Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:51, контрольная работа
Краткое описание
Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве.
Содержание
Введение. Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников. Методика обучения счёту с участием различных анализаторов: « на ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных возрастных группах. Практическая работа. Список литературы.
Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая:
синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают
косынки и становятся в ряд-это матрешки.
Они пересчитываются вслух по порядку:
«Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий
запоминает, на каком месте стоит каждая
матрешками выходит за дверь. В это время
две матрешки меняются местами. Водящий
входит и говорит, что изменилось, например:
«Красная матрешка была пятой, а стала
второй, а вторая матрешка стада пятой».
Иногда матрешки могут оставаться на своих
местах. Игра повторяется несколько раз.
Счёт движения.
1.«Сделай столько же движений»
Цель: упражнять в воспроизведении определенного
количества движений.
Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против
друга и объясняет задание: «Вы будете
выполнять столько движений, сколько предметов
нарисовано на карточке, которую я покажу.
Считать надо молча. Сначала выполнять
движения будут дети, стоящие в этой шеренге,
а дети из другой шеренги будут их проверять,
а потом наоборот. Каждой шеренге дают
по 2 задания. Предлагают выполнить несложные
упражнения.
2. «Кто правильно пойдет, тот
игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении
и считать шаги.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться
идти в нужном направлении и считать шаги.
Поиграем в игру «Кто правильно пойдет,
тот игрушку найдет». Я заранее спрятала
игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному
и говорить в каком направлении надо идти
и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку.
Если вы будете точно выполнять мою команду,
то придете правильно». Педагог вызывает
ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов
вперед, поверни налево, сделай 4 шага и
найди игрушку». Одному ребенку можно
поручить назвать игрушку и описать ее
форму, всем детям - назвать предмет такой
же формы (задание делят по частям), вызывают
5-6 детей.
3. Музыкально-дидактическая
игра «Весёлый счёт»
Эту музыкально-дидактическую игру можно
использовать на утреннике "Досвидание
Детский сад! ", где дети могут показать
свои умения и навыки правельного счёта,
знание чисел.
Условие игры:
Дети идут в кругу и поют песню, выполняя
по тексту песни движения
Один ведущий в руках у него таблички
с цифрами с 1 до 4.
Зашагали вправо, пусть никто
не отстаёт,
Зашагали влево и на месте
поворот,
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)
Что случилось?
Шлёп, шлёп, шлёп (шлёпают по коленям)
Что за стук? (руку ставят за ухо, прислушиваются)
Начинаем мы играть,
Цифры весело считать.
Ведущий показывает табличку
с одной из цифр, например 3 дети образуют
3 маленьких круга.
Игра продолжается в кругах
образованных детьми.
И по показу ведущего следующей таблички
с цифрой, дети перестраиваются в соответствии
с показанной цифры.
4.«Услышь и посчитай»
Цель: учить одновременно, считать звуки и
отсчитывать игрушки.
Материал: подносы с мелкими игрушками.
Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова
будем считать звуки и отсчитывать игрушки.
В прошлый раз мы сначала считали звуки,
а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание
будет по труднее. Надо будет одновременно
считать звуки, и пододвигать к себе игрушки,
а затем сказать, сколько раз ударил молоточек,
и сколько игрушек вы поставили. Всего
дается 3-4 задания.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с
узором). Дети должны рассказать, как расположены
элементы узора: в правом верхнем углу
- круг, в левом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем
углу - прямоугольник, в середине - круг.
Можно дать задание рассказать об узоре,
который они рисовали на занятии по рисованию.
Например, в середине большой круг - от
него отходят лучи, в каждом углу цветы.
Вверху и внизу-волнистые линии, справа
и слева - по одной волнистой линии с листочками
и т. д.
Счёт на ощупь.
Упражнение 1. "Что у ежика
в мешочке?"
Цель упражнения: развитие восприятия
и тактильной чувствительности. Развитие
воображения. Обучение количественному
счету.
Понадобится небольшой полотняный мешочек
и несколько небольших легко узнаваемых
предметов, которые без труда помещаются
в мешочек. В продаже бывают такие наборы,
в них предметы выточены из дерева и приятны
на ощупь: кубик, мисочка, пирамидка, груша,
яйцо, шарик, горшочек, молоточек и др.
Детям очень нравятся эти мелкие предметы.
Предлагаем ребенку выбрать предмет в
мешочке на ощупь, назвать его, а потом
уже вынуть и проверить, правильно ли угадан
предмет:
- Одна пирамидка.
- Одна груша.
- Посмотри, теперь у нас два предмета.
Покажи их и назови.
- Покажи мне два пальчика, две руки, две
ноги. Чего у тебя еще - два? (Два глаза.
Два уха…)
- Сколько у тебя носов? Голов? (Один. Одна…)
- Достань еще что-нибудь. Что это? (Кубик.)
Теперь у нас три предмета.
- Вот - один (отодвигаем пирамидку).
- Вот - два (отодвигаем к ней грушу).
- Вот - три (отодвигаем к ним кубик).
- Покажи мне три пальчика. Может быть у
человека три руки? Так бывает? Три головы?
- У кого было две головы? (У Тяни-Толкая.)
У кого было три головы? (У Змея Горыныча.)
Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие внимания,
восприятия, образной памяти. Формирование
умения сохранять в памяти количественную
характеристику группы предметов.
Накрываем предметы из предыдущего упражнения
платком и прячем один в руку. Затем платок
снимаем.
- Что пропало? Сколько теперь предметов?
Повторяем игру 2-3 раза.
Вариант: если ребенок легко справляется
с тремя предметами, сходу называя пропавший
предмет, можно прятать по два предмета.
Вариант: если ребенок легко справляется
с предыдущим вариантом, можно добавить
1-2 предмета из мешочка, сосчитать их, а
затем играть в "Что пропало?". Прятать
так же можно 1-2 предмета
3.Дидактическая игра
«Отгадай на ощупь цифру» для детей старшего
дошкольного возраста.
Цель игры: Учить детей узнавать и называть
цифры в пределах 10 на ощупь. Упражнять
в счете в пределах 10. Развивать мелкую
моторику рук, тактильные ощущения, мышление,
речь, согласованность и координацию движений.
Воспитывать усидчивость, желание добиваться
поставленной цели.
Описание игры: На цветной картон пришиваются
пуговицы в форме цифры от 0 до 10. Для каждой
карточки изготавливается чехол из фланели
в который легко вставить и извлечь карточку.
Руководство игрой: Дидактическая игра
«Отгадай на ощупь цифру».
В эту игру дети могут играть как самостоятельно,
так и под руководством воспитателя: во
время индивидуальной работы с детьми;
как часть занятии и задания для математического
досуга. С помощью этой игры можно научить
детей узнавать и называть цифры.
Варианты заданий:
1 – вариант: «Отгадай на ощупь
и назови»
На карточку надевается тканевый мешочек,
ребенок обследует эту карточку кончиками
пальцев и называет цифру – развитие тактильных
ощущений, мелкой моторики рук детей.
2 – вариант: «Отгадай на ощупь
и найди пару».
На карточках надеты тканевые мешочки.
Дети обследуют карточки и с помощью тактильных
ощущений находят 2 одинаковые цифры. –
развитие мышления.
3-вариант: «Отгадай на ощупь
и выполни столько действий, сколько
обозначает данная цифра».
На карточку надет тканевый
мешочек, ребенок на ощупь определяет
цифру и делает столько хлопков, прыжков
или других движений. Сколько обозначает
данная цифра» – развитие психофизических
процессов.
Пуговицы.
Цель игры: Учить детей узнавать и называть
цифры в пределах 10 на ощупь. Упражнять
в счете в пределах 10. Развивать мелкую
моторику рук, тактильные ощущения, мышление,
речь, согласованность и координацию движений.
Воспитывать усидчивость, желание добиваться
поставленной цели.
Ход игры: детям завязывают глаза и раздают
дощечки с приклеенными пуговицами
разного количества . Дети на ощупь должны
посчитать сколько пуговиц на их табличке
и назвать число.
Сколько фигур спряталось?
Цель игры: Развивать мелкую моторику
рук, тактильные ощущения, мышление, речь,
согласованность и координацию движений.
Воспитывать усидчивость, желание добиваться
поставленной цели.
Ход игры: воспитатель заранее прячет
в мешочек объёмные геометрические фигуры(
можно конструктор), затем предлагает
детям на ощупь определить какие фигуры
в мешочке, назвать их и сосчитать ( кубики
отдельно, шарики, треугольники) .