Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве.

Содержание

Введение.
Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников.
Методика обучения счёту с участием различных анализаторов: « на ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных возрастных группах.
Практическая работа.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 71.30 Кб (Скачать файл)

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

Счёт движения.

1.«Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

2. «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить  в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

3. Музыкально-дидактическая игра «Весёлый счёт»

Эту музыкально-дидактическую игру можно использовать на утреннике "Досвидание Детский сад! ", где дети могут показать свои умения и навыки правельного счёта, знание чисел.

Условие игры:

Дети идут в кругу и поют песню, выполняя по тексту песни движения

Один ведущий в руках у него таблички с цифрами с 1 до 4.

Зашагали вправо, пусть никто не отстаёт,

Зашагали влево и на месте поворот,

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)

Что случилось?

Шлёп, шлёп, шлёп (шлёпают по коленям)

Что за стук? (руку ставят за ухо, прислушиваются)

Начинаем мы играть,

Цифры весело считать.

Ведущий показывает табличку с одной из цифр, например 3 дети образуют 3 маленьких круга.

Игра продолжается в кругах образованных детьми.

И по показу ведущего следующей таблички с цифрой, дети перестраиваются в соответствии с показанной цифры.

 

4.«Услышь и посчитай»

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

Материал: подносы с мелкими игрушками.

Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет по труднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

5. «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

 

     
     
     

 

 

 

 

Счёт на ощупь.

Упражнение 1. "Что у ежика в мешочке?" 
 
Цель упражнения: развитие восприятия и тактильной чувствительности. Развитие воображения. Обучение количественному счету. 
 
Понадобится небольшой полотняный мешочек и несколько небольших легко узнаваемых предметов, которые без труда помещаются в мешочек. В продаже бывают такие наборы, в них предметы выточены из дерева и приятны на ощупь: кубик, мисочка, пирамидка, груша, яйцо, шарик, горшочек, молоточек и др. Детям очень нравятся эти мелкие предметы. Предлагаем ребенку выбрать предмет в мешочке на ощупь, назвать его, а потом уже вынуть и проверить, правильно ли угадан предмет: 
 
- Одна пирамидка. 
- Одна груша. 
- Посмотри, теперь у нас два предмета. Покажи их и назови. 
- Покажи мне два пальчика, две руки, две ноги. Чего у тебя еще - два? (Два глаза. Два уха…) 
- Сколько у тебя носов? Голов? (Один. Одна…)  
 
- Достань еще что-нибудь. Что это? (Кубик.) Теперь у нас три предмета. 
- Вот - один (отодвигаем пирамидку). 
- Вот - два (отодвигаем к ней грушу). 
- Вот - три (отодвигаем к ним кубик). 
- Покажи мне три пальчика. Может быть у человека три руки? Так бывает? Три головы? 
- У кого было две головы? (У Тяни-Толкая.) У кого было три головы? (У Змея Горыныча.)

Упражнение 2.  
 
Цель упражнения: развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов. 
 
Накрываем предметы из предыдущего упражнения платком и прячем один в руку. Затем платок снимаем. 
- Что пропало? Сколько теперь предметов?  
 
Повторяем игру 2-3 раза. 
 
Вариант: если ребенок легко справляется с тремя предметами, сходу называя пропавший предмет, можно прятать по два предмета. 
 
Вариант: если ребенок легко справляется с предыдущим вариантом, можно добавить 1-2 предмета из мешочка, сосчитать их, а затем играть в "Что пропало?". Прятать так же можно 1-2 предмета

3.Дидактическая игра «Отгадай на ощупь цифру» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: Учить детей узнавать и называть цифры в пределах 10 на ощупь. Упражнять в счете в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление, речь, согласованность и координацию движений. Воспитывать усидчивость, желание добиваться поставленной цели.

Описание игры: На цветной картон пришиваются пуговицы в форме цифры от 0 до 10. Для каждой карточки изготавливается чехол из фланели в который легко вставить и извлечь карточку. 

Руководство игрой: Дидактическая игра «Отгадай на ощупь цифру».

В эту игру дети могут играть как самостоятельно, так и под руководством воспитателя: во время индивидуальной работы с детьми; как часть занятии и задания для математического досуга. С помощью этой игры можно научить детей узнавать и называть цифры.

Варианты заданий:

1 – вариант: «Отгадай на ощупь  и назови»

На карточку надевается тканевый мешочек, ребенок обследует эту карточку кончиками пальцев и называет цифру – развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук детей.

2 – вариант: «Отгадай на ощупь  и найди пару».

На карточках надеты тканевые мешочки. Дети обследуют карточки и с помощью тактильных ощущений находят 2 одинаковые цифры. – развитие мышления.

3-вариант: «Отгадай на ощупь  и выполни столько действий, сколько  обозначает данная цифра».

На карточку надет тканевый мешочек, ребенок на ощупь определяет цифру и делает столько хлопков, прыжков или других движений. Сколько обозначает данная цифра» – развитие психофизических процессов.

  1. Пуговицы.

Цель игры: Учить детей узнавать и называть цифры в пределах 10 на ощупь. Упражнять в счете в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление, речь, согласованность и координацию движений. Воспитывать усидчивость, желание добиваться поставленной цели.

Ход игры: детям завязывают глаза и раздают дощечки с приклеенными  пуговицами разного количества . Дети на ощупь должны посчитать сколько пуговиц на их табличке и назвать число.

 

 

  1. Сколько фигур спряталось?

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление, речь, согласованность и координацию движений. Воспитывать усидчивость, желание добиваться поставленной цели.

Ход игры: воспитатель заранее прячет в мешочек объёмные геометрические фигуры( можно конструктор), затем предлагает детям на ощупь определить какие фигуры в мешочке, назвать их и сосчитать ( кубики отдельно, шарики, треугольники) .

 


Информация о работе Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников