Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

словаря детей дошкольного возраста12





ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22




Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Для отработки и закрепления обобщающих понятий использовали игры «Четыре слова» (дети подбирали слова, относящиеся к родовым категориям

«животные», «рыбы», «птицы»), «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения». Эти игры предполагали активный поиск обобщающего слова, понимание его значения и отнесенности к определенной группе. На начальном этапе нашей работы перечисленные игры вызывали у некоторых детей трудности. Так, Артем М.. очень долго вспоминал подходящее слово, Вова М. путал понятия «Одежда» - «Обувь», Инна Д. подбирала слова, не относящиеся к заданной категории.

Постепенно дети овладевали навыками правильного и быстрого подбора слов к обобщающему понятию. Этому способствовали лексические упражнения, проведенные нами. Лексические или словарные упражнения, в отличие от дидактических игр, не имеют игровых правил. Они использовались нами не только для закрепления знаний детей в области лексики, но и помогали вводить новые слова, обобщающие понятия, объяснять смысл слов. Материалом для лексических упражнений служили слова, словосочетания, антонимы, синонимы.

Мы упражняли детей в обобщении предметов через подведение слов видового значения под родовое название (кровать, стол, стул - ... мебель, туфли, сапоги, сандалии — .... обувь); в обобщении через противопоставление (Сорока — птица, а жук? Сарафан— одежда, а ботинки?). Дети составляли словосочетания и предложения с обобщающими понятиями, что способствовало не только активизации и актуализации словаря, но и развитию грамматического строя речи (Приложение 5).

Словарную работу проводили так, чтобы пробудить у детей интерес к семантическим наблюдениям. Мы часто задавали детям вопрос: «Почему этот предмет так называется? ». В процессе подобных наблюдений дети овладевали значениями слов, у них формировались практические морфологические обобщения. Это, в свою очередь, оказывало положительное влияние на формирование словообразовательных процессов.

Так, при выполнении игрового упражнения, цель которого - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, дети образовывали уменьшительно- ласкательную форму от существительных: куртка, пальто и т.д. Эта упражнение помогло понять разницу в звучании слов, обозначающих большие и маленькие предметы. В других подобных играх дети без особых усилий образовывали уменьшительную форму слов.

Таким образом, нами проведена работа, направленная на развитие лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы использовали различные задания, словесные игры и упражнения, которые способствовали расширению, актуализации, обогащению, уточнению словаря и помогали детям преодолеть свою застенчивость, что, в свою очередь способствовало развитию активной познавательной речевой деятельности. Дети стали более общительными, повысилась их речевая активность. В своей самостоятельной речи они стали чаще пользоваться прилагательными, глаголами, наречиями, обогатился словарь существительных.

Дети научились достаточно быстро подбирать из своего словарного запаса нужные слова, различать оттенки в значении слова, вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова, обобщать, выделять главное, сравнивать, подбирать и употреблять в речи антонимы и синонимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применение методов и форм обучения, способствующих ускорению умственного развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих (дидактических) игр, относится к таким методам.

Наше опытно-педагогическое исследование было направлено на изучение возможностей дидактических игр и лексических упражнений как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

В теоретической части были изучены и проанализированы работы видных отечественных ученых A.M. Бородич, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, М.М. Алексеевой, О.С. Ушаковой и других, посвященные проблеме развития словаря детей дошкольного возраста, изучению возможностей дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей.

Опытно- педагогическая работа проводилась с детьми старшей возрастной группы.

На первом этапе мы изучили особенности словаря детей исследуемой группы (16 человек) и выявили уровень лексического развития. Для диагностики использовали методику, предложенную М.А. Поваляевой, которая включала 4 задания.

Анализ результатов диагностики показал, что уровень лексического развития детей исследуемой группы различен. Высокий уровень обнаружен у 25 % обследованных детей, средний уровень у 50% детей и низкий уровень лексического развития обнаружен у 25% обследованных детей.

Известно, что игра - это эффективное средство воспитательно-образовательной работы с детьми, поэтому развитие лексической стороны речи осуществляли в ходе специально подобранных игр и игровых упражнений.

Словесные игры и упражнения проводили на прогулке, во время свободной деятельности детей. Они были направлены на активизацию, актуализацию, обогащение, уточнение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий; на употребление обобщающих понятий, подбор синонимов, антонимов.

Мы пришли к выводу, что при решении задач лексического развития детей значительное место должны занимать речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, активизировать и актуализировать словарь детей, научить точному употреблению слов. Дидактические игры и упражнения создают условия для речевой практики детей, предупреждают речевые недостатки, развивают внимание к слову и его значению, обеспечивают многократное повторение ими речевого материала, тренируют в выборе нужного речевого варианта.

В ходе опытно-педагогической работы были решены поставленные цели и задачи. Подобраны дидактические игры и упражнения, направленные на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста. Этот материал может применяться педагогами ДОУ и родителями для занятий с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М.,   Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000.
  2. Алексеева М.М.,   Яшина В.И. Речевое   развитие   детей.//Дошкольное воспитание, № 2, 1986.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985.
  4. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.
  5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993.
  6. Волкова   Г.А.    Психолого-логопедическое    исследование   детей   с нарушениями речи. - СПб., 1993.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

9. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. - Екатеринбург, 2002. 
Ю.Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском

саду. - Ростов-н/Д., 2002. 11.Колунова Л.А., Ушакова О.С. «Умноватый мальчик». Работа над словом

в  процессе  развития  речи  старших дошкольников  // Дошкольное

воспитание, 1994, № 9. 12.Лалаева    Р.И.,    Серебрякова    Н.В.    Формирование    лексики    и

грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -

СПб.; 2001.

13.Любина Г. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития

//Ребенок в детском саду, 2004, №2. 14.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. 15. Миронова  С. А.   Развитие  речи  дошкольников   на  логопедических

занятиях. -М., 1991.

16.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников./Под

ред. О.С. Ушаковой. - М., 1996. 17.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 18.Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание, 2006, №1. 19.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. 20.Сохин    Ф.А.    Психолого-педагогические    основы    развития    речи

дошкольников. - Воронеж, 2002. 21.Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей

дошкольного возраста. -М., 1979. 22.Ткаченко   Т.А.   Логопедическая   тетрадь:   Формирование   лексико-

грамматических представлений. - СПб., 1999. 23.Ушакова   О.С,   Струнина   Е.М.   Методика   развития   речи   детей

дошкольного возраста. - М., 2003. 24.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в

детском саду. - М., 2004. 25.Ушакова  О.С.  Развитие  речи  детей  на  занятиях  //  Дошкольное

воспитание, 1980, № 10. 26.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М., 1999. 27.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с

дошкольниками. - М., 2003. 28.Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи /Под ред.

В.В. Гербовой. - М., 1983.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зз

 

Таблица № 1. Результаты диагностики состояния лексической стороны речи у старших дошкольников.

 

п\п

Ф.И. ребенка

Диагностические задания для изучения словаря, оценка в баллах

Общая оценка, в баллах

Уровень лексического развития детей

 

 

Классификация понятий

Подбор антонимов

Подбор синонимов

Подбор определений

 

 

1

Юля П.

30

4

4

7

45

Средний

2

Инна П.

30

7

5

8

50

Средний

3

Ира Г.

28

4

4

6

42

Средний

4

Даниил 3.

30

6

6

5

47

Средний

5

Антон Ш.

25

2

1

6

34

Низкий

6

Илья У.

30

6

3

8

47

Средний

7

Игорь 3.

22

3

5

7

37

Средний

8

Света Щ.

30

8

4

9

51

Высокий

9

Алина А.

30

10

9

10

59

Высокий

10

Андрей Т.

28

10

7

10

55

Высокий

11

Жанна Ф.

29

9

8

10

56

Высокий

12

Вова М.

16

7

0

4

27

Низкий

13

Максим Н.

25

7

5

7

44

Средний

14

Артем М.

26

4

0

3

33

Низкий

15

Инна Д.

20

6

1

5

32

Низкий

16

Света Ч.

27

7

6

7

47

Средний


 

Дидактические игры и упражнения

на активизацию словаря

Что вы видите вокруг? Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Ход игры

  • Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
  • Перед вами две девочки. Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
  • Что значит слово... мяч, кукла, ручка?
  • У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут.) А что обозначает слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку)? (Ею открывают и закрывают дверь.)
  • Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово плим. Я повторяю снова -Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет -Плим, плим, плим. И ничего не значит Плим, плим, плим.

- Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат.

 

 

Отгадай-ка!

Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Игровые действия. Передача камешка. Отгадывание, о чем рассказал участник игры.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает:

— Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек в руки любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.

Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей