Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия дифференциации обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в образовательной школе.
Предмет исследования: дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Произвести историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода.
3. Провести диагностику знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода.
4. Выявить педагогические условия применения гендерного подхода при дифференциации обучения иностранному языку.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы гендерного подхода при дифференциации обучения 6
1.1. Междисциплинарный анализ категорий «обучение», «дифференциация», «гендер» 6
1.2. Гендерный подход при дифференциации обучения 12
1.3. Историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода при дифференциации обучения 17
Выводы по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по дифференцированному обучению иностранному языку на основе гендерного подхода 29
2.1. Основные принципы гендерного подхода в обучении иностранному языку 29
2.2. Диагностика знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода 37
2.3. Педагогические условия применения гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку 45
Выводы по главе 2 51
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа по педагогике.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

   Рассмотрим  общие принципы, отражающие не только гендерный подход.

   Принцип природосообразности предписывает учитывать в обучении гендерные, возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, не стремиться её переделать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая доступные ему зоны развития [9, 347]. Этот принцип означает отношение к девочке/мальчику как к части природы, что предполагает её/его воспитание и обучение в единстве и согласии с природой [9, 347]. Формы, методы и средства обучения иностранному языку выбираются с точки зрения их целесообразности. Следовательно, они могут быть разными в классах мальчиков и девочек [39, 40].

   Принцип культуросообразности означает, что культурное ядро содержания обучения иностранному языку должны составлять «универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ребенку определяется, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной  по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации» [9, 353].

   Принцип субъективности предполагает отношение к ребенку как к активному, свободному, равноправному участнику учебно-воспитательного процесса [20, 49-50].

   Принцип самоактуализации проявляется в побуждении и поддержке стремления девочек и мальчиков к проявлению своих природных и социально приобретенных возможностей [20, 50]. Иначе это послание индивиду – «Оставайся собой!».

   Принцип выбора означает, что невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка без выбора [20, 50].

   Принцип творчества и успеха предполагает, что индивидуальная и коллективная творческая деятельность на уроках иностранного языка позволяет определить и развить индивидуальные особенности учащихся, а достижение успеха в каком-либо виде деятельности на уроке способствует формированию позитивной Я – концепции личности мальчиков и девочек, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я» [20, 50].

   Принцип доверия и поддержки означает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к гендерной самореализации и самоутверждению [20, 50]. Вера родителей и педагогов в способности ребенка к изучению иностранных языков оказывает сильное влияние на веру самого ребенка в свои собственные способности и побуждает его к изучению иностранного языка.

   Рассмотрим  принципы, отражающие только специфику  гендерного подхода.

   Принцип эгалитаризма (равенства полов) предполагает равные возможности для обучения иностранному языку детей обоих полов, подготовки их к различным сферам жизнедеятельности в соответствии с их индивидуальными и половыми особенностями, развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности. Например, в развитии индивидуальности представителей мужского и женского пола важную роль играет эмоциональная сфера, однако, до недавних пор считалось, что мужчины не должны показывать свои чувства, проявлять свои эмоции. Сейчас они восстанавливают эту потерянную часть самих себя [45, 246].

   Принцип формирования гендерной  идентичности означает, что формирование гендерной идентичности необходимо осуществлять в культурной, педагогически организованной среде [20, 50]. Гендерная идентичность – аспект самосознания, ядром которого является переживание человеком себя как представителя определенного пола [20, 15]. Гендерная идентичность – это принятие определения мужественности и женственности, существующие в рамках данной культуры [39, 10].

   Принцип гендерного равновесия заключается в том, что в образовательном учреждении в преподавательском составе должно быть примерно равное количество женщин- и мужчин-педагогов,  которые своим каждодневным поведением дают своим воспитанникам эталонный вариант гендерного поведения [20, 50]. Кроме того, согласно исследованиям Л. Ю. Орловой, в тех классах, где учителем является мужчина, у мальчиков наблюдается высокая успеваемость, активность, удовлетворенность процессом обучения. В классах, где работают только учителя-женщины, такого всплеска потребности в знаниях у мальчиков не происходит [34, 227-228]. Не следует забывать и о том, что учителям-женщинам психология девочек гораздо ближе и понятнее психологии мальчиков. Что касается конкретно урока иностранного языка, то какие-то аспекты, например домашнее чтение, может вести учитель-мужчина, а другие аспекты – учитель-женщина. При этом у учеников будет возможность не только видеть эталонный вариант гендерного поведения, но и слышать эталонный вариант английского мужского и женского произношения.

   Итак, дифференцированное обучение иностранному языку на основе гендерного подхода ориентировано на личность обучаемого и строится таким образом, что учебные и внеучебные интересы мальчиков и девочек, их склонности, особенности, их опыт и мировоззрение не остаются за порогом школы, а всячески учитываются при организации урока иностранного языка.

   Считается, что если у мальчиков лучше показатели успеваемости в точных и естественных науках, то девочки чаще делают успехи в гуманитарных науках, в частности при обучении иностранным языкам. Эти предположения подтверждают показатели успеваемости учащихся МОУ СОШ № 52 по английскому языку: у девочек она выше, чем у мальчиков (табл. 1).

                                                                         
 
 

     Таблица 1

   Успеваемость  девочек и мальчиков

   Пол    Оценки  в четверти
   «5»    «4»    «3»
   Женский    50%    30%    20%
   Мужской    21%    36,8%    42,1%
 

   Х. Данхауер считает, что школьные успехи учащихся во многом зависят от характера учебной мотивации. Так для девочек чаще характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга. Для них крайне важной является полоролевая идентификация. У мальчиков превалируют мотивы материального характера. Они часто ставят перед собой жизненно важные цели, поэтому содержание мотивов носит общественный мировоззренческий характер [43, 138].

   М. Ю. Бужигеева убеждена, что не последнюю  роль в этом играют специфичные для данного пола интересы и склонности, а также установки учителей и родителей относительно успехов мальчиков и девочек в обучении [10, 30].

   Мы  провели анкетирование учащихся (приложение 1) и выяснили, что, по мнению девочек, их успехи в иностранном языке зависят от желания (64%), терпения и упорства (61%), интереса (58%) и настроения (21%). Мальчики считают, что их успехи зависят от ответственности (61%), желания (39%) и настроения (37%). При этом иностранный язык является одним из любимых учебных предметов и у девочек, и у мальчиков.

   Ответственность, терпение, упорство, настроение, желание  и интерес в известной степени оказывают влияние на успеваемость учащихся по иностранному языку и способствуют их продвижению в его изучении. Но не следует забывать также и о стиле учебной деятельности представителей разного пола. В ходе наблюдения за учащимися мы выделили ряд особенностей их учебной деятельности.

   Мальчикам и девочкам требуется разное количество времени для вхождения в урок. Если девочки после начала занятия  быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, то мальчики врабатываются долго. Когда они достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. Урок, как правило, строится таким образом, что самая трудная часть материала приходится на начало урока, т.е.  на пик работоспособности девочек. Когда мальчики достигают пика работоспособности, урок входит в другую фазу и нагрузка уменьшается. Таким образом, ключевой  для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

   Девочки лучше работают в системе алгоритма, но когда нужно постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой, предельно концентрироваться  они иногда проигрывают мальчикам.

   Мальчики  больше склонны к поисковой деятельности. Они лучше выполняют те задания, в которых главное поиск и пробы. Девочки же легко справляются с известными, типовыми заданиями, проявляя при этом тщательность и аккуратность. Именно такой подход соответствует требованиям школы. На уроке английского языка ученикам, как правило, сначала объясняют грамматическое правило, а затем выполняется серия шаблонных упражнений. Этап поиска исключается. Минимальные требования к новаторству, максимальные – к тщательности исполнения.

   При повторении лексического и грамматического  материала на уроке активно работают в основном девочки. Они сосредоточенно вспоминают пройденный материал. Мальчики лишь иногда принимают участие. Они говорят, что им скучно и неинтересно.

   Девочки и мальчики по-разному контактируют с учителем. Девочки постоянно смотрят на него. Следовательно, для них очень важен визуальный контакт – «глаза в глаза», им важно, что учитель их видит и им необходима постоянная эмоциональная поддержка. Мальчики, напротив, на учителя смотрят редко. Во время объяснений учителя они постоянно что-то делают (рисуют, разбирают ручку и т.д.). Следовательно, они аудилы, им визуальный контакт не важен.

   Представители женского и мужского пола по-разному  ведут себя при работе в группе. Девочки в основном стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если мальчикам нужно проговорить условия и правила деятельности, без этого им не понятна работа, то для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у преподавателя. В условиях ограничения временного режима мальчики работают активнее девочек.

   Девочки более общительны, у них меньше страх сделать ошибку, поэтому им проще избавиться от языкового барьера. При проведении дискуссии они предпочитают обмен мнениями, а не защиту определенных позиций.

   Чтобы лучше разобраться в особенностях учебной деятельности учащихся разного пола, мы изучили специальную литературу по дифференциальной психологии. Итак, мальчики и девочки используют разные стратегии мышления, что связано с гендерными различиями в организации мозга.

   Мозг  мальчиков более прогрессивная, дифференциальная, избирательная, экономичная функциональная система. У них особенно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации.

   Вместе  с тем у мальчиков способность  центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты значительно ниже, чем у девочек. Этим объясняется то, что мальчикам труднее сопоставить информацию,  обрабатываемую в левом и правом полушариях, поэтому девочки быстрее осмысливают словесную информацию, быстрее понимают письменный текст [43, 138].

   У девочек совершенно иная организация межцентральных  взаимодействий в коре больших полушарий – повышение уровня функциональной активности не передних, а задних отделов коры, а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов [43, 138].

   У девочек выше беглость речи [44, 1]. Согласно генетикам, это объясняется тем, что девочки опережают мальчиков по вербальному развитию на полтора года.

   Неодинаково сказывается на работе мозга учащихся разного пола утомление. У мальчиков при этом замедляются левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) [43, 137].

   В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики девочки принимают несвойственную им стратегию. Мальчики стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственному виду деятельности им исключительно трудно [43, 137].

   Память  играет важную роль при  изучении иностранных  языков. При запоминании слов незначительное преимущество имеют девочки. Однако при воспроизведении через длительный срок (долговременная память) явное преимущество всё же  у девочек.

Информация о работе Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода