Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

словаря детей дошкольного возраста12





ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22




Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение £Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

 

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

 

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы  6

 

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме  9

§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

 

словаря детей дошкольного возраста12

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.

§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного

возраста  16

§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии

словаря детей старшего дошкольного возраста  22

 

 

 

 

Заключение 29

Список литературы    31

Приложения                                                                                                               33

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших составлявших работы по развитию речи детей дошкольного возраста является словарная работа. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Особенность развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.

Однако, организуя детскую деятельность и осуществляя ознакомление с окружающим, педагоги не всегда используют в полной мере все имеющиеся возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально - ценностное отношение к действительности. Задачи словарной работы, как бы являются второстепенными для педагога (в лучшем случае словарь детей обогащается словами-существительными), идет простое обговаривание увиденного. Педагоги не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще включать в систему работы по развитию детского словаря дидактические игры и словарные упражнения.

Исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной показывают, что развитие словаря детей дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях возможно и полезно, но для этого педагогам требуется хорошая ориентировка в том, какие игры использовать, как можно варьировать задачи, игровые действия и правила игр, каково педагогическое руководство дидактическими играми и упражнениями.

Это обстоятельство обуславливает выбор темы курсовой работы: «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей».

Проблема исследования - каковы эффективные пути развития словаря детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития   словаря   детей   старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:

    • проанализировать  психолого-педагогическую     литературу     по проблеме исследования;
    • изучить      возможности   дидактической   игры   и   лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;
    • выявить уровень лексического развития детей старшего дошкольного возраста;

• подобрать и апробировать дидактические игры и лексические упражнения, направленные на расширение словаря детей старшего дошкольного возраста;

• проанализировать результаты опытно-педагогической работы.

Нами были использованы следующие методы: метод анализа и обобщения литературных данных; метод статистической обработки полученных данных; обследование, беседа; наблюдение и другие.

Опытно- педагогическая работа проводилась на базе МДОУ № 9 «Улыбка» с детьми старшей возрастной группы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

 

1.1. Психолого-лингвистические основы словарной работы.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения (1).

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо обратиться к характеристике слова, его роли в языке и речи.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения — это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения — сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т. е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону — систему связей и отношений, которая в нем выражается. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив (2).

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные   особенности.   В   течение  дошкольного  детства  осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.

О.С. Ушакова подчеркивает, что воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания (24).

Следует различать значение и смысл слова. Смысл — это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.

Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой — точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.

Анализ процесса освоения детьми лексики родного языка позволяет выделить два аспекта методики словарной работы. Первый связан с усвоением предметной отнесенности слова и его понятийной стороной в процессе ознакомления с окружающим, с развитием познавательной деятельности детей. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова (26).

Выделяют четыре основные задачи словарной работы в детском саду:

  1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Активизация словаря.
  4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных).

Выделяют две группы методов словарной работы: Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря). Включает методы:

- непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии;

- опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, словарные (лексические) упражнения (2).

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

 

1. 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме.

Под лексической стороной речи понимают словарь. Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями (27).

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено так же развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми (12).

На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребёнка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребёнка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (собака— «бака»). Лепет постепенно переходит в слова. Это, прежде всего слова, состоящие из повторяющихся слогов типа «па-па», «ма-ма» (12).

Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам родного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает ещё грамматическим значением.

Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей