Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

словаря детей дошкольного возраста12





ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22




Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

Критерии оценки:

1 балл — подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов — не соответствует; 10 баллов - высшая оценка.

 

 

Задание № 3. Подбор синонимов. Речевой материал для обследования: слова - хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Проводили в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагали подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляли 10 слов.

Перед началом игры детям давалась инструкция: «Скажи это же слово только по-другому», далее мы приводили пример: «Если на улице хмурая погода, как по-другому мы ещё можем о ней сказать?».

Это задание оказалось для детей самым трудным. Только 3 ребенка (Алина А., Жанна Ф., Андрей Т.) смогли подобрать синонимы к большей части предложенных слов. Остальные дети испытывали существенные трудности. Некоторые вообще отказывались от предложенной игры, ссылаясь на нежелание или усталость (Вова М., Артём М.), другие, подобрав синоним к слову хмурый, дальше просто говорили, что не знают (Антон Ш., Инна Д.). Остальные дети подбирали слова-синонимы только к части из предложенных слов. Наиболее часто дети называли следующие синонимические пары: «большой - огромный», «идти - шагать», «разговаривать - говорить», «хмурый - грустный», «весёлый - смешной». Когда дети испытывали затруднение, мы задавали им наводящие вопросы, например: «Ты видишь, что кто-то плачет. Как можно другими словами сказать, что он плачет?»

 

Критерии оценки:

1 балл — подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов — не соответствует семантическому полю; 10 баллов - высшая оценка.

 

 

Задание № 4. Подбор определений. Речевой материал для обследования: слова - мяч, яблоко, дерево, собака, человек.

Проводили в форме игры в слова. Ребенку предлагали придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляли    5 слов.

Например, дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?

Задание на подбор слов-признаков к предметам было выполнено всеми детьми. Ребята подбирали по 3-5 прилагательных к существительным. Среди слов, названных детьми, часто встречались прилагательные, которые обозначают цвет, форму, величину (большой, маленький, красное, круглое). Реже встречались прилагательные оценки (красивая, хорошая, сладкое). Наблюдались замены слов (яблоко «низкое», вместо «маленькое»; кукла «пушистая», вместо «мягкая») (Артем М.). Трудности при выполнении задания на подбор прилагательных обнаружены у Артема М., Вовы М, Инны Д.. Эти дети подобрали к некоторым существительным по одному или два слова-признака. Труднее всего детям было подобрать определения к слову «человек».

Критерии оценки:

2   балла  —  придумано   более   3   слов,   семантически   соответствующих

названному;

1 балл — менее 3 слов;

О баллов - ответ не соответствует семантическому полю слова; 10 баллов - высшая оценка.

В ходе диагностики мы фиксировали ответы детей для того, чтобы выявить уровень лексического развития ребенка. На данном этапе разработали таблицу, отражающую результаты диагностики (Приложение 1).

Проанализировав ответы детей, полученные нами в ходе проведения задания «Классификация понятий», мы получили следующие результаты: 6 человек (Юля П., Инна П., Даниил 3. Илья У., Света Щ., Алина А.) получили высшую оценку - 30 баллов; 25-29 баллов у 7 детей (Ира Г., Антон Ш., Андрей Т., Жанна Ф., Максим Н., Артем М., Света Ч.); менее 25 баллов у 3 детей (Игорь 3., Вова М., Инна Д.). Результаты диагностики занесены в таблицу № 1

«Результаты диагностики состояния лексической стороны речи у старших дошкольников » (Приложение 1).

Задание на подбор антонимов оказалось для детей сложным, многие испытывали значительные затруднения, что и отразилось в баллах, полученных детьми за выполнение данного задания: высшая оценка 10 баллов у 2 детей (Алина А., Андрей Т.); 8-9 балов у Жанны Ф., Светы Щ.; 5-7 баллов у 7 детей (Инна П., Даниил 3., Илья У., Вова М., Максим Н., Инна Д., Света Ч..); менее 5 баллов у 5 детей (Юля П., Ира Г., Антон Ш., Игорь 3., Артем М.).

Проанализировав ответы детей, полученные нами в ходе выполнения задания на подбор синонимов, мы получили следующие результаты: 7-9 баллов у 3 детей (Андрей Т., Жанна Ф., Алина А.); 5-6 баллов у Инны П., Даниила 3., Игоря 3., Максима Н., Светы Ч.; менее 5 баллов - Юля П., Ира Г., Илья У., Света Щ., Инна Д.; 0 баллов - Артем М., Вова М.

После проведения задания на подбор определений к существительным получили следующие результаты: 10 баллов получили Алина А., Жанна Ф., Андрей Т.; 7-9 баллов у 6 детей (Юля П., Инна П., Игорь 3., Света Щ., Максим Н, Света Ч.); 5-7 баллов у Даниила 3., Антона Ш., Инны Д.; менее 5 баллов у 2 детей (Артем М., Вова М.).

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитали суммарную оценку.

51-60 баллов - соответствует высокому уровню лексического развития; 35 - 50 баллов - среднему;

менее 35 - низкому уровню лексического развития ребенка.

Анализ результатов диагностики показал, что уровень лексического развития у детей исследуемой группы различен. Высокий уровень обнаружен у 4 детей (Жанна Ф., Андрей Т., Алина А., Света Щ.), что составляет 25 % от общего количества обследованных детей.

Средний уровень лексического развития выявлен у 8 детей (Юля П., Инна П., Ира Г., Даниил 3., Илья У., Игорь 3., Максим Н., Света Ч.), что составляет 50% от общего количества обследованных детей.

Низкий уровень лексического развития обнаружен у 4 детей (Вова М., Артем М., Инна Д., Антон ILL), что составляет 25% от общего количества обследованных детей.

Для развития лексики у детей исследуемой группы необходима специально организованная работа, которую мы осуществляли на следующем этапе опытно-педагогической работы.

 

 

§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель следующего этапа опытно-педагогической работы - развитие лексического строя речи у детей исследуемой группы с использованием дидактических игр и упражнений

Мы подобрали и апробировали дидактические игры и упражнения, направленные на развитие лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, которые проводили на прогулке, во время свободной деятельности детей.

Подбор материала для игр и упражнений осуществляли с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Использовали различную наглядность: картинки, игрушки, предметы и т.д.

Дидактические игры, проведенные нами, были направлены на уточнение и активизацию у детей имеющегося словарного запаса, поэтому новые слова в играх не вводили.

Мы подобрали и провели игры направленные на расширение предметного словаря. Набор игр типа «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Угадай, что изменилось», «Один — много», «Кто чем питается, кто чем защищается», «Большие и маленькие», «Что забыл нарисовать художник»

и др. были интересны детям и помогли уточнить знания о предметах и их частях, о животных и их детенышах, о растительном мире.

Очень весело прошла игра, направленная на уточнение представлений детей о названии предметов «Что вы видите вокруг?». Дети усвоили, что нас окружают предметы, каждый из которых имеет свое название, и поупражнялись в придумывание слов, которые ничего не значат (Приложение 2).

В игре «Кого, что?» учили детей дифференцировать вопросы, определяющие одушевленность и неодушевленность существительных, активизировали словарь по темам: «Дикие животные», «Растения», «Наш город». Дети были активны, заинтересованы, давали множество вариантов ответов на поставленные вопросы. Кроме того, эта игра способствовала и развитию грамматического строя речи - мы упражняли детей в изменении формы одушевленных существительных, употребляя их в винительном падеже единственного числа (Приложение 2) .

Полнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Овощи» помогло словарное упражнение, в ходе которого дети рассматривали картинки и отвечали на вопросы. Ответ давали полным предложением или словосочетанием, а не одним словом (Приложение 2).

Аналогичные упражнения проводили по темам: «Фрукты», «Деревья» «Дикие животные», «Домашние животные» и др.

Развитие активного и пассивного словаря тесно связано с закреплением у детей навыков пользования предложениями. Игра «Помоги Незнайке» очень нравилась детям. Она направлена на то, чтобы ребенок закончил предложение, вставив пропущенное слово.

В игре «Подскажи слово» закрепляли знания детей о частях предметов. Например, Лиза, вымой ... (руки, шею, лицо). Никита, почини у стул а... (спинку, ножки, сиденье). Второй вариант этой игры был направлен на то, чтобы научить детей распространять предложения однородными членами.

Дети заканчивали предложения типа: Мальчик ест суп,...(кашу, рагу). Девочка пьет сок, ...(чай, компот). Мама шьет платье, ...(сарафан, брюки). Эти игры помогли актуализировать словарь детей, упражняли в быстром подборе нужного слова, формировали грамматический строй речи.

Уточнению, расширению, обогащению и актуализации глагольного словаря способствовали игры: «Водитель» (учили детей различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками, подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу - несколько существительных), «Скажи наоборот» (подбор глаголов-антонимов) (Приложение 3).

Так, дети производили действия с машинками и «подсказывали» правильное слово-действие: Машинка из гаража -...(выехала). Машинка к дому -...(подъехала). От дома (отъехала). В ворота - ...(заехала) и т.п. Это задание вызвало определенные трудности у детей (Илья У., Ира Г, Артем М., Антон ILL). Эти дети не правильно подбирали приставочные глаголы, не дифференцировали глаголы «въехала», «подъехала», «переехала». После индивидуальной работы, проведенной нами, дети научились правильно подбирать подходящий по смыслу глагол.

Также мы упражняли детей в восприятии и различении на слух глаголов единственного и множественного числа; учили подбирать к глаголу существительное в единственном и множественном числе в соответствии с числом глагола. Детям предложили посмотреть на картинки и догадаться о ком говорится: играет - играют; идет - идут; поет - поют; рисует - рисуют; несет - несут; говорит - говорят; сидит - сидят; отвечает -отвечают и т.п. Затем дети самостоятельно называли пары слов. Такая предварительная работа (называние слов после педагога), способствовала хорошей результативности. Все дети справились с заданием.

Обогащению словаря прилагательными способствовали такие игры и упражнения, как «Что такого же цвета?», «Угадай, что это?», «Какой, какая, какие?». «Отгадай-ка» и другие (Приложение 2).

Детей учили правильно отвечать на вопрос: «Какой по материалу?» и образовывать относительные прилагательные, упражняли в распространении предложений путем введения однородных определений.

В игре «Отгадай-ка» закрепляли умения детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки и по описанию узнавать предмет. Дети по очереди рассказывали о предмете, который находился в групповой комнате, не глядя на него. Для описания предмета использовали прилагательные, обозначающие цвет, величину, форму предмета. Один ребенок (водящий) описывал предмет, а остальные участники угадывали загаданный предмет. Отгадавший получал камешек и становился водящим (Приложение 2).

Много времени уделяли работе над синонимами и антонимами, так как у большинства детей в ходе диагностики были вывялены трудности при подборе слов синонимов и антонимов. Мы предложили детям лексические упражнения. Обязательными условиями подбора и проведения данных упражнений были следующие: правильный подбор слов, постепенное усложнение заданий, связь с предыдущими этапами работы над словом.

Вначале упражняли детей в подборе антонима к заданному слову, причем, использовали существительные, прилагательные, глаголы, наречия (тихо - ... (громко), трудно - ..(легко), легкий - ...(тяжелый), говорить - ...(молчать)); учили выбирать антонимы в пословицах, поговорках, рассказах («Готовь сани летом, а телегу зимой»,«Труд кормит, а лень портит»); затем предлагали задание на самостоятельный подбор антонимов в предложении («Закончить предложение, начатое педагогом») , составление предложений с заданной парой антонимов.

Работа над синонимами проводилась с постепенным усложнением материала лексических упражнений: вначале дети подбирали синонимы к глаголам (отыскать - найти, шалить - баловаться), затем учились заканчивать предложение, выбрав близкое по значению прилагательное (Вчера день был теплый, а сегодня ... (жаркий)), подбирали синонимы к прилагательным в словосочетаниях (искусный мастер (хороший, умелый)) (Приложение 3).

Для закрепления и активизации словаря синонимов и антонимов проводили дидактические игры: «Слова-неприятели», «Найди другое слово», «Наоборот», «Противодействие» (Приложение 3).

Цель игры «Слова-неприятели» - подбирать слова, противоположные по смыслу на материале стихотворения Д. Чиарди «Прощальная игра». Затем дети самостоятельно придумывали слова противоположные по значению. Затруднения возникли у Вовы и Инны, которые сумели выделить слова антонимы в стихотворении, но затруднялись самостоятельно придумать пары.

В игре «Найди другое слово» упражняли детей точно обозначать ситуацию с помощью слов и подбирать синонимы и антонимы. Дети подобрали следующие пары синонимов: тонкая, ветхая (веревка), крепкая, прочная, крепкий мальчик (здоровый, сильный); пары антонимов: длинный -короткий, глубоки - мелкий,, легкий — тяжелый и т.д.

Развитию у детей сообразительности, быстроты мышления, словаря антонимов помогла игра «Наоборот», которую мы проводили в групповой комнате. В игре использовали мяч. Дети сели на стулья в кружок. Мы называли слово и бросали кому-нибудь из детей мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорил слово, противоположное по смыслу, и возвращал мяч. Мы использовали следующий речевой материал: направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затруднялся ответить, остальные дети хором произносили нужное слово.

Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей