ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы контроля результатов обучения, функции, виды и формы контроля, дается краткая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Во второй главе изложены вопросы, касающиеся аудирования как вида речевой деятельности, механизмы аудирования, цели и содержание обучения аудированию, трудности аудирования, а также ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования. В третьей главе дается информация о Лицее №6 г.Уфа, где проходила учебно-исследовательская практика, о преподавании иностранного языка в данном ОУ и анализ УМК, используемого в учебном процессе в данном лицее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации контроля по иностранному языку………………………………………………….…………………………...5
1.1. Понятие контроля……………………………………...………………5
1.2. Функции контроля……………………………...……………..……...10
1.3. Виды и формы контроля……………………...………….……..........14
Выводы по главе 1……………………………...………………….……...19
Глава 2. Методика формирования умений аудирования иноязычной речи……………………………………………………………………………….22
2.1.Аудирование как вид речевой деятельности…………………..……22
2.2. Механизмы аудирования. Цели и содержание обучения аудированию……………………………………………………………………..25
2.3.Трудности аудирования………………………...…………………….30
2.4. ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи…………………………………….……………34
Выводы по главе 2…………………………..…………………………….38
Глава 3. Анализ педагогической деятельности в МАОУ Лицей №6 г. Уфа …………………………………………………………..……………………...…41
3.1. Информация о МАОУ Лицей №6 г.Уфа……………………………41
3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ…44
3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс………………………………….48
Выводы по главе 3………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 

Структура экзаменационной работы по иностранным языкам остается практически неизменной с 2006 г.,  за исключением  того, что  в 2009–2011 гг.  не проверялся раздел 5 «Говорение». 

По сложности все задания ЕГЭ разделены на три уровня. Во все разделы экзаменационной работы помимо заданий базового  уровня включены задания повышенного и высокого  уровней  сложности. Уровень сложности  каждого задания определялся сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.  Работа по иностранному языку состоит из 28-и заданий с выбором одного ответа (из трех или четырех предложенных вариантов), 16 заданий (в том числе заданий на установление соответствия), требующих краткого ответа, и двух заданий с развернутым ответом. 

Раздел 1 «Аудирование» включает 15 заданий трех уровней сложности. 

Базовый,  повышенный  и  высокий  уровни  заданий  ЕГЭ  соотносятся с  уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы, следующим образом: 

базовый уровень – A2+;

повышенный уровень – В1; 

высокий уровень – В2. 

Задания располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела экзаменационной работы. Общее время выполнения экзаменационной работы составляет 160 минут (из них на  выполнение  заданий  раздела «Аудирование»  выделяется 30 минут)

Результаты единого государственного  экзамена  по  иностранным языкам  в 2011 г. были  представлены  в тестовых  баллах по  стобалльной  шкале.  Определение результатов осуществлялось в два этапа: 

• подсчет первичных баллов за выполнение выпускниками заданий в четырех разделах экзаменационной работы; 

• перевод первичных баллов в тестовые баллы путем умножения на коэффициент 1,25. 

При подсчете первичных баллов в разделах «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» за каждый правильный ответ экзаменуемый получал один балл, за исключением  заданий  на  установление  соответствия,  где  количество  полученных  баллов  равнялось количеству правильно установленных соответствий [21].

По итогам экзамена выпускники показали следующие результаты.

Английский язык: не смогли получить минимальный балл 3,3% участников экзамена, 100 баллов получили 14 человек. 

Структура распределения  результатов на  экзамене по английскому языку  является стабильной на протяжении последних лет. Следует при этом отметить заметное сокращение числа  участников,  не  набравших  минимального  балла ЕГЭ (как и в экзамене  по  немецкому языку). На распределение результатов влияет также большое число победителей олимпиад, получающих льготы при поступлении в вузы и поэтому не мотивированных на достижение максимальных результатов ЕГЭ, чем можно объяснить небольшое число участников ЕГЭ с максимальным баллом в 2011г. 

Распределение первичных баллов за выполнение заданий раздела «Аудирование».

 Максимальный балл (20) получили  немного испытуемых, наибольшее число их получили 17 баллов, что также является достаточно высоким результатом. В целом распределение результатов свидетельствует  о  том, что большая часть  участников экзамена  успешно  справились  с  заданиями данного раздела,  при этом  результаты  позволяют достаточно четко дифференцировать испытуемых по уровням подготовки. Четко прослеживается различие в уровнях сложности по всем видам проверяемых

умений, при этом следует отметить, что, хотя и  результаты участников в выполнение заданий  на  полное понимание прослушанного аудиотекста  и уступают результатам по  выполнению других заданий раздела, они остаются на достаточно высоком уровне. Возможно,  это  отчасти  объясняется  самой  формой  заданий,  в  которых  более  насыщенная,  по сравнению  с  заданиями  других  разделов,  письменная  опора  помогает  участникам  легче справиться  с  ними. 

Результаты ЕГЭ по иностранным языкам в 2011 г. еще раз подтвердили то, что выпускники, успешно освоившие программу обучения, основанную на Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего  образования,  владеют  иностранными  языками в диапазоне от А2 до (как минимум) В2 по Европейской уровневой классификации (CEFR). Результаты более 95 тестовых баллов дают основание предполагать, что показавшие их владеют иностранным языком на более высоком уровне. 

Умения  и  навыки в  отдельных  видах  речевой  деятельности  среди  экзаменуемых, получивших положительные  результаты  на  экзамене (выше  минимального  балла), сформированы в относительно равной степени. Причем умения в рецептивных видах представляются чуть более устойчивыми, а умения в Письме наиболее четко различают выпускников с высоким и  низким уровнями подготовки. 

В таких  видах  речевой деятельности,  как «Аудирование» и «Чтение», умения  понимания текстов на разном уровне (от запрашиваемой до полной информации) сформированы на достаточно высоком уровне  практически у всех категорий участников ЕГЭ. При  этом можно отметить, что практически во всех группах хуже обстоит дело с определением структурно-смысловых связей в тексте [21].

На  основе  анализа  выполнения  работ  можно  отметить, что  основные  тенденции, проявившиеся  в  последние  годы,  остаются  актуальными. ЕГЭ является и будет является основной формой аттестации выпускников школ с тем, чтобы определить уровень усвоения иностранного языка. Однако, подготовка к ЕГЭ не должна превращаться в самоцель, она является естественным  этапом  развития  иноязычной  коммуникативной  компетенции  и  общей  функциональной  грамотности  учащихся.  Не  следует  использовать  аудиторные  часы  для  выполнения  учащимися заданий  в формате ЕГЭ,  это может  стать  домашним заданием. На уроке следует  анализировать выполнение  заданий, разбирать вызвавшие затруднения задания, объяснять и тренировать различные коммуникативные стратегии.

 

Выводы по главе 2.

Итак, мы проделали существенную работу в этой главе. Нами были проанализированы аудирование как вид речевой деятельности, механизмы аудирования, и три группы трудностей при восприятии звучащей иноязычной речи. Также мы рассмотрели ЕГЭ как средство контроля сформированности различных учебных умений, в частности умений аудирования иноязычной речи. Мы выяснили, что аудирование – это не только слушание, а восприятие, понимание и интерпретация иноязычной речи. Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психические процессы:

    • Восприятие на слух;
    • Память;
    • Смысловая догадка;
    • Вероятностное прогнозирование.

Следует отметить, что восприятие на слух является наиболее важным механизмом, который обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на синтагмы. Память также имеет огромное значение при удержании в памяти  аудируемой информации, с целью последующей работы с этой информацией. Вероятностное прогнозирование – это предвосхищение хода событий, порождение гипотез. К примеру, каждое слово в английском языке имеет свой спектр сочетаемости. Если мы встречаем в контексте одно слово, то мы уже предвосхищаем то, что следующее слово будет именно таким, а не другим. При написании данной главы, мы также столкнулись с понятием «внутренняя артикуляция», что означает внутреннее проговаривание речи говорящего при восприятии аудиотекста. С помощью специальных прибров ученые определили, что во время аудирования наши органы речи двигаются.

В данной главе мы дали краткую характеристику видов аудирования. В методике принято разделять аудирование на три вида: глобальное, детальное, селективное.

Также в данной главе нами были проанализированы трудности аудирования, которые подразделяются на три большие группы: 1)трудности, обусловленные условиями аудирования; 2) трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи; 3) трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.

В третьем параграфе мы кратко остановились на Едином государственном экзамене по английскому языку. В частности, нами были рассмотрены виды аудирования, применяемые в ЕГЭ, формы и типы заданий, жанры аудиотекстов. В ходе анализа мы выяснили, что из года в год число участников, сдающих Единый государственный экзамен по английскому языку сокращается. Мы предполагаем, что это связано с трудностью предмета «Иностранный язык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАОУ ЛИЦЕЙ №6 Г. УФА

3.1.  Информация о МАОУ Лицей №6 г.УФА

Мы проходили учебно-исследовательскую практику в МАОУ лицей №6 г. Уфа, которая имеет свою историю становления. Средняя образовательная школа № 50 г. Уфа была построена в 1977 году. Ее первым директором  был Габбасов Акрам Хареевич. В 1993 году школа была преобразована в Первую Уфимскую политологическую гимназию. В 1999 году преобразована в гимназию № 50, а в 2004 году в связи с запросами населения: родителей и обучающихся, школе был присвоен статус лицея. В 2010 году муниципальное образовательное учреждение поменяло тип на Муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ   лицей № 6 Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан).

В настоящее время директором МАОУ лицей №6 г. Уфа является Надыршина Фарида Галиакберовна, отличник образования РБ. В лицее работает опытный сплоченный педагогический коллектив. Со дня основания школы работают такие учителя, как Нурлыгаянов Явгар Гарифьянович- учитель технологии, Смориго Лидия Леровна- учитель истории и обществознания, Лысенкова Валентина Васильевна- учитель истории, Иванова Зоя Николаевна- учитель начальных классов.

Ежегодно коллектив принимает  молодых педагогов. Лицей гордится своими учителями: Горшениной М.В.- учителем английского языка, Игнатьевой Г.А.- учителем математики, Гимрановой В.З.- учителем русского языка и литературы, Негановой Т.А.- учителем химии, Маркеловой И.М.- учителем начальных классов, Гагиной А.В.- учителем начальных классов и многими другими.

В лицее 2011- 2012 учебном году 1039 обучающихся, что составляет 40 классов комплектов. В основу образовательного процесса положен личностно-ориентированный подход [22].

Обучение в начальной школе  осуществляется по технологии развивающего обучения и программам «Гармония», «Школа — 2100», «Перспективная начальная школа». На первой ступени обучения со 2-го класса изучается английский  язык. В 9-х классах организована информационная работа и психологическое  сопровождение предпрофильной подготовки.

В 2006 году лицей перешел на профильное обучение. На сегодняшний день функционируют следующие профильные классы: социально-экономический, химико-биологический,  физико-математический, физико-химический.    Ежегодно 100% выпускников средней школы продолжают обучение в ВУЗах и ССУЗах. Из них получают высшее профессиональное образование 95%-100%. На протяжении ряда лет             %-качества в лицее более 60 %, результаты ЕГЭ выше районных показателей, а по ряду предметов самые высокие как в районе, так и в городе [22].

Лицей №6 г. Уфа активно сотрудничает с ведущими ВУЗами и ССУЗами г. Уфы. Заключены договора о сотрудничестве с БГУ, БГПУ им. Акмуллы, УПК №1. Сотрудничество осуществляется через преподавание профильных предметов и прохождение педагогической практики студентами. 

Концепция развития лицея—формирование компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения [22].

Лицей №6 г. Уфа осуществляет также экспериментальную деятельность. В 2008 году в лицее была открыта городская экспериментальная площадка по теме: «Управление качеством образования при переходе на предпрофильную подготовку и профильное обучение». Закрыта на экспертно-методическом совете НИМЦ 26.10.2011. 
 
Среди основных направлений развития лицея можно выделить:

  • информатизация образовательного процесса;
  • освоение технологий компетентного подхода;
  • выделение в качестве приоритетных направлений деятельности лицея научно-исследовательской и проектной деятельности
  • повышение профессионального мастерства педагогов
  • расширение сотрудничества лицея с другими образовательными учреждениями и ВУЗами

Лицей №6 г.Уфа имеет  достаточно хорошую материально-техническую базу.  В лицее функционирует 41 учебный кабинет, 2 компьютерных класса, оснащенные современным оборудованием: 2 интерактивные доски,3 мультимедиапроектора, 1 ноутбук, лазерные принтеры, сканеры, подключен интернет. Кабинеты физики и химии имеют современное лабораторное оборудование. Кабинеты иностранных языков оснащены магнитофонами, телевизором, DVD-проигрывателями. В лицее хорошая  библиотека. Книжный фонд составляет 10 118 экземпляров книг [22].

Внеурочная деятельность лицея направлена на реализацию «Модель выпускника лицея». Приоритетными направлениями воспитательной работы в 2011-2012 учебном году являются гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание обучающихся.  Эти направления воспитательной работы поддерживаются объединениями и спортивными секциями. В системе дополнительного образования функционируют:

объединение «Язык и культура Франции», театральная студия «Зеркало» (младшая, старшая группы), хореографическое объединение "Восторг", вокальные - «Меридиан», "Гармония", "Занимательная информатика", «Юный исследователь», "Веселый английский", "Умелые руки", агитбригада «Штрафная стоянка» по ПДД, "Юный друг пожарных";  спортивные секции по волейболу, баскетболу и клуб "Спортландия". Занятость в объединениях  и секциях составляет 94,6 % [22].

Информация о работе ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи