Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:51, контрольная работа
Краткое описание
Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве.
Содержание
Введение. Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников. Методика обучения счёту с участием различных анализаторов: « на ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных возрастных группах. Практическая работа. Список литературы.
В практике работы по формированию
элементарных математических представлений
сложились следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических
игр;
2) занятия в форме дидактических
упражнений;
3) занятия в форме дидактических
упражнений и игр.
Выделение их условно и зависит
от того, что является ведущим на занятии:
дидактическая игра, дидактический материал
и деятельность с ним или сочетание того
и другого. При любом типе занятия воспитатель
активно руководит процессом усвоения
детьми знаний и навыков.
Занятия в форме дидактических
игр широко применяются в младших группах.
В этом случае обучение носит незапрограммированный,
игровой характер. Мотивация учебной деятельности
также является игровой. Воспитатель пользуется
в основном методами и приемами Опосредованного
педагогического воздействия: применяет
сюрпризные моменты, вводит игровые образы,
создает игровые ситуации на протяжении
всего занятия, в игровой форме его заканчивает.
Упражнения, с дидактическим материалом
хотя и служат учебным целям, приобретают
игровое содержание, целиком подчиняясь
игровой ситуации.
Занятия в форме дидактических
игр отвечают возрастным особенностям
маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности
психических процессов и поведения, потребности
в активных действиях. Однако игровая
форма не должна заслонять познавательное
содержание, превалировать над ним, быть
самоцелью. Формирование разнообразных
математических представлений является
главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических
упражнений используются во всех возрастных
группах. Обучение на них приобретает
практический характер. Выполнение разнообразных
упражнений с демонстрационным и раздаточным
дидактическим материалом ведет к усвоению
детьми определенных способов действий
и соответствующих им математических
представлений. Воспитатель применяет
приемы прямого обучающего воздействия
на детей: показ, объяснение, образец, указание,
оценка и т. д. В младшем возрасте учебная
деятельность мотивируется практическими
и игровыми задачами (например, дать каждому
зайцу по одной морковке, чтобы узнать,
поровну ли их; построить лесенку из полосок
разной длины для петушка и т. д.), в старшем
возрасте - практическими или учебными
задачами (например, измерить полоски
бумаги и отобрать определенной длины
для ремонта книг, научиться измерять
длину, ширину,, высоту предметов и т. д.).
Игровые элементы в разных формах
могут включаться в упражнения с целью
развития предметно-чувственной, практической,
познавательной деятельности детей с
дидактическим материалом.
Занятия по формированию элементарных
математических представлений в форме
дидактических игр и упражнений наиболее
распространены в детском саду. Этот тип
занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая
игра и различные упражнения образуют
самостоятельные части занятия, сочетающиеся
друг с другом во всевозможных комбинациях.
Их последовательность определяется программным
содержанием и накладывает отпечаток
на структуру занятия.
Согласно общепринятой классификации
занятий по основной дидактической цели
выделяют:
а) занятия по сообщению детям
новых знаний и их закреплению;
б) занятия по закреплению и
применению полученных представлений
в решении практических и познавательных
задач;
в) учетно-контрольные, проверочные
занятия;
г) комбинированные занятия.
Занятия по сообщению детям
новых знаний и их закреплению проводятся
в начале изучения большой новой темы:
обучение счету, измерению, решению арифметических
задач и др. Наиболее важным для них является
организация восприятия нового материала,
показ способов действия в сочетании с
объяснением, организация самостоятельных
упражнений и дидактических игр.
Занятия по закреплению и применению
полученных представлений в решении практических
и познавательных задач следуют за занятиями
по сообщению новых знаний. Они характеризуются
применением разнообразных игр и упражнений,
направленных на уточнение, конкретизацию,
углубление и обобщение полученных ранее
представлений, выработку способов действий,
переходящих в навыки. Эти занятия могут
быть построены на сочетании разных видов
деятельности: игровой, трудовой, учебной.
В процессе проведения их воспитатель
учитывает имеющийся у детей опыт, использует
различные приемы активизации познавательной
деятельности.
Периодически (в конце квартала,
полугодия, года) проводятся проверочные
учетно-контрольные занятия, с помощью
которых определяют качество освоения
детьми основных программных требований
и уровень их математического развития.
На основе таких занятий успешнее проводится
индивидуальная работа с отдельными детьми,
коррекционная со всей группой, подгруппой.
Занятия включают задания, игры, вопросы,
цель которых - выявить сформнрованность
знаний, умений и навыков. Занятия строятся
на знакомом детям материале, но не дублируют
содержания и привычных форм работы с
детьми. Кроме проверочных упражнений,
на них возможно использование специальных
диагностических заданий и методик.
Комбинированные занятия по
математике наиболее распространены в
практике работы детских садов. На них
обычно решается несколько дидактических
задач: сообщается материал новой темы
и закрепляется в упражнениях, повторяется
ранее изученное и проверяется степень
его усвоения.
Построение таких занятий может
быть различным. Приведем пример занятия
по математике для старших дошкольников:
1. Повторение пройденного
с целью введения детей в
новую тему (2-4 минуты).
2. Рассмотрение нового
материала (15-18 минут).
3. Повторение ранее усвоенного
материала (4-7 минут).
Первая часть. Сравнение длины
и ширины предметов. Игра "Что изменилось?".
Вторая часть. Демонстрация
приемов измерения длины и ширины предметов
условной меркой при решении задачи на
уравнивание размеров предметов.
Третья часть. Самостоятельное
применение детьми приемов измерения
в ходе выполнения практического задания.
Четвертая часть. Упражнения
в сравнении и группировке геометрических
фигур, в сравнении численностей множеств
разных фигур.
В комбинированных занятиях
важно предусмотреть правильное распределение
умственной нагрузки: знакомство с новым
материалом следует осуществлять в период
наибольшей работоспособности детей (начинать
после 3-5 минут от начала занятия и заканчивать
на 15-18 минуте). Начало занятия и его конец
следует посвящать повторению пройденного.
Усвоение нового может сочетаться с закреплением
пройденного, проверка знаний с их одновременным
закреплением, элементы нового вводятся
в процессе закрепления и применения знаний
на практике и т. д., поэтому комбинированное
занятие может иметь большое количество
вариантов. Руководство познавательной
деятельностью детей на занятиях состоит:
- в четкой постановке
учебно-познавательных задач перед
детьми и соответствующей возрасту
мотивации: учебной, практической, игровой;
- в использовании различных
форм организации познавательной
деятельности детей: фронтальной, групповой,
индивидуальной. При фронтальной
форме работы участвуют все
дети, их активность обеспечивается
постановкой разнообразных вопросов.
Групповая форма работы предполагает
дифференцирование заданий с
учетом индивидуальных возможностей,
уровня развития детей. Индивидуальная
работа обеспечивает высокий уровень
самостоятельности детей, формирование
умений и навыков, контроль за усвоением;
- в активизации обучения
через содержание, методы, приемы, формы
организации.
На занятиях используются организационные
средства активизации: "Подумайте, догадайтесь",
"Выводы будете делать сами" и др.,
но они побуждают лишь внешнюю, моторную
активность, способствуя быстрой сосредоточенности
детей на учебном; задании, ускоряя действия
с наглядным материалом, вызывая непроизвольное
внимание, кратковременный интерес к учебной
задаче.
Таким образом, к формам формирования
у дошкольников математических способностей
относятся занятия и дидактические игры,
в которых воспитатель активизирует слуховой
и зрительный анализаторы дошкольников.
Использующийся на занятиях раздаточный
материал активизирует зрительные и тактильные
ощущения.
2. Методика обучения счёту с
участием различных анализаторов: « на
ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных
возрастных группах.
Ребенок очень много может усвоить в
первые годы жизни. Период дошкольного
детства относительно всей жизни человека
недолог, но очень насыщен познанием. Велик
поток информации, который обрушивает
на маленького человека окружающая жизнь.
На многие вопросы он находит ответ, идя
путем проб и ошибок, постигая закономерности:
в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный
предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно
его сильнее ударить. И многое, многое
другое.
Источником познания дошкольника является
чувственный опыт. Спонтанно накопленный
чувственный и интеллектуальный опыт
может быть объемным, но не упорядоченным,
неорганизованным. Направить его в нужное
русло призван педагог, который не только
знает, чему учить ребенка, но и как учить,
чтобы обучение было развивающим.
Обучению дошкольников основам математики
отводиться важное место. Это вызвано
целым рядом причин: началом школьного
обучения с шести лет, обилием информации,
получаемой ребенком, повышенное внимание
к компьютеризации, желанием сделать процесс
обучения более интенсивным.
Программа по математике направлена
на развитие и формирование математических
представлений и способностей, логического
мышления, умственной активности, смекалки,
то есть умения делать простейшие суждений,
пользоваться грамматически правильными
оборотами речи.
В математической подготовке предусмотренной
программой, наряду с обучением детей
счету, развитием представлений о количестве
и числе в пределах первого десятка, делению
предметов на равные части большое внимание
уделяется операциям с наглядным материалом,
проведению измерений с помощью условных
мерок, определению объема жидких и сыпучих
тел, развитию глазомера ребят, их представлений
о геометрических фигурах, о времени, формированию
понимания пространственных отношений.
На занятиях по математике воспитатель
осуществляет не только образовательные
задачи, но и решает воспитательные. Педагог
знакомит дошкольников с правилами поведения,
воспитывает у них старательность, организованность,
привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость,
целеустремленность, активное отношение
к собственной деятельности.
Работу по развитию у детей элементарных
математических представлений воспитатель
организует на занятиях и вне занятий:
утром, днем во время прогулок, вечером;2-3
раза в неделю. Педагоги всех возрастных
групп должны использовать все виды деятельности
для закрепления у ребят математических
знаний. Например, в процессе рисования,
лепки, конструирования у детей закрепляются
знания о геометрических фигурах, числе
и размере предметов, об их пространственном
расположении; пространственные представления,
счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных
и физкультурных занятиях, во время спортивных
развлечений. В различных подвижных играх
могут быть использованы знания детей
об измерениях условными мерками величин
предметов. Для закрепления математических
представлений воспитатели широко используют
дидактические игры и игровые упражнения
отдельно для каждой возрастной группы.
В летний период программный материал
по математике повторяется и закрепляется
на прогулках, в играх. В основе методики
обучения математическим знаниям лежат
общедидактические принципы: систематичность,
последовательность, постепенность, индивидуальный
подход. Предлагаемые детям задания последовательно,
от занятия к занятию, усложняются, что
обеспечивает доступность обучения. При
переходе к новой теме не следует забывать
о повторении пройденного. Повторение
материала в процессе изучения нового
не только позволяет углубить знания детей,
но и дает возможность легче сосредоточить
внимание на новом. На занятиях по математике
воспитатели используют различные методы
(словесный, наглядный, игровой) и приемы
(рассказ, беседа, описание, указание и
объяснение, вопросы детям, ответы детей,
образец, показ реальных предметов, картин,
дидактические игры и упражнения, подвижные
игры).
Большое место в работе с детьми всех
возрастных групп занимают методы развивающего
обучения. Это и систематизация предлагаемых
им знаний, использование наглядных средств
(эталонных образцов, простейших схематических
изображений, предметов-заместителей)
для выделения в реальных предметах и
ситуациях различных свойств и отношений,
применение общего способа действия в
новых условиях.
Если педагоги сами подбирают наглядный
материал, им при этом следует строго соблюдать
требования, вытекающие из задач обучения
и особенностей возраста детей. Эти требования
следующие:
- достаточное количество предметов,
используемых на занятии;
- разнообразие предметов по
размерам (большие и маленькие);
- обыгрывание с детьми всех
видов наглядности до занятия
в разные отрезки времени, с
тем, чтобы на занятии их привлекала
только математическая сторона,
а не игровая (при обыгрывании игрового
материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (ребята действуют
с предложенном им предметом
в соответствии с заданиями
воспитателя, поэтому предмет должен
быть прочным, устойчивым, чтобы
его можно было переставить, перенести
с места на место, взять в
руки);
- художественное оформление. Наглядный
материал должен привлекать детей
эстетически. Красивые пособия вызывают
у ребят желание заниматься
с ними, способствуют организованному
проведению занятий и хорошему
усвоению материала. Для умственного
развития дошкольников большое
значение имеют занятия по
развитию элементарных математических
представлений. На занятиях по
этому разделу программы дети
не только занимаются усвоением
навыков счета, решением и составлением
простых арифметических задач, но
и знакомятся с геометрическими
формами, понятием множества, учатся
ориентироваться во времени и
пространстве. На этих занятиях
в значительно большей степени,
чем на других, интенсивно развивается
сообразительность, смекалка, логическое
мышление, способность к абстрагированию,
вырабатывается лаконичная и
точная речь. «Программа воспитания
и обучения в детском саду»
предусматривает преемственную
связь с программой по этому
предмету для 1 класса школы. Если
ребенок не усвоил какое-либо
правило или понятие, то это
неизбежно повлечет за собой
его отставание на занятиях
по математике в школе.
Задача воспитателя детского сада, проводящего
занятия по математике,-- включить всех
детей в активное и систематическое усвоение
программного материала. Для этого он,
прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные
особенности детей, отношение их к таким
занятиям, уровень их математического
развития и степень понимания ими нового
материала. Индивидуальный подход в проведении
занятий по математике дает возможность
не только помочь детям в усвоении программного
материала, но и развить их интерес к этим
занятиям. Обеспечить активное участие
всех детей в общей работе, что ведет за
собой развитие их умственных способностей,
внимания, предупреждает интеллектуальную
пассивность у отдельных ребят, воспитывает
настойчивость, целеустремленность и
другие волевые качества. Воспитатель
должен заботиться о развитии у детей
способностей к проведению счетных операций,
научить их применять полученные ранее
знания, творчески подходить к решению
предложенных заданий. Все эти вопросы
он должен решать, учитывая индивидуальные
особенности детей, проявляющиеся на занятиях
по математике.