Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:51, контрольная работа
Краткое описание
Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве.
Содержание
Введение. Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников. Методика обучения счёту с участием различных анализаторов: « на ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных возрастных группах. Практическая работа. Список литературы.
На последующих 2--3 занятиях детям предлагают
сделать так, чтобы разных предметов было
поровну. (3 круга, 3 квадрата, 3 прямоугольника
-- всех фигур по 3.)
Общим признаком для всех групп предметов
в данном случае является равное их количество.
После таких упражнений дети начинают
понимать обобщающее значение итогового
числа. Показ независимости числа предметов
от их пространственных признаков. Дети
научаются (в итоге 8--10 занятий) вести счет
и отсчет предметов. Однако это не означает,
что у них сложилось представление о числе.
Воспитатели часто сталкиваются с фактом,
когда ребенок, пересчитав предметы, оценивает
как большую группу ту, в которой предметов
меньше, но они более крупного размера.
Как большую дети оценивают и группу предметов,
занимающую большую площадь, несмотря
на то что в ней может быть меньше предметов,
чем в другой, занимающей меньшую площадь.
Ребенку трудно отвлечься от многообразных
свойств и признаков предметов, составляющих
множества. Пересчитав предметы, он может
тут же забыть результат счета и оценивает
количество, ориентируясь на пространственные
признаки, выраженные более ярко. Внимание
детей обращают на то, что число предметов
не зависит от пространственных признаков:
размера предметов, формы их расположения,
площади, которую они занимают. Этому посвящаются
2--3 специальных занятия, а в дальнейшем
до конца учебного года к ним периодически
возвращаются не менее 3--4 раз (например,
когда дети учатся воспроизводить множества
предметов). Параллельно детей упражняют
в сравнении предметов разных размеров
(по длине, ширине, высоте и др.), уточняют
некоторые пространственные представления,
учат понимать и пользоваться словами
слева и справа, вверху и внизу, верхняя
и нижняя, близко и далеко; располагать
предметы в один ряд слева и справа, по
кругу, парами и т. д.
Независимость числа предметов от их
пространственных признаков выясняют
на основе сравнения совокупностей предметов,
отличающихся либо размерами, либо формой
расположения, либо расстояниями между
предметами (площадью, которую они занимают).
Постоянно изменяют количественные отношения
между совокупностями (например, крупных
и мелких предметов оказывается то поровну,
то больше мелких, чем крупных, то больше
крупных, чем мелких, и т. п.). Количественные
различия между совокупностями допустимы
в пределах ± 1 предмет.
Дети уже познакомились с образованием
всех чисел в пределах 5, поэтому можно
сразу на первом же занятии сравнивать
группы, содержащие 3 и 4 или 4 и 5 предметов.
Это служит более быстрому обобщению знаний,
развитию умения абстрагировать количество
от пространственных признаков множеств
предметов. Работу необходимо организовывать
таким образом, чтобы подчеркивать значение
счета и приемов сопоставления множеств
для выявления отношений «больше», «меньше»,
«равно».
Детей приучают пользоваться разными
приемами практического сопоставления
множеств: наложением, приложением, составлением
пар, применением эквивалентов (заместителей
предметов). Эквиваленты применяются тогда,
когда невозможно приложить предметы
одной совокупности к предметам другой.
Например, чтобы убедить детей в том, что
на одной из карточек нарисовано столько
же предметов, сколько на другой, берутся
кружки и накладываются на рисунки одной
карточки, а затем на рисунки другой. В
зависимости от того, остался ли лишний
кружок, или их не хватило, или кружков
оказалось столько, сколько рисунков на
второй карточке, делается вывод о том,
на какой карточке больше (меньше) предметов
или их поровну на обеих карточках. Применение
счета в разных видах детской деятельности.
Закрепление навыков счета требует большого
количества упражнений. Упражнения в счете
должны быть почти на каждом занятии до
конца учебного года. Однако, обучая счету,
не следует ограничиваться проведением
формальных упражнений на занятиях. Педагог
постоянно использует и создает различные
жизненные и игровые ситуации, требующие
от детей применения навыков счета. В играх
с куклами, например, дети выясняют, хватит
ли посуды для приема гостей, одежды для
того, чтобы собрать кукол на прогулку,
и пр. В игре в «магазин» пользуются чеками-карточками,
на которых нарисовано определенное количество
предметов или кружков. Воспитатель своевременно
вносит соответствующие атрибуты и подсказывает
игровые действия, включающие счет и отсчет
предметов.
В быту часто возникают ситуации, требующие
выполнения счета: по заданию педагога
дети выясняют, хватит ли тех или иных
пособий или вещей детям, сидящим за одним
столом (коробок с карандашами, подставок,
тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые
взяли на прогулку. Собираясь домой, проверяют,
все ли игрушки собраны. Любят ребята и
просто пересчитывать предметы, которые
встречаются по пути. Стремясь углубить
представления детей о значении счета,
педагог разъясняет им, для чего люди считают,
что они хотят узнать, когда считают предметы.
Он многократно на глазах у детей пересчитывает
разные вещи, выясняя, хватит ли их для
всех. Советует детям посмотреть, что считают
их мамы, папы, бабушки.
Счет групп предметов (множеств), воспринимаемых
разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
Наряду с опорой на зрительное восприятие
(наглядно представленных множеств) важно
упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых
на слух, на ощупь, учить их вести счет
движений. Упражнения в счете на ощупь,
а также в счете звуков проводят, не предлагая
детям закрывать глаза. Это отвлекает
ребят от счета. Воспитатель извлекает
звуки за ширмой, чтобы дети только слышали
их, но не видели движений руки. Они считают
на ощупь предметы, помещенные в мешочки.
Для этой цели используют разные пособия.
Например, можно считать пуговицы на карточках,
отверстия в дощечке, игрушки в мешочке
или под салфеткой и т. п. Соответственно
и звуки извлекаются на разных музыкальных
инструментах: барабане, металлофоне,
палочках.
Упражняя детей в счете движений, им предлагают
воспроизвести указанное количество движений
либо по образцу, либо по названному числу:
«Постучи столько раз, сколько раз ударит
молоточек», «Присядь 4 раза». Воспитатель
постепенно усложняет характер движений,
предлагая детям притопнуть правой (левой)
ногой, поднять левую (правую) руку, наклониться
вперед и т. п. Однако не следует четырехлетним
детям предлагать слишком сложные движения,
это отвлекает их внимание от счета.
Сопоставляются множества, воспринятые
разными анализаторами, что способствует
образованию межанализаторных связей
и обеспечивает обобщение знаний о числе.
Детям предлагают, например, поднять руку
столько раз, сколько они услышали звуков,
или сколько пуговиц было на карточке,
или сколько игрушек стоит. Данная работа
ведется параллельно с упражнениями в
отсчете предметов и в большой мере увязывается
с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, необходимых ребенку в
школе. Математика представляет собой
сложную науку, которая может вызвать
определенные трудности во время школьного
обучения. К тому же далеко не все дети
имеют склонности и обладают математическим
складом ума, поэтому при подготовке к
школе важно познакомить ребенка с основами
счета.
И родители, и педагоги знают, что математика
- это мощный фактор интеллектуального
развития ребенка, формирования его познавательных
и творческих способностей. Самое главное
- это привить ребенку интерес к познанию.
Для этого занятия должны проходить в
увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать
внимание и привлечь интерес даже у самых
несобранных детей дошкольного возраста.
В начале их увлекают только игровые действия,
а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес
и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание
ребенку знания из области математики,
научите его выполнять различные действия,
разовьете память, мышление, творческие
способности. В процессе игры дети усваивают
сложные математические понятия, учатся
считать, читать и писать, а в развитии
этих навыков ребенку помогают близкие
люди - его родители и педагог.
Список литературы
1. Под ред. Годиной Г.Н., Пилюгиной
Э.Г. Воспитание и обучение детей
младшего дошкольного возраста.
- М., 1987
2. Метлина Л.С. Математика в детском саду.
- М., Просвещение, 1984
3. Фидлер М. Математика уже в детском
саду. М., Просвещение, 1981
4.Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста. -- М., Просвещение,
1974.
5.Тарунтаева, Т.В. Развитие
элементарных математических представлений
у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева
- М.: Просвещение, 2003. - 88 с.
6.Щербакова, Е.И. Методика
обучения математике в детском саду [Текст]
/ Е.И. Щербакова - М: Академия, 2005. - 272 с
Счёт на слух.
1.Конспект занятия по математике для
детей 4—5 лет
Программное содержание: закрепить количественный
и порядковый счет в
пределах 10, умение измерять длину с помощью
условной мерки, счет на слух, знание геометрических
фигур, умение составлять число из единиц.
Упражнять в умении ориентироваться относительно
себя. Закрепить знания времен года.
Материал: цифры от 1 до 10, плоскостные матрешки,
карточки с изображением времен года,
игрушки, карточки.
Ход занятия
Предлагаю детям отправиться в путешествие
по сказочной стране, предупреждаю детей,
что на пути их ожидает множество препятствий,
чтобы попасть в сказочную страну, необходимо
выбрать транспорт, а для этого надо соединить
все цифры по порядку на карточках. Соединили
цифры получился автобус.
Мальчикам предлагаю заходить в автобус
и расположится справа от водителя, девочкам
– слева. Чтобы не растерять друг друга
— посчитайте:
Сколько девочек?
— Сколько мальчиков?
— Которая по счету Наташа? Катя?
— Кто из мальчиков пятый? Третий?
— Кто из девочек первый?
Все сели, а сейчас мы отправляемся в
путешествие, обращаю внимание детей на
первое препятствие ан пути « болото ».
Первое задание: надо переправится на другую сторону,
наступая на кочки – « цифры » от одного
до 10. Кто наступит не на ту цифру, тот вымок
в болоте.
Дальше обращаю внимание на сказочный
теремок.
— Сколько жильцов в теремке?
— Какой геометрической формы окошки
в теремке?
— Подул ветер, и окошки стали закрываться
и стучать. Упражняемся в счете на слух.
Затем предлагаю детям послушать сказку:
«Жили в лесу Белка и Заяц. Они оба умели
скакать и очень дружили. Утроили они как—
то раз соревнование: кто дальше прыгнет.
Чтобы определить победителя, надо измерить
расстояние, которое они перепрыгнули»
(измеряем условной меркой)
Затем предлагаю детям подойти к игровому
уголку, где за столом сидит кукла. Перед
куклой лежит одно яблоко, одна конфета,
одна лента. Обращаю внимание детей, что
кукла очень огорчена. К ней пришли гости,
а у неё только одно яблоко и т.д.
— Что надо сделать? (поделить предметы
на части)
Затем предлагаю отгадать загадку:
У бабушки Даши внучка Наташа, кошка Пушок,
собачка Дружок. Сколько у бабушки друзей?
(1+1+1= 3)
Восемь кукол деревянных,
Разноцветных и румяных,
На окне у нас живут,
И как их зовут? (матрешки)
Предлагаю расставить матрешки от самой
низкой до самой высокой,
А затем обращаю внимание детей на то,
что они оказались в гостях у четырех времен
года, предлагаю послушать сказку: «Я очень
люблю лето. Летом приходит Дед Мороз.
Зимой все люди любят ходить за грибами
в зимний лес. Весной опадают листья с
деревьев. А осенью распускаются листья,
прилетают птицы.»
— Что в сказке перепутано?
А сейчас я вам покажу карточку, вы на
нее посмотрите 3 сек., и нарисуете у себя
на листочках весь рисунок.
В конце занятия дети сами подводят итог,
как они отвечали, кто, как выполнил задание.
2. «Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному
числу и запоминании его учить находить
равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться
отсчитывать столько игрушек, сколько
он скажет. По очереди вызывает детей и
дает им задание принести определенное
число игрушек и поставить на тот или иной
стол. Другим детям поручает проверить,
верно, ли выполнено задание, а для этого
сосчитать игрушки, например: «Сережа,
принеси 3 пирамидки и поставь на этот
стол. Витя, проверь, сколько пирамидок
принес Сережа». В результате на одном
столе оказывается 2 игрушки, на втором-3,
на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям
предлагается отсчитать определенное
число игрушек и поставить на тот стол,
где столько же таких игрушек, так, чтобы
было видно, что их поровну. Выполнив задание,
ребенок рассказывает, что сделал. Другой
ребенок проверяет, верно ли выполнено
задание.
3. «Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки.
Он напоминает, что делать это надо, не
пропуская ни одного звука и не забегая
вперед («Внимательно слушайте, сколько
раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10)
звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В.
объясняет новое задание: «Теперь считать
звуки будем с закрытыми глазами. Когда
сосчитаете звуки, откройте глаза, молча
отсчитайте столько же игрушек и поставьте
их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз.
Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос:
«Сколько игрушек вы поставили и почему?»
4. «Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое
число.
Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек,
вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать,
что дети хорошо умеют считать игрушки,
веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает
детям сосчитать, помогая рукой, сколько
раз он ударит по столу. Он показывает,
как надо в такт ударам производить взмах
кистью правой руки, стоящей на локте.
Удары производят негромко и не слишком
часто, чтобы дети успевали их считать.
Сначала извлекают не более 1-3 звуков и
только тогда, когда дети перестанут ошибаться,
количество ударов увеличивается. Далее,
предлагается воспроизвести указанное
количество звуков. Педагог по очереди
вызывает детей к столу и предлагает им
ударить молоточком, палочкой о палочку
2-5 раз. В заключение всем детям предлагают
поднять руку (наклониться вперед, присесть)
столько раз, сколько раз ударит молоточек.
5. «Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете» развивать
внимание, память.