Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы контроля результатов обучения, функции, виды и формы контроля, дается краткая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Во второй главе изложены вопросы, касающиеся аудирования как вида речевой деятельности, механизмы аудирования, цели и содержание обучения аудированию, трудности аудирования, а также ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования. В третьей главе дается информация о Лицее №6 г.Уфа, где проходила учебно-исследовательская практика, о преподавании иностранного языка в данном ОУ и анализ УМК, используемого в учебном процессе в данном лицее.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации контроля по иностранному языку………………………………………………….…………………………...5
1.1. Понятие контроля……………………………………...………………5
1.2. Функции контроля……………………………...……………..……...10
1.3. Виды и формы контроля……………………...………….……..........14
Выводы по главе 1……………………………...………………….……...19
Глава 2. Методика формирования умений аудирования иноязычной речи……………………………………………………………………………….22
2.1.Аудирование как вид речевой деятельности…………………..……22
2.2. Механизмы аудирования. Цели и содержание обучения аудированию……………………………………………………………………..25
2.3.Трудности аудирования………………………...…………………….30
2.4. ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи…………………………………….……………34
Выводы по главе 2…………………………..…………………………….38
Глава 3. Анализ педагогической деятельности в МАОУ Лицей №6 г. Уфа …………………………………………………………..……………………...…41
3.1. Информация о МАОУ Лицей №6 г.Уфа……………………………41
3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ…44
3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс………………………………….48
Выводы по главе 3………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...55
Список использованной литературы
Выводы по главе 3.
В данной главе мы изложили весь эмпирический материал, полученный во время прохождения учебно-исследовательской практики в Лицее №6 г.Уфа. В начале мы дали полную информацию о лицее, о его особенностях, отметили сильные стороны в подготовке выпускников, выяснили приоритетные направления развития данного учебного заведения. Также мы выяснили, что лицей обучает своих учеников по технологиям развивающего обучения: обучение в начальной школе осуществляется по технологии развивающего обучения и программам «Гармония», «Школа — 2100», «Перспективная начальная школа». На первой ступени обучения со 2-го класса изучается английский язык. В 9-х классах организована информационная работа и психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.
В 2006 году лицей перешел на профильное обучение. Лицей зарекомендовал себя как ведущее ОУ в подготовке выпускников к поступлению в ВУЗы. Ежегодно 100% выпускников средней школы продолжают обучение в ВУЗах и ССУЗах. На протяжении ряда лет %-качества в лицее более 60 %, результаты ЕГЭ выше районных показателей, а по ряду предметов самые высокие как в районе, так и в городе. Лицей №6 г. Уфа активно сотрудничает с БГУ, БГПУ им. Акмуллы, УПК №1. Сотрудничество осуществляется через преподавание профильных предметов и прохождение педагогической практики студентами.
Мы также подробно остановились на преподавании иностранного языка в данном лицее. Как мы выяснили, преподаванию иностранного языка в школе уделяется большое внимание, и необходимо отметить, что учащиеся данного лицея владеют иностранным языком на высоком уровне. Все это происходит за счет опытного преподавательского состава и современных методик, применяемых на уроках иностранного языка. В обучении иностранным языкам базовым учебником является “Spotlight” («Английский в фокусе») под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс. Мы в данной главе также представили анализ данного УМК, подробно рассмотрев структуру и содержание. Анализ учебника показал, что он ориентирован на развитие личности учащегося, раскрытие и развитие его потенциала. В учебнике также ярко представлен диалог культур, что является немаловажным. Наличие аутентичных материалов делает этот учебник интересным и вызывает живой интерес к обучению у учащихся.
Заключение
При написании данной курсовой работы нами была поставлена цель изучить и выявить, насколько ЕГЭ удовлетворяет требованиям как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи. С этой целью мы подробно изучили и проанализировали литературу по данному вопросу, проанализировали ЕГЭ с точки зрения итоговой формы контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи и пришли к следующим выводам. Во-первых, ЕГЭ по иностранным языкам становится одним из самых распространенных на территории России способов дифференциации учащихся по уровню подготовки при поступлении в высшие учебные заведения. ЕГЭ по иностранным языкам направлено на проверку навыков и умений письма, чтения и аудирования иноязычной речи. Современные методисты призывают к тому, чтобы при обучении в школе большее внимание было уделено аудированию, так как, воспринимая иноязычную речь, учащиеся быстрее придут к высокому уровню овладения иностранным языком.
Наблюдения за работой учителей в школе позволили выявить ряд отрицательных моментов в подготовке учащихся пониманию иноязычной речи. Учебно-исследовательской практика показала, что аудированию уделяется небольшое внимание на уроке. Результаты опроса, проведенного в 11А классе показали, что все ученики считают задания раздела «Аудирование» самыми трудными для выполнения. И причины тому приводились самые разнообразные (“большинство учащихся считают себя не достаточно подготовленными к сдаче ЕГЭ”; “редко выполняли задания, сходные по структуре и содержанию ЕГЭ”; “не использовались дополнительные материалы на занятиях английского языка; основными трудностями, с которыми учащиеся сталкиваются при аудировании, отметили: “Большое количество незнакомой лексики, которая мешает пониманию”; “Сложно воспринимать мужскую/женскую речь”; “трудность, связанная с пониманием речи носителя языка”; “быстрый темп речи диктора”. Несомненно, трудности есть не только с восприятием звучащей иноязычной речи, но так как наша цель – исследование аудирования, считаем методически целесообразным дать рекомендации учителям и учащимся, которые помогут при подготовке к ЕГЭ в части «Аудирование».
1. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» необходимо формировать различные стратегии аудирования и повышать эффективность их использования в соответствии с коммуникативной задачей. Особого внимания заслуживают приемы аудирования с пониманием основного содержания и запрашиваемой информации и приемы просмотрового и поискового чтения.
2. В частности, если стоит задача понимания основного содержания прослушанного текста, от учащегося требуется умение выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в звучащем тексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в экзаменационном вопросе.
3. Важно учить умению рационально использовать для ответа как время звучания аудиозаписи, так и паузы между прослушиваниями аудиотекстов.
4. Необходимо научить учащихся умению выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную.
5. Следует развивать языковую догадку, учить извлекать общий смысл слова из контекста, не пугаться незнакомых слов и в целом формировать языковые компенсаторные умения.
6. На уроках иностранного языка необходимо уделять больше внимания варьированию приемов аудирования и чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения и аудирования.
7.Одна из важнейших задач обучения – обеспечить усвоение лексико-грамматического материала в объеме, предписанном Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, его тренировку в коммуникативно-значимом контексте и воспитать сознательное отношение к оперированию лексическими и грамматическими единицами.
8.Важно в учебном процессе уделять большее внимание функционально-смысловой стороне использования грамматических форм и вопросам сочетаемости лексических единиц.
9.Необходимо обращать внимание учащихся на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы; учить видеть связь между лексикой и грамматикой.
10. Следует учить учащихся анализировать различия в значении и употреблении синонимов.
11. Следует организовывать регулярную практику в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы развить готовность написать работу в соответствии с объемом, указанным в экзаменационном задании.
12.Необходимо научить школьников отбирать материал, достаточный для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы – проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.
13.Важно научить учащихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.
14. Следует обратить внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения инструкций к выполнению задания и научить их извлекать из инструкций максимум информации.
16. Следует обращать особое внимание учащихся на необходимость четкого переноса ответов в бланк, в строгом соответствии с инструкцией, ориентируясь на образец написания букв и цифр.
Список литературы
1. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. Английский в фокусе. -3-е изд. – М.:Express Publishing: Просвещение, 2011.- 244с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов лингв. Ун-тов и фак. Ин. Яз. высш.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.-336с.
3. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 75 с.
4. Денисова Л.Г.,Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. - №2 – С.51-54.
5. Единый госэкзамен по иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2006. №3.С.14-46.
6. Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А.Технологии и методики обучения иностранным языкам:учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование»-Уфа:Изд-во БГПУ,2009. - 196с.
7. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. – 224 с.
8. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – Минск: Каро, 2009. – 147с.
9. Маслыко Е.А., Бабинская
П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная
книга преподавателя
10. Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования"//Английский язык в школе. 2009. №1.С.9-36.
11. Мустафина Ф. Ш. Методика преподавания иностранных языков. — Уфа, 2004. 192с.
12. Общая методика обучения иностранным языкам / Под ред. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. – М.: Просвещение, 2009. – 235с.
13. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие, 3-е издание. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 275с.
14. Письменная фиксация и ее роль в процессе обучения аудированию //Иностранные языки в школе. 2008. №5.С.66-69.
15. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2007. – 55с.
16. Сафонова В.В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения//Иностранные языки в школе. 2011. №5.С.2-9.
17.Сафонова В.В. Спорные вопросы создания материалов для контроля умений аудировать на ИЯ.//Современные теории и методики обучения иностранным языкам- М.: Изд-во "Экзамен", 2004. С.173-185.
18. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух//Иностранные языки в школе. 2008. №1.С.8-15.
19. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. – СПб.: Каро, 2008. – 145с.
20. www.standart.edu.ru
21 . www.fipi.ru
22. www. licey6.ru
Приложение №1
Расписание дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ в Лицее №6 г.Уфа
п/п № |
Предмет |
ФИО учителя |
День недели |
Время |
1. |
Русский язык |
Аксенова Л.Г. |
Среда |
13.00 |
2. |
Русский язык |
Ворожцова Г.М. |
Вторник |
13.00 |
3. |
Химия |
Неганова Т.А. |
Среда |
13.00 |
4. |
Биология |
Шабалина Л.В. |
Четверг |
13.00 |
5. |
География |
Никитина С.М. |
Вторник |
14.40 |
6. |
Обществозн. |
Смориго Л.Л. |
Среда |
13.00 |
7. |
История |
Камаева Г.В. |
Суббота |
12.30 |
8. |
Русский язык |
Хусаинова А.Р. |
Вторник |
13.00 |
9. |
Физика |
Белоусова Г.А. |
Среда |
13.45 |
10. |
Английский язык |
Назарова И.М. |
Понедельник |
13.00 |
11. |
Литература |
Хусаинова А.Р. |
Понедельник |
16.00 |
12. |
Информатика |
Фрич Р.Р. |
Среда |
13.00 |
Приложение №2
Расписание занятий по программе РОСТ в Лицее №6 г.Уфа
п/п № |
День недели |
Время |
1. |
Понедельник |
15.30-16.20 |
2. |
Среда |
13.00-15.30 |
3. |
Четверг |
13.00-15.30 |
4. |
Пятница |
13.00-15.30 |
Приложение №3
График проведения пробного ЕГЭ по предметам по выбору
п/п № |
Дата |
Предмет |
Время |
Кабинет |
1. |
10.01.2012 г. |
Английский язык |
10.00 |
216 |
2. |
11.01.2012 г. |
География |
9.00 |
301 |
3. |
11.01.2012 г. |
Обществознание |
9.00 |
206,207 |
4. |
12.01.2012 г. |
Физика |
10.00 |
302 |
5. |
13.01.2012 г. |
История |
9.00 |
206 |
6. |
13.01.2012 г. |
Информатика |
10.00 |
|
7. |
13.01.2012 г. |
Химия |
10.00 |
303 |
8. |
12.01.2012 г. |
Биология |
10.00 |
102 |
Приложение № 4
Результаты ЕГЭ-2011
№ |
Предмет |
Количество участников |
Баллы |
1 |
Русский язык |
73 |
64,8 |
2 |
Математика |
73 |
59,2 |
3 |
Общество- знание |
39 |
61,1 |
4 |
География |
1 |
59 |
5 |
Химия |
9 |
84,9 |
6 |
Английский язык |
10 |
73 |
7 |
Биология |
7 |
66,6 |
8 |
Информатика |
7 |
72,3 |
9 |
Литература |
3 |
58 |
10 |
История |
8 |
47,9 |
11 |
Физика |
25 |
62,4 |