Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия дифференциации обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в образовательной школе.
Предмет исследования: дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Произвести историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода.
3. Провести диагностику знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода.
4. Выявить педагогические условия применения гендерного подхода при дифференциации обучения иностранному языку.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы гендерного подхода при дифференциации обучения 6
1.1. Междисциплинарный анализ категорий «обучение», «дифференциация», «гендер» 6
1.2. Гендерный подход при дифференциации обучения 12
1.3. Историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода при дифференциации обучения 17
Выводы по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по дифференцированному обучению иностранному языку на основе гендерного подхода 29
2.1. Основные принципы гендерного подхода в обучении иностранному языку 29
2.2. Диагностика знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода 37
2.3. Педагогические условия применения гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку 45
Выводы по главе 2 51
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа по педагогике.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

   2. Учет гендерных особенностей обучающих, которые также имеют свои психофизиологические особенности восприятия, разные стратегии мышления, различия в стилях деятельности и т.д. А. Л. Сиротюк, например, указывает на то, что на уроке иностранного языка девочки и мальчики левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно заглядывать в свои словари. Напротив, мальчики и девочки правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст, заданный в качестве устного упражнения, а правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями [44, 1].

   Таким образом, учителям необходимо не только знать и учитывать гендерные особенности своих учеников, но и заниматься самодиагностикой, т.е. изучать свои гендерные особенности (Кто я? Чего больше во мне – маскулинных или фемининных качеств?). Самодиагностика предполагает определение личностных, психологических качеств с точки зрения гендерного фактора у самого учителя.

   3. Выявление скрытых возможностей мальчиков и девочек, т.е. необходимо с помощью диагностических процедур в сотрудничестве со школьным психологом определить гендерное своеобразие ребенка и выстроить зону его ближайшего развития.

   4. Стимулирование учащихся к изучению иностранного языка, т.е. необходимо задействовать мотивационную сферу мальчиков и девочек. Для этого необходимо с помощью диагностических методик определить своеобразие их мотивационной сферы (выстроить иерархию мотивов или мотивационный профиль, определить ведущий мотив) и соответственно подобрать методы стимуляции к изучению иностранного языка.

   5. Нужно переключать учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Весь урок не может быть дифференцированным.

   6. Дифференциация не должна быть явной.

   7. Учитель должен поощрять как  мальчиков, так и девочек. 

   Выводы  по главе 2

 

   Основные принципы гендерного подхода в обучении иностранному языку можно разделить на две группы: 1) общие принципы, отражающие не только гендерный подход: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип субъективности, принцип самоактуализации, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки; 2) принципы, отражающие только специфику гендерного подхода: принцип эгалитаризма, принцип формирования гендерной идентичности, принцип гендерного равновесия.

   Итак, дифференцированное обучение иностранному языку на основе гендерного подхода ориентировано на личность обучаемого и строится таким образом, что учебные и внеучебные интересы мальчиков и девочек, их склонности, особенности, их опыт и мировоззрение не остаются за порогом школы, а всячески учитываются при организации урока иностранного языка.

   Причины гендерных различий мальчиков и  девочек  в целом обусловлены следующими факторами: 1) биологическими; 2) нейропсихологическими; 3) психологическими; 4) педагогическими.

   Полученные  в результате диагностики данные  подтверждают нашу гипотезу о том, что приведение обучения иностранному языку в соответствие с гендерными особенностями учащихся и, таким образом, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия повышают его эффективность.

   Реализация  гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку возможна лишь при создании соответствующих педагогических условий. Данные условия были выделены  с учетом трех уровней: макроуровня, мезоуровня и микроуровня.

   Педагогические  условия на макроуровне направлены на совершенствование системы образования  на уровне государства: 1) Привлечение в школу педагогов-мужчин; 2) Совместное обучение мальчиков и девочек.

   Одним из основных педагогических условий  применения гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку на мезоуровне (совершенствование системы образования на уровне образовательных учреждений) является развитие гендерной компетенции (в частности такого её компонента, как знание о гендерных особенностях учащихся) у преподавателей иностранных языков.

   Педагогические  условия применения гендерного подхода  при дифференцированном обучении иностранному языку на микроуровне направлены на совершенствование системы образования на уровне взаимодействий педагога и учащихся (мальчиков и девочек): 1) Учет гендерных особенностей обучаемых; 2) Учет гендерных особенностей обучающих; 3) Выявление скрытых возможностей мальчиков и девочек; 4) Стимулирование учащихся к изучению иностранного языка; 5) Нужно переключать учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу; 6)  Дифференциация не должна быть явной; 7) Учитель должен поощрять как мальчиков, так и девочек.

Заключение

 

   Дифференцированное обучение иностранному языку на основе гендерного подхода – это такая организация учебной деятельности девочек и мальчиков, при которой учебные и внеучебные интересы мальчиков и девочек, их склонности, особенности, их опыт и мировоззрение не остаются за порогом школы, а всячески учитываются при планировании урока иностранного языка (содержание, методы, формы организации) и работе с ними (педагогическое общение, педагогическое взаимодействие).

   Осуществление дифференцированного обучения иностранному языку на основе гендерного подхода  исключительно важное дело.

   В ходе нашей опытно-экспериментальной  работы нам удалось выявить гендерные различия в стиле учебной деятельности  мальчиков и девочек (им требуется разное количество времени для вхождения в урок, девочки лучше работают в системе алгоритма, мальчики больше склонны к поисковой деятельности, девочки легко справляются с известными, типовыми заданиями, при повторении лексического и грамматического материала на уроке активно работают в основном девочки и т.д.), а также провести диагностику знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода. Диагностика показала, что в целом уровень знания английского языка у девочек выше, чем у мальчиков. Но это не значит, что у девочек есть способности к иностранным языкам, а у мальчиков нет. Просто в современной школе девочки находятся в более благоприятных условиях, чем мальчики.

   Полученные  в результате диагностики данные подтвердили также нашу гипотезу о том, что приведение обучения иностранному языку в соответствие с гендерными особенностями учащихся и, таким образом, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия повышают его эффективность.

   В нашем исследовании нами были также выделены педагогические условия применения гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку: привлечение в школу педагогов-мужчин, совместное обучение мальчиков и девочек, развитие гендерной компетенции (в частности такого её компонента, как знание о гендерных особенностях учащихся), у преподавателей иностранных языков, учет гендерных особенностей обучаемых и обучающих, выявление скрытых возможностей мальчиков и девочек, стимулирование учащихся к изучению иностранного языка, переключение учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу и др.

   Итак, гендерный подход является одним  из важных компонентов личностного подхода в обучении и воспитании. Нужно помнить о том, что важную роль в педагогическом процессе играет учитель, поэтому необходимо осуществлять его гендерное просветительское образование, что может в дальнейшем послужить предметом нашего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
   
    1. Абасов  З. А. Дифференциация обучения: сущность и форма // Директор школы. – 1999. – № 8. –  с. 61 – 66.
    2. Абубикирова  Н.  И.  Что  такое  «гендер»? – http://a–z.ru/women/texts/ abubikr.html.
    3. Английский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / И. Ю. Баканова, Н. В. Береговая и др. – М.: Дрофа, 2000.
    4. Андреева В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
    5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987.
    6. Безрукова А. В. Индивидуальный подход в методике преподавания английского языка с учетом гендерных различий. – http://festival.1september.ru/index.html.
    7. Берн Ш. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб, 2004.
    8. Большой Российский Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.
    9. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов – на – Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.
    10. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. – № 8. – с. 29 – 35.
    11. В Туле начинается раздельное обучение мальчиков и девочек. – http:// 7.2004.nauka.ru/rustrana/article.html.
    12. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов. – М.: ИНФРА, 1998.
    13. Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки… как их учить? // Народное образование. – 2001. – № 2. – с. 169 – 171.
    14. Ефремов О. Ю., Патеева Н. Е. Разработка инновационных приемов  педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков. – http:// emission.al.ru/html.
    15. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
    16. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В. И.  Бородулин, А. П. Горкин и др. – М.: Большая Российская энцикл., 1995.
    17. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. – http://bookar.by.ru/genpsy/ilyin/gl92.html.
    18. Исаева Т., Рожкова С. Высшая школа в гендерном ракурсе // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – с. 154 – 157.
    19. Исмаилов Э. Гимназическое образование в Швеции: гендерный аспект // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – с. 165 – 167.
    20. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. –  Ростов – на – Дону, 2006.
    21. Клецина И. С. Гендерный подход в системе психологического образования. – http://a–z.ru/women/texts/kletzir-e.html.
    22. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
    23. Кон И. С. Совместное и раздельное обучение: научно-теоретические основы. – http://sexology.narod.ru/about.html.
    24. Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников: Дис. …канд. пед. наук. – Саратов, 2005.
    25. Коробкова С.А. Учет гендерных различий учащихся в процессе воспитания и обучения как новая педагогическая проблема. – http://auditorium.ru/html.
    26. Костикова И. , Митрофанова А. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. – 2001. – № 2.– с. 68 – 75.
    27. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов – на – Дону: Изд-во «Учитель», 2004. 
    28. Леонтьев А. А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранным языкам // ИЯШ.– 1976. – № 1. – с. 97 – 101.
    29. Маковецкая Н. Г. Содержание иностранного языка как предметный компонент обучения, воспитания и развития старшеклассников // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России. Материалы конференции. Секция 5: Воспитание в современном вузе. – Ростов – на – Дону: РГПУ, 2004. – с. 105 – 107.
    30. Модзалевский Л. Н. Очерк по истории воспитания и обучения с древнейших до наших дней. Часть I. – СПб.: Алтей, 2000.
    31. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV – XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. – М.: Издательство УРАО, 1999.
    32. Определение дифференциации в Интернете. – http://www.ido.edy.ru/ psychology/age//glossary.html.
    33. Определение обучения в Интернете. – http://www.zyabkina.com/branding/ glossary.html.
    34. Орлова Л. Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного образования // Российские женщины и европейская культура. Материалы V конф., посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г. А. Тишкин. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – с.  222 – 234.
    35. Петрова Р. Т. Гендерология и феминология: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2006.
    36. Попова Л. Женские гимназии и школы: быть или не быть? – http://owl.ru/win/genderland/1998n2.html.
    37. Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования: Рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. – 1998. – № 6. – с. 76 – 86.
    38. Рожкова С. В. Гендерные аспекты образования: учебное пособие. Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов – на – Дону, 2005.
    39. Рожкова С. В. Глоссарий гендерных терминов в педагогических исследованиях. Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов – на – Дону, 2006.
    40. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа норма – ИНФРА, 1998.
    41. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 3-х томах / Под ред. Г. Н. Джиблажзе. Т.1. – М.: Педагогика, 1981.
    42. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика.–2001.– № 7. – с. 17 – 22.
    43. Сиротюк А. Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. – 2003. – № 8. – с. 137 – 143.
    44. Сиротюк А. Л. Обучение детей с разным типом мышления. – http://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_sirotuk2.html.
    45. Столярчук Л. Н. Проблемы гендерного воспитания // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы международного педагогического форума. Секция 3: Программы и концепции современного воспитания как основа социальной технологии развития современной России. – Ростов – на – Дону: РГПУ, 2006. – с. 241 – 247.
    46. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
    47. Усачева Н. Теория и методология современных гендерных исследований. – http://giacgender/narod.ru/n3content.html.
    48. Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991.
    49. Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры. – http://owl.ru/win/genderland/1998n2.html.
    50. Штылева Л. В. Институционализация гендерного подхода // Высшее образование в России. – 2004. – № 10. – с. 142 – 146.
    51. Штылева Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании.– http://ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal13/shtil.html.
    52. Юсеф Е. К. Личностно-ориентированный подход к преподаванию иностранных языков в техническом университете // Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. Международная научно-практическая конференция. – Ростов – на – Дону: ООО ИЦ «Булат», 2000. – с. 80 – 83.

Приложения

   Приложение  1 

    Уважаемый учащийся, просим тебя  ответить на вопросы  данной анкеты. Все твои ответы будут  конфиденциальны.

   М             Ж

  1. Какие предметы нравятся Вам больше всего? Почему?
  2. Какие предметы нравятся Вам меньше всего? Почему?
  3. Какие формы учебной деятельности  Вам нравятся?
  4. Думаете ли о том, какое впечатление Вы можете произвести на своих соучеников?
  5. Боитесь ли Вы показать свои знания или превосходство над своими сверстниками в каких-то областях?
  6. От чего зависят Ваши успехи в учебе?
  7. Ваше отношение к оценкам.
 

    

                          
 
 
 
 
 

               

 

   Приложение 2                                                                                                        

     Примеры уроков, построенных с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек

Тема  урока Choosing a Career: The World of Jobs
№ урока 1 2 3
№ урока в учебн. 1 1 1
Тип урока Комбинированно- речевой Речевой Контрольный
Вид урока Смешанный Закрепление Контрольный
Практические  цели Ввести новый лексич. и фонетич. материал Закрепить лексич. и грамматич. материал Проверка усвоенного материала
Воспитательные цели  Воспитывать интерес и уважение к разным профессиям, инициативность
Образовательные цели  Способствовать развитию представления о различных видах деятельности
Развивающие цели  Развивать внимание, память, творческое, образное мышление
Методы  обучения  Для  девочек: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

 Для  мальчиков: проблемный, исследовательский, «переоткрытие открытий», мозговой штурм

Средства дифференциации  Для девочек: использование наглядности, заданий с учетом их успеваемости, их уровня, интересов и восприятия, а также заданий, ориентированных на исполнительскую деятельность

 Для мальчиков: разноуровневое изложение материала, использование наглядности в различных сочетаниях со словом, заданий с учетом их успеваемости, их уровня, интересов, восприятия, а также заданий, ориентированных на творческую деятельность

 Дифференцированная самостоятельная работа (для мальчиков с комментированным управлением способов выполнения заданий, а для девочек полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи)
Форма работы Для девочек: групповые. Для мальчиков: индивидуальные
Оснащение урока Учебник English VIII О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, раздаточный материал, аудиоматериалы, таблицы, магнитофон, доска

Информация о работе Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода