ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы контроля результатов обучения, функции, виды и формы контроля, дается краткая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Во второй главе изложены вопросы, касающиеся аудирования как вида речевой деятельности, механизмы аудирования, цели и содержание обучения аудированию, трудности аудирования, а также ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования. В третьей главе дается информация о Лицее №6 г.Уфа, где проходила учебно-исследовательская практика, о преподавании иностранного языка в данном ОУ и анализ УМК, используемого в учебном процессе в данном лицее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации контроля по иностранному языку………………………………………………….…………………………...5
1.1. Понятие контроля……………………………………...………………5
1.2. Функции контроля……………………………...……………..……...10
1.3. Виды и формы контроля……………………...………….……..........14
Выводы по главе 1……………………………...………………….……...19
Глава 2. Методика формирования умений аудирования иноязычной речи……………………………………………………………………………….22
2.1.Аудирование как вид речевой деятельности…………………..……22
2.2. Механизмы аудирования. Цели и содержание обучения аудированию……………………………………………………………………..25
2.3.Трудности аудирования………………………...…………………….30
2.4. ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи…………………………………….……………34
Выводы по главе 2…………………………..…………………………….38
Глава 3. Анализ педагогической деятельности в МАОУ Лицей №6 г. Уфа …………………………………………………………..……………………...…41
3.1. Информация о МАОУ Лицей №6 г.Уфа……………………………41
3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ…44
3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс………………………………….48
Выводы по главе 3………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы по главе 3.

 

В данной главе мы изложили весь эмпирический материал, полученный во время прохождения учебно-исследовательской практики в Лицее №6 г.Уфа. В начале мы дали полную информацию о лицее, о его особенностях, отметили сильные стороны в подготовке выпускников, выяснили приоритетные направления развития данного учебного заведения. Также мы выяснили, что лицей обучает своих учеников по технологиям развивающего обучения: обучение в начальной школе  осуществляется по технологии развивающего обучения и программам «Гармония», «Школа — 2100», «Перспективная начальная школа». На первой ступени обучения со 2-го класса изучается английский  язык. В 9-х классах организована информационная работа и психологическое  сопровождение предпрофильной подготовки.

В 2006 году лицей перешел на профильное обучение. Лицей зарекомендовал себя как ведущее ОУ в подготовке выпускников к поступлению в ВУЗы. Ежегодно 100% выпускников средней школы продолжают обучение в ВУЗах и ССУЗах. На протяжении ряда лет %-качества в лицее более 60 %, результаты ЕГЭ выше районных показателей, а по ряду предметов самые высокие как в районе, так и в городе. Лицей №6 г. Уфа активно сотрудничает с БГУ, БГПУ им. Акмуллы, УПК №1. Сотрудничество осуществляется через преподавание профильных предметов и прохождение педагогической практики студентами. 

Мы также подробно остановились на преподавании иностранного языка в данном лицее. Как мы выяснили, преподаванию иностранного языка в школе уделяется большое внимание, и необходимо отметить, что учащиеся данного лицея владеют иностранным языком на высоком уровне. Все это происходит за счет опытного преподавательского состава и современных методик, применяемых на уроках иностранного языка. В обучении иностранным языкам базовым учебником является “Spotlight” («Английский в фокусе») под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс. Мы в данной главе также представили анализ данного УМК, подробно рассмотрев структуру и содержание. Анализ учебника показал, что он ориентирован на развитие личности учащегося, раскрытие и развитие его потенциала. В учебнике также ярко представлен диалог культур, что является немаловажным. Наличие аутентичных материалов делает этот учебник интересным и вызывает живой интерес к обучению у учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При написании данной курсовой работы нами была поставлена цель изучить и выявить, насколько ЕГЭ удовлетворяет требованиям как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи. С этой целью мы подробно изучили и проанализировали литературу по данному вопросу, проанализировали ЕГЭ с точки зрения итоговой формы контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи и пришли к следующим выводам. Во-первых, ЕГЭ по иностранным языкам становится одним из самых распространенных на территории России способов дифференциации учащихся по уровню подготовки при поступлении в высшие учебные заведения. ЕГЭ по иностранным языкам направлено на проверку навыков и умений письма, чтения и аудирования иноязычной речи. Современные методисты призывают к тому, чтобы при обучении в школе  большее внимание было уделено аудированию, так как, воспринимая иноязычную речь, учащиеся быстрее придут к высокому уровню овладения иностранным языком.

Наблюдения за работой учителей в школе позволили выявить ряд отрицательных моментов в подготовке учащихся пониманию иноязычной речи. Учебно-исследовательской практика показала, что аудированию уделяется небольшое внимание на уроке. Результаты опроса, проведенного в 11А классе показали, что все ученики считают задания раздела «Аудирование» самыми трудными для выполнения. И причины тому приводились самые разнообразные (“большинство учащихся считают себя не достаточно подготовленными к сдаче ЕГЭ”; “редко выполняли задания, сходные по структуре и содержанию ЕГЭ”; “не использовались дополнительные материалы на занятиях английского языка; основными трудностями, с которыми учащиеся сталкиваются при аудировании, отметили: “Большое количество незнакомой лексики, которая мешает пониманию”; “Сложно воспринимать мужскую/женскую речь”; “трудность, связанная с пониманием речи носителя языка”; “быстрый темп речи диктора”. Несомненно, трудности есть не только с восприятием звучащей иноязычной речи, но так как наша цель – исследование аудирования, считаем методически целесообразным дать рекомендации учителям и учащимся, которые помогут при подготовке к ЕГЭ в части «Аудирование».

1. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» необходимо  формировать  различные  стратегии  аудирования  и  повышать  эффективность  их  использования в соответствии  с  коммуникативной задачей. Особого  внимания заслуживают приемы  аудирования с пониманием основного  содержания  и  запрашиваемой информации и приемы просмотрового и поискового чтения.

2. В частности, если стоит задача понимания основного содержания прослушанного текста, от учащегося требуется умение выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в звучащем тексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в экзаменационном вопросе. 

3. Важно учить  умению  рационально использовать  для  ответа как  время звучания аудиозаписи, так и паузы между прослушиваниями аудиотекстов. 

4. Необходимо научить учащихся умению выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную. 

5. Следует  развивать  языковую  догадку,  учить  извлекать  общий  смысл  слова  из контекста,  не  пугаться незнакомых слов  и  в  целом формировать языковые  компенсаторные умения.

6. На уроках иностранного языка необходимо уделять больше внимания варьированию приемов аудирования и чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения и аудирования.

7.Одна  из  важнейших  задач  обучения – обеспечить  усвоение  лексико-грамматического материала в объеме, предписанном Федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта, его тренировку в коммуникативно-значимом контексте и воспитать сознательное отношение к оперированию лексическими и грамматическими единицами.  

8.Важно  в  учебном  процессе  уделять  большее  внимание  функционально-смысловой стороне использования грамматических форм и вопросам сочетаемости лексических единиц. 

9.Необходимо  обращать  внимание учащихся  на  то, как грамматическая  конструкция влияет на выбор лексической единицы; учить видеть связь между лексикой и грамматикой. 

10. Следует учить учащихся анализировать различия в значении и употреблении синонимов. 

11. Следует организовывать  регулярную  практику  в  выполнении  письменных  заданий разного объема, чтобы развить готовность написать работу в соответствии с объемом, указанным в экзаменационном задании. 

12.Необходимо научить школьников отбирать материал, достаточный для полного и точного  выполнения  задания в  соответствии с поставленными коммуникативными  задачами,  а после  написания работы – проверять ее как  с  точки  зрения  содержания, так  и  с точки зрения формы.

13.Важно  научить  учащихся  умению  анализировать  и  редактировать  собственные письменные работы. 

14. Следует обратить внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения инструкций к выполнению задания и научить их извлекать из инструкций максимум информации.

16. Следует обращать особое внимание учащихся на необходимость четкого переноса ответов в бланк, в строгом соответствии с инструкцией, ориентируясь на образец написания букв и цифр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. Английский в фокусе. -3-е изд. – М.:Express Publishing: Просвещение, 2011.- 244с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов лингв. Ун-тов и фак. Ин. Яз. высш.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.-336с.

3. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 75 с.

4. Денисова Л.Г.,Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. - №2 – С.51-54.

5. Единый госэкзамен по иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2006.  №3.С.14-46.

6. Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А.Технологии и методики обучения иностранным языкам:учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование»-Уфа:Изд-во БГПУ,2009. - 196с.

7. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. – 224 с.

8. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – Минск: Каро, 2009. – 147с.

9. Маслыко Е.А., Бабинская  П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная  книга преподавателя иностранного  языка. Справочное пособие, 4-е издание. – Минск: Начальная школа, 2003. – 223с.

10. Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования"//Английский язык в школе. 2009.  №1.С.9-36.

11. Мустафина Ф. Ш. Методика преподавания иностранных языков. — Уфа, 2004. 192с.

12. Общая методика обучения  иностранным языкам / Под ред. Миролюбова  А.А., Рахманова И.В. – М.: Просвещение, 2009. – 235с.

13. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие, 3-е издание. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 275с.

14. Письменная фиксация и ее роль в процессе обучения аудированию //Иностранные языки в школе. 2008.  №5.С.66-69.

15. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2007. – 55с.

16. Сафонова В.В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения//Иностранные языки в школе. 2011.  №5.С.2-9.

17.Сафонова В.В. Спорные вопросы создания материалов для контроля умений аудировать на ИЯ.//Современные теории и методики обучения иностранным языкам- М.: Изд-во "Экзамен", 2004. С.173-185.

18. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух//Иностранные языки в школе. 2008.  №1.С.8-15.

19. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. – СПб.: Каро, 2008. – 145с.

20. www.standart.edu.ru

21 . www.fipi.ru

22. www. licey6.ru

 

 

 

Приложение №1

Расписание дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ в Лицее №6 г.Уфа

 

п/п №

Предмет

ФИО учителя

День недели

Время

1.

Русский язык

Аксенова Л.Г.

Среда

13.00

2.

Русский язык

Ворожцова Г.М.

Вторник

13.00

3.

Химия

Неганова Т.А.

Среда

13.00

4.

Биология

Шабалина Л.В.

Четверг

13.00

5.

География

Никитина С.М.

Вторник

14.40

6.

Обществозн.

Смориго Л.Л.

Среда

13.00

7.

История

Камаева Г.В.

Суббота

12.30

8.

Русский язык

Хусаинова А.Р.

Вторник

13.00

9.

Физика

Белоусова Г.А.

Среда

13.45

10.

Английский язык

Назарова И.М.

Понедельник

13.00

11.

Литература

Хусаинова А.Р.

Понедельник

16.00

12.

Информатика

Фрич Р.Р.

Среда

13.00




 

 

Приложение №2

Расписание занятий по программе РОСТ в Лицее №6 г.Уфа

 

п/п №

День недели

Время

1.

Понедельник

15.30-16.20

2.

Среда

13.00-15.30

3.

Четверг

13.00-15.30

4.

Пятница

13.00-15.30


Приложение №3

 

График проведения пробного ЕГЭ по предметам по выбору

 

п/п №

Дата

Предмет

Время

Кабинет

1.

10.01.2012 г.

Английский язык

10.00

216

2.

11.01.2012 г.

География

9.00

301

3.

11.01.2012 г.

Обществознание

9.00

206,207

4.

12.01.2012 г.

Физика

10.00

302

5.

13.01.2012 г.

История

9.00

206

6.

13.01.2012 г.

Информатика

10.00

 

7.

13.01.2012 г.

Химия

10.00

303

8.

12.01.2012 г.

Биология

10.00

102


 

Приложение № 4

Результаты ЕГЭ-2011

 

 

Предмет

Количество участников

Баллы

1

Русский язык

73

64,8

2

Математика

73

59,2

3

Общество-  знание

39

61,1

4

География

1

59

5

Химия

9

84,9

6

Английский язык

10

73

7

Биология

7

66,6

8

Информатика

7

72,3

9

Литература

3

58

10

История

8

47,9

11

Физика

25

62,4

Информация о работе ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи