Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:56, дипломная работа
Цель: разработка дидактических средств развития пространственных представлений младшего школьника.
Для достижения цели данного исследования нами были
поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;
выявить сущность, особенности пространственных представлений младших школьников;
Введение
«Обучение геометрии может
иметь смысл, если только используются
связи с привычным
Г. Фройденталь.
Актуальность
В современном обществе образование характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Основная задача образования – создание условий для формирования гармонически развитой личности.
Достижение этой цели
имеет не только теоретический, но и
практический смысл. Современное начальное
математическое образование является
частью системы среднего образования
и в то же время своеобразной самостоятельной
ступенью обучения. За последние годы
начальное математическое образование
претерпело ряд изменений, которые
прежде всего связаны с изменением
целей начального образования, переходом
на четырехлетнее начальное
Кардинальное изменение
В настоящее время учителям традиционной начальной школы предлагается ряд обновленных и новых программ по математике, оснащенных учебно-методическими комплектами. Однако, несмотря на то, что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников не представляется спорной ни в одной из сегодняшних методических систем обучения математике в начальных классах, структурный анализ содержания наиболее популярных сегодня учебных пособий по математике показывает крайне недостаточную содержательную разработанность этого вопроса в курсе математики начальных классов.
Проблемами развития пространственных представлений занимались многие психологи и методисты. Среди психологов: Б.Г.Ананьев, Л.Л.Гурова, О.И.Галкина, И.П.Павлов, С.Л.Рубенштейн, И.М.Сеченов и другие исследователи механизма восприятия пространства. Методические вопросы, связанные с формированием и развитием пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии в начальной школе рассматривались И.И.Аргинской, М.А.Бантовой, Н.Б.Истоминой, М.И.Моро, А.М.Пышкало, Л.Г.Петерсон и др. Исследования психологов показывают, что пространство представлений развивается от сенсомоторного пространства, затем становится проективным и метрическим к 9-11 годам.
Однако в курсе математики начальных классов содержится недостаточно геометрического материала для того, чтобы сформировать у учащихся правильное восприятие метрического пространства, которое окончательно должно сформироваться к концу начальной школы и продолжить формирование в 5-6 классах.
Таким образом, возникает
противоречие между потребностью практики
и недостаточной научно-
Проблема обеспечения процесса обучения математике в начальной школе средствами развития пространственных представлений.
Цель: разработка дидактических средств развития пространственных представлений младшего школьника.
Объект: процесс обучения математике младшего школьника.
Предмет исследования: процесс развития пространственных представлений младшего школьника на уроках математики.
Гипотеза: встраивание специально разработанного методического инструментария в процесс обучения математике, обеспечит развитие пространственных представлений младшего школьника.
Для достижения
цели данного исследования нами
были
поставлены следующие задачи:
Методы:
-теоретический анализ
-изучение деятельности
-наблюдение;
-организация и проведение
- математическая обработка результатов;
Этапы:
Первый этап (май-июнь2009)
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
конструирование научного аппарата исследования.
Второй этап (сентябрь 2009-май 2010)
организация и проведение констатирующего этапа эксперимента;
организация и проведение формирующего этапа эксперимента.
Третий этап (октябрь-ноябрь 2009-май 2010)
Обработка полученных данных;
Литературное оформление квалификационной работы;
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных материалов учителями и студентами для проектирования процесса обучения математике, ориентированного на поддержание и развитие пространственных представлений младшего школьника.
Структура: Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы(62 источника), приложения. В работе предоставлено 4 таблицы,4 диаграммы,2 гистограммы.
База исследования:Гимназия№34,
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития пространственных представлений
1.1. Цели и методы формирования пространственных представлений в системе обучения математике в начальной школе
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.[46,с.92]
Пространственные
представления имеют большую
роль во взаимодействии
Развитие пространственных представлений и формирование на их основе пространственного мышления школьников является важнейшей частью их интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин. В частности, без сформированных пространственных представлений, на наш взгляд, невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту и специалистам многих других профессий. Невысокий уровень развития пространственного мышления и пространственного воображения на начальной ступени обучения является для ученика среднего и старшего звена обучения непреодолимым камнем преткновения для дальнейшей учебы. Формировать пространственные представления у 15-летних детей, рассчитывая, что это можно сделать быстро, - задача практически не выполнимая. Таким образом, мы вновь приходим к выводу о том, что формирование пространственного мышления должно начинаться в начальной школе, поскольку этот возраст, благодаря специфике психологического развития, наиболее благоприятен для формирования как базовой, так и операциональной стороны пространственного мышления.
Прежде чем
говорить о методике формирования пространственных
представлений необходимо выявить
сами принципы построения системы обучения
младших школьников элементам геометрии,
надо ответить на вопрос: зачем обучать
геометрии в начальной школе,
почему в настоящее время
Такое положение противоречит, во-первых, опыту ориентирования в пространстве и оперирования трехмерными телами, с которыми ребенок приходит в школу, а во-вторых, результатам детской психологии.
Как следствие, пространственное мышление детей оказывается недостаточно развитым, так как именно младший школьный возраст для его развития является наиболее благоприятным периодом. Этим в значительной мере обусловлены трудности изучения геометрии, особенно стереометрии, в старших классах. Но математика едина, и геометрия составляет ее органическую часть. Ослабление геометрической подготовки в аспекте развития пространственных представлений в начальной школе не только разрывает эту органическую связь, но и делает проблематичным решение важнейшей задачи общего математического образования – формирования культуры мышления. Геометрические же знания, в том числе и пространственные представления, получаемые детьми в начальной школе, не только скудны, но и носят догматический характер, что приводит к тому, что школьники не испытывают никакой потребности в обосновании их истинности.[16.c.29]
В отличие
от арифметики, изучение геометрии
в пространстве требует преимущественно
эмоционально-образных познавательных
стратегий, органичных для младших
школьников, и потому является исключительно
важным для полноценного интеллектуального,
эмоционального и эстетического
развития детей. В силу того, что
умение ориентироваться в пространстве
составляет необходимый компонент
любого вида учебной деятельности,
систематические занятия
Методы обучения младших школьников как вообще геометрии, так и пространственным представлениям в том числе, определяются, прежде всего, особенностями познавательных возможностей детей, а также самим предметом геометрии как науки о свойствах геометрических фигур[5,с.87]
Геометрические фигуры – это пространственные формы в «чистом виде», потому методы геометрии необходимо умозрительны. Но при первоначальном знакомстве с геометрией, в том числе - пространственной, опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании пространственных представлений является существенным. [7,c.82]
При изучении
геометрии младшими школьниками
опираться только на непосредственное
созерцание недостаточно. Так как
моторика ребенка и связанное
с ней мышечное чувство играет
в развитии психики, интеллекта и
личности фундаментальную роль, то
наглядное обучение пространственным
представлениям должно обеспечить возможность
оперировать предметными
На всех этапах изучения геометрии в школе, в том числе и в начальных классах, ученики имеют дело с графическими моделями геометрических фигур, реализованными на плоском листе бумаги. Это значит, что изображения пространственных фигур, а именно с них надо начинать обучение геометрии, должны быть в максимальной степени наглядными и правильными. В то же время такое положение требует от учащихся умения «читать» графическую информацию, умения оперировать такой информацией. Это умение состоит, с одной стороны, из умения представлять умозрительный образ, заданный его изображением, а с другой – изображать геометрический объект, заданный другими способами, например, вербальным описанием или предметной моделью, изготовленной из тех или иных материалов. Таким образом, еще одним из методов формирования пространственных представлений младшего школьника является графическое моделирование, которое, являясь универсальным методом обучения геометрии, выступает одновременно и как средство, и как цель обучения[20,с.56]
Задача эффективного развития пространственных представлений как основы пространственного мышления может быть решена только в том случае, если выделение геометрических фигур направляется «сверху вниз», то есть от пространственных форм и пространственных отношений к плоским, как естественным составляющим пространственных. Это значит, что пространственные и плоские геометрические фигуры должны изучаться взаимосвязано и взаимозависимо, то есть на основе принципа фузионизма. Процесс мысленного конструирования геометрических образов в целом, доминирующий на начальном этапе обучения, опирается на интуитивно понятное отношение прикосновения. Это отношение наглядно отражает свойство непрерывности, являющееся предметом изучения топологии, выделяя качественные свойства геометрических фигур и их положение в пространстве.