Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия дифференциации обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в образовательной школе.
Предмет исследования: дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Произвести историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода.
3. Провести диагностику знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода.
4. Выявить педагогические условия применения гендерного подхода при дифференциации обучения иностранному языку.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы гендерного подхода при дифференциации обучения 6
1.1. Междисциплинарный анализ категорий «обучение», «дифференциация», «гендер» 6
1.2. Гендерный подход при дифференциации обучения 12
1.3. Историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода при дифференциации обучения 17
Выводы по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по дифференцированному обучению иностранному языку на основе гендерного подхода 29
2.1. Основные принципы гендерного подхода в обучении иностранному языку 29
2.2. Диагностика знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода 37
2.3. Педагогические условия применения гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку 45
Выводы по главе 2 51
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа по педагогике.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

   Свое  влияние оказывают и возрастные особенности учащихся. Наши испытуемые находятся в переходном возрасте (им по 14 – 15 лет). В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройка всего организма. Девочки становятся более эмоциональными и впечатлительными, увлекаются новинками моды и косметики. Мальчики же более сдержаны, проявляют интерес к автомобилям и компьютеру. Следовательно, восприятие девочек отличается от восприятия мальчиков.

   Итак, между мальчиками и девочками  существуют гендерные различия. Что касается причин этих различий, они в целом обусловлены следующими факторами: 1) биологическими, которые определяют физиологические особенности и оказывают влияние, например, на проявление гендерных дифференцировок в речи; 2) нейропсихологическими, которые определяют межполушарную асимметрию мозга, которая существенно отличается у мальчиков и девочек; 3) психологическими, которые являются решающим фактором в становлении психологического пола, определяют половое самопознание, ценностные ориентации полоролевой позиции личности, которые реализуются в общении и деятельности; 4) педагогическими, которые реализуются в процессе воспитания и обучения учащихся разного пола, активного усвоения ими социального опыта и дальнейшего воспроизведения этого опыта [24, 10].

    2.2. Диагностика знаний  иностранного языка  учащимися на основе   гендерного подхода

 

   Педагогическая  диагностика, понимаемая, прежде всего, как распознание уровня, степени, характеристик обученности, воспитанности, развития обучающихся, является необходимым условием совершенствования процесса обучения, в том числе и процесса изучения иностранных языков [14, 1]. Она позволяет осуществлять обратную связь, получать и передавать от ученика к учителю и обратно информацию, свидетельствующую о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, формировании и развитии умений и навыков, способностей, качеств личности в целом  [14, 1].

   Приступая к данному диагностическому этапу  нашего экспериментального исследования, мы поставили перед собой следующие задачи: выявить уровень знания иностранного языка (английского языка) учащимися на основе гендерного подхода и, таким образом, проверить, действительно ли приведение обучения иностранному языку в соответствие с гендерными особенностями учащихся повысит его эффективность. В диагностировании принимало участие 39 учащихся  (20 девочек и 19 мальчиков) четырех групп по английскому языку девятых классов (9 «А», 9 «Б», 9 «В» и 9 «Г») МОУ СОШ № 52 г. Ростова – на– Дону.

   Для выполнения поставленных задач мы построили несколько уроков английского языка в соответствии с гендерными особенностями мальчиков и девочек (приложение 2). На одном из таких уроков, например, мы организовали работу по группам, для мальчиков проговорили условия и правила деятельности, при повторении лексического и грамматического материала внесли элемент новизны, особенности восприятия учеников и учениц учли при выборе текстов для работы на уроке, использовали как типовые задания, так и задания творческого характера.

   Итак, тема урока: ‘Choosing a Career: The World of Jobs’ («Выбор карьеры: мир работы»).

   Тип урока: речевой.

   Вид урока: урок совершенствования умений и навыков.

   Форма работы: групповая.

   Цели  и задачи:

   Практические: 1) повторить и закрепить лексический материал по пройденной  теме; 2) повторить грамматический материал (типы вопросов, Past Simple и Past Perfect).

   Воспитательные, образовательные  и развивающие: 1) воспитать инициативность, уважение к разным профессиям; 2) учить ребят работать дружно в группе, слушать своих товарищей; 3) развивать логическое мышление, память, творческую фантазию.

   Методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский методы.

   На  уроке мы применили один из приёмов педагогической диагностики, используемых в процессе изучения иностранных языков в современной школе: групповую работу на уроке.

   Группы  формировали по половому признаку, т.е. в одной были мальчики, в другой девочки. Группы были небольшими (по 4 – 5 человек). Каждая группа получала задания на строго ограниченное время и по истечению этого времени отчитывалась в результатах, причем представителя группы  для отчета мы назначали каждый раз заново в момент отчета.

   Ученики изучили тему ‘Choosing a Career: The World of Jobs’ («Выбор карьеры: мир работы»), поэтому одна часть заданий была рассчитана на повторение и закрепление лексического материала по данной теме, а другая – на повторение грамматического материала (типы вопросов, времена Past Simple и Past Perfect). Нами были задействованы все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.

   Успешное  или неуспешное выполнение заданий  первой части позволило нам сделать вывод об уровне знания учащимися  пройденного лексического материала, о сформированности у них навыков аудирования, говорения, чтения, письма. Задания второй части позволили нам  оценить уровень знания различных типов вопросов и времен английского языка (Past Simple и Past Perfect).

   В связи с этим были выделены следующие уровни: высший, высокий, допустимый (или обязательный), недопустимый. Высший уровень соответствует оценке «5», высокий – «4», допустимый – «3», недопустимый – «2». Качественное описание уровней отражено в приложении 3.

   Ход урока

   I. Урок начинается с объяснения плана занятия.

   Учитель: Сегодня заключительный урок по теме ‘Choosing a Career: The World of Jobs’ («Выбор карьеры: мир работы»). Выбор будущей профессии очень серьёзная и весьма актуальная сейчас для вас тема, т.к. в 9 классе вы получаете неполное среднее образование. Кто-то уже решил, кем хочет стать, и может быть даже собирается продолжить обучение в профессиональном учебном заведении. Некоторые из вас ещё только начинают задумываться над своим будущим. И сегодня на уроке мы ещё раз вспомним, какие существуют профессии, выясним, какие профессии типичны для мужчин, а какие для женщин, узнаем, где предпочитают работать британские школьники и студенты. Мы также повторим 5 типов вопросов, Past Simple  и Past Perfect.

   II. Проводится фонетическая зарядка.

   Учитель: Но сначала мы потренируем произношение звука [n].

                 babysitting            young

                   delivering   sign

                   washing    long

                   cutting    best-selling

   III. Работа в группах. Учитель делит класс на 2 группы (группу мальчиков и группу девочек) и затем подробно объясняет правила деятельности в группе, условия каждого задания.

  1. Учитель: А теперь мы повторим пройденный лексический материал. Каждая группа будет получать задания на определенное время и по истечению этого времени отчитываться в результатах. Представителя группы мы будем назначать каждый раз заново. Приветствуются все оригинальные идеи, нестандартные решения и активная работа на уроке. Будет оцениваться работа каждого.

   Учащимся  раздаются карточки с заданиями.

   Задание № 1. Guess the name of the profession (Отгадайте название профессий).

   Patients, wards –…

   Siren, fire hose – …

   Make-up, line of business – …

   Mirror, pair of scissors – …

   Note-book, pen – …

   Reader’s record card, catalogue – …

   Учитель: В первом задании вам даны слова, которые как-то связаны с определенной профессией. Ваша задача, догадаться о какой профессии идет речь.

   Задание № 2. Read the professions below. Fill in the table with professions typical of a man, of a woman and of both of them. Why do you think so? (Прочтите названия профессий. Заполните таблицу профессиями типичными для мужчин, для женщин или для тех и других. Почему вы так думаете?).

   Model, lawyer, pilot, bank clerk, secretary, driver, clothes designer, travel agent, carpenter, shop assistant, teacher, scientist, engineer, University professor, chef in a restaurant.

   More likely to be a man    More likely to be a woman    As likely to be a man as a woman
              
 

   Задание № 3. These surnames are also the names of the jobs (Эти фамилии      являются названиями профессий).

   Margaret Thatcher        Tony Baker

   Penny Carpenter           Fay Butcher

   Leslie Cook                  Nicky Taylor

   Which Russian surnames are the names of jobs? (Какие русские фамилии являются названиями профессий?).

   Задание № 4.

   a) Listen to the text about the most popular teenagers’ jobs. Say where else they can work (Прослушайте текст о наиболее популярных видах работы среди подростков. Как вы думаете, где ещё они могут работать?).

   Text

   How do teenagers earn their money? The most popular jobs are delivering newspapers, washing cars and cutting lawns. Some teenagers also do Saturday jobs. They can help out in hairdresser’s or they can work in a shop. They usually have over $10 a week. Most young people save about a third of their money and spend the rest [6, 1].

   b)* Answer the questions: Do you earn your pocket money? How do you earn it?   (Вы зарабатываете себе на карманные расходы? Если да, то как?)

   c)* Answer the questions:  Is it important to have work experience beforehand? Why?  (Важно ли иметь опыт работы? Если да, то почему?)

   Задание № 5. Read the text about the profession of this person and give its short summery (Прочтите текст о профессии этого человека и кратко его перескажите).

   Текст для девочек: Nicky Taylor is a usual American schoolkid except she is a director of her own company. At the age of fourteen Nicky singed a two-year contract with L’Oreal, cosmetics company, and at sixteen she became the youngest model ever to appear on the cover of the fashion magazine Vogue. Today she is a multi-millionaire. But she wants to stay at high school for a little longer. She is already finding it difficult to continue a normal life at home and school because her success is too well-known. Sometimes all she wants to do is to put on an old pair of jeans and go to the cinema with her friends [6, 1].

   Текст для мальчиков: Sigeru Miyamoto works for the Japanese company Nintendo. In 1983, when he was thirty-two, he created Super Mario Brothers. This became the most successful video game in the world, with sales of $4,3 billion. “I knew the game would sell, but I’ve never understood why it is so popular,” says Mr. Miyamoto. With the help of Super Mario, the Nintendo Entertainment System has become one of the best-selling toys in history [6, 1].

   2. После того как учащиеся выполнили все задания, рассчитанные на повторение и закрепление пройденного лексического материала, они начинают выполнять задания, направленные на повторение грамматического материала.

   Учитель: Теперь мы повторим грамматику. Выберите из ваших текстов любое длинное предложение и задайте к нему все типы вопросов.

   Последнее задание рассчитано на повторение Past Simple и Past Perfect. Мальчикам предлагается составить небольшой рассказ на любую тему, используя эти английские времена, а девочкам – выполнить обычное упражнение.

   Упражнение  для девочек

   Choose the right form (Выберите правильную форму).

  1. He (forget) his French since he (leave) Paris.
  2. There was nobody in the room when I (get) home. Everybody (go) to   bed.
  3. They (finish) the translation by five o’clock.
  4. She got a message saying he (pass) the exam.
  5. At six o’clock he (know) they were not coming.
  6. I didn’t recognize him. He (change) a lot.
  7. By the time we (arrive), the party (finish).
  8. Before we (take) Paul to the theatre, he never (see) a play on the stage before.
  9. She gave him the book his teacher (recommend).

   10) She (go on) with the story where her mother (stop) [3, 180]. 

   В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки и задает домашнее задание. Мы, например, задали, написать сочинение на тему ‘My Future Profession’ («Моя будущая профессия»).

   Итак, анализ результатов нашего исследования позволил сделать следующие выводы относительно уровня знания английского языка девочками и мальчиками. Большинство девочек (55%) показало высший уровень знания, немного меньше (30%) – высокий, а некоторые (15%) – допустимый. У мальчиков ситуация немного другая: высший уровень знания показали 31,6% учеников, высокий – 42,1%, а допустимый – 26,3%. У мальчиков трудности возникали при пересказе и при выполнении заданий, направленных на выявление знаний по грамматике (типы вопросов, Past Simple и Past Perfect). Но недопустимый уровень никто не показал.

   Несмотря  на разницу в показателях, тенденция  ясна: в целом уровень знания английского языка у девочек выше, чем у мальчиков. Но это не значит, что у девочек есть способности к иностранным языкам, а у мальчиков нет. Как отмечает А. А. Леонтьев, «нет такого ребенка, который в силу особенностей типа нервной системы, темперамента и т.д. не был бы способен овладеть речью и общением на иностранном языке» [28, 100]. Просто в современной школе девочки находятся в более благоприятных условиях, чем мальчики.

Информация о работе Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода