Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа
Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.
§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6
§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития
словаря детей дошкольного возраста12
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22
Заключение 29
Список литературы 31
А.Н. Гвоздев отмечает, что первые осознанно употребляемые слова ребенок начинает произносить в начале второго года жизни. Переход к новой ступени, в данном случае к пользованию словом, осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более (7).
В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого (12).
В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», « как это называется? »
Несмотря на то, что к 3,5 — 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения (12).
Позднее, по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, соотносит усвоенное слово с более общим понятием и в речи ребенка появляются слова обобщающего характера.
Постепенно ребенок овладевает переносным значением слова, афоризмами.
А.Н. Гвоздева отмечает, что к трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия, уточняются значения слов. К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. Из них 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8 % - прилагательные, 5,8% - наречия.
К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия (7, 27).
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка
Таким образом, по мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. К концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь.
1. 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития словаря детей дошкольного возраста.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через задачу, игровые действия, правила (3).
Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря — природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению (1).
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста. Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используют дидактические игры с игрушками. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2—3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры — его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность.
В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.
Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх. В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении (16).
Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания. Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на употребление детьми наименований предметов и их признаков (активизируются имена существительные, глаголы, прилагательные); классификацию предметов и их обобщение; семантизацию лексики (раскрытию смысловой стороны слова); подбор антонимов и синонимов; усвоение многозначности слов.
Существуют разные виды дидактических упражнений. В дошкольной методике развития речи принято выделять лексические или словарные упражнения, которые служат для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка.
Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом. Словарные упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов (1).
Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим (23)
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью (10).
Таким образом, говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные дидактические игры и лексические упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного возраста.
Опытно- педагогическая работа проводилась на базе ДОУ № 9 «Улыбка» с детьми старшей возрастной группы (16 человек).
Цель опытно-педагогической работы: провести работу с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие лексического строя речи с применением дидактических игр и словарных упражнений.
Для решения поставленной цели мы сформулировали задачи опытно-педагогической работы:
4. Проанализировать
результаты опытно-педагогической работы.
Изучение лексического запаса у детей
исследуемой группы проводили в
индивидуальной форме с использованием методики, предложенной М.А. Поваляевой. В данную диагностику включены 4 задания: «Классификация понятий», «Подбор антонимов», «Подбор синонимов», «Подбор определений». Суммарный балл по результатам выполнения всех заданий и определяет уровень лексического развития детей исследуемой группы.
Педагогическое обследование, проведенное нами в октябре 2008 года, проходило в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка. Диагностику проводили по частям во время свободной деятельности детей. Задания, предложенные детям, были направлены на изучение особенностей словаря. Ответы детей фиксировали, а затем подвергали анализу.
В ходе диагностики проверяли способность детей быстро находить нужные слова (подбирать наиболее точное слово), употреблять обобщающие понятия.
Задание № 1. Классификация понятий. Материал для обследования: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта.
Ребенку называли понятие, обозначающее группу картинок, затем просили дать подробное определение понятия и отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
В ходе выполнения данного задания у ряда детей наблюдались трудности, так Вова М., Максим Н., Артём М., Инна Д., Света Ч., Игорь 3. путали понятия «домашние» и «дикие животные», при отборе картинок также наблюдался неправильный выбор. Дети затруднялись объяснить, кто такие дикие животные, домашние животные и чем они отличаются.
Даниил 3., Антон Ш., Илья У., не смогли дать определение понятия «транспорт» (обозначили словом «чтобы ездить»), но картинки подобали верно.
Все дети дали правильное определение понятию «игрушки» и не допускали ошибок при подборе картинок к обобщающему слову.
Двенадцать детей дали верное определение понятиям «фрукты» и «овощи» и только четверо (Антон Ш., Вова М., Инна Д., Игорь 3.) затруднялись в дифференциации этих понятий и при подборе картинок испытывали существенные трудности. Дети не знали название некоторых фруктов (ананас), наблюдались замены слов, входящих в одно родовое понятие (лимон - апельсин, апельсин - мандарин) (Игорь 3., Вова М.); использовали словосочетание «чтобы кушать» для обозначения обобщающего понятия «фрукты» (Антон Ш.).
Критерии оценки:
В этом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок.
1 балл - каждый верный выбор; 0 баллов - неверный выбор; 30 баллов -высшая оценка.
Задание № 2. Подбор антонимов. Речевой материал для обследования: слова - грустный, белый, молодой, тонкий, трусливый, высоко, далеко, смеяться, бежать, разговаривать.
Проводили в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагали поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляли 10 слов.
Это задание вызвало у большинства детей существенные трудности. Некоторые дети не понимали, что значит наоборот (Антон Ш. вначале долго думал, а затем сказал: «Я не знаю как наоборот»). Мы приводили примеры, использовали наглядность в виде картинок и предметов.
Такие дети как Антон Ш., Игорь 3., Юля П., Ира Г. Артём М., не смогли подобрать антонимы ко многим из предъявленных слов. Они просто говорили: «не знаю», или называли слово с приставкой не. Другие дети давали неправильные варианты. Например, Света Щ. к слову «грустный» подобрала слово «красивый», а к слову «тонкий» - «жирный»; Жанна Ф. к слову «высокий» подобрала слово «маленький», а к слову «бежать», подобрала слово «идти».
Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей