующие по величине. (Приложение 4)
IV. Комплексные дидактические игры
1. «Цвет и форма».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о 4 геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 6 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.
Дидактическая задача: учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.
(Приложение 5)
2.3. Динамика сенсорного развития
детей младшего дошкольного возраста
Чтобы проверить, насколько повысился уровень развития детей после проведения системы дидактических игр на формирующем этапе, был проведён контрольный этап эксперимента.
Цель: выявить закрепление знаний младших дошкольников 2009 – 2010 года, участвующих в эксперименте, сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников с результатами констатирующего этапа эксперимента.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: сенсорное обследование с наглядным объяснением.
Повторное обследование проводилось в апреле 2013 года с теми же детьми и с использованием тех же заданий, что и до контрольного этапа эксперимента. По итогам обследования получили следующие результаты:
Таблица № 4
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета после проведения формирующего этапа эксперимента
№ п/п |
Возраст ребенка |
Фамилия, Имя ребенка |
Баллы |
Уровень |
1. |
12.12.09. |
А. Карим |
3 балла |
Высокий |
2. |
24.10.10. |
Г. Диляра |
2 балла |
Средний |
3. |
15.10.10. |
Г. Диана |
2 балла |
Средний |
4. |
28.10.10. |
З. Геральд |
2 балла |
Средний |
5. |
19.10.10. |
З. Варвара |
2 балла |
Средний |
6. |
25.04.10 |
К. Камиль |
3 балла |
Высокий |
7. |
16.12.09. |
К. Эмилия |
3 балла |
Высокий |
8. |
09.02.10. |
М. Нияз |
3 балла |
Высокий |
9. |
28.11.09. |
Н. Азалия |
3 балла |
Высокий |
10. |
12.12.09. |
С. Эдгар |
3 балла |
Высокий |
11. |
15.07.10 |
С. Азалия |
2 балла |
Средний |
12. |
26.07.10. |
Ш. Самира |
3 балла |
Высокий |
Итог: |
В.У. – 7; С.У – 5 |
Диаграмма №4
Таблица № 5
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы после проведения формирующего этапа эксперимента
№ п/п |
Возраст ребенка |
Фамилия, Имя ребенка |
Баллы |
Уровень |
1. |
12.12.09. |
А. Карим |
3 балла |
Высокий |
2. |
24.10.10. |
Г. Диляра |
2 балла |
Средний |
3. |
15.10.10. |
Г. Диана |
2 балла |
Средний |
4. |
28.10.10. |
З. Геральд |
2 балла |
Средний |
5. |
19.10.10. |
З. Варвара |
2 балла |
Средний |
6. |
25.04.10 |
К. Камиль |
3 балла |
Высокий |
7. |
16.12.09. |
К. Эмилия |
3 балла |
Высокий |
8. |
09.02.10. |
М. Нияз |
2 балла |
Средний |
9. |
28.11.09. |
Н. Азалия |
3 балла |
Высокий |
10. |
12.12.09. |
С. Эдгар |
3 балла |
Высокий |
11. |
15.07.10 |
С. Азалия |
2 балла |
Средний |
12. |
26.07.10. |
Ш. Самира |
3 балла |
Высокий |
Итог: |
В.У. – 6; С.У. – 6. |
Диаграмма № 5
Таблица № 6
Диагностика знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины после проведения формирующего этапа эксперимента
№ п/п |
Возраст ребенка |
Фамилия, Имя ребенка |
Баллы |
Уровень |
1. |
12.12.09. |
А. Карим |
3 балла |
Высокий |
2. |
24.10.10. |
Г. Диляра |
2 балла |
Средний |
3. |
15.10.10. |
Г. Диана |
2 балла |
Средний |
4. |
28.10.10. |
З. Геральд |
2 балла |
Средний |
5. |
19.10.10. |
З. Варвара |
2 балла |
Средний |
6. |
25.04.10 |
К. Камиль |
3 балла |
Высокий |
7. |
16.12.09. |
К. Эмилия |
3 балла |
Высокий |
8. |
09.02.10. |
М. Нияз |
3 балла |
Высокий |
9. |
28.11.09. |
Н. Азалия |
3 балла |
Высокий |
10. |
12.12.09. |
С. Эдгар |
3 балла |
Высокий |
11. |
15.07.10 |
С. Азалия |
2 балла |
Средний |
12. |
26.07.10. |
Ш. Самира |
3 балла |
Высокий |
Итог: |
В.У. – 7; С.У – 5. |
Диаграмма № 6
Сравнительный анализ полученных данных с умениями и знаниями младших дошкольников с результатами констатирующего и контрольного этапа эксперимента представлен в таблице № 7 (Приложение № 1).
По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования представлений о цвете, форме и величине предметов и должны проводиться систематически, а не от случая к случаю.
Выводы по второй главе
Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, и целенаправленно проводились дидактические игры, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем до проведения дидактических игр.