Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:51, контрольная работа
Краткое описание
Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве.
Содержание
Введение. Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников. Методика обучения счёту с участием различных анализаторов: « на ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных возрастных группах. Практическая работа. Список литературы.
Вторая младшая группа
Количества
Работа с детьми трех лет, по развитию
элементарных математических представлений
в основном направлена на развитие представлений
о множестве. Ребят учат сравнивать два
множества, сопоставлять элементы одного
множества с элементами другого, различать
равенство и неравенство групп предметов,
составляющих множество.
Программный материал второй младшей
группы ограничен дочисловым периодом
обучения. Дети этого возраста учатся
составлять группы из отдельных предметов
и выделять предметы по одному: различать
понятия «много» и «один». При сравнении
двух количественных групп с помощью приемов
наложения и приложения определять их
равенство и не равенство по числу входящих
в них элементов.
Дети учатся составлять группу однородных
предметов и выделять из нее один предмет,
правильно отвечать на вопрос «сколько?».
Эта задача решается в основном в игровой
и практической деятельности. Существует
множество игр, в которых дети учатся выделять
один предмет, составлять группу предметов,
овладевают терминами «один» и «много».
Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики»,
«Поезд», «Кот и мыши» и т. п.
Величина
Этот раздел программы связан с развитием
первоначальных представлений у дошкольников
о величине предметов контрастных и одинаковых
размеров по длине, ширине, высоте, толщине,
объему (больше, меньше, одинаковые по
величине). Дети учатся словом определять
величину предметов: длинный - короткий,
широкий - узкий, высокий - низкий, толстый
- тонкий, больший - меньший.
На каждом занятии обязательно давать
детям геометрические фигуры в паре: например,
круг и квадрат или квадрат и треугольник,
треугольник и круг.
Геометрические фигуры
Первые сведения о геометрических фигурах
дети получают во время игры. На основе
накопленного на основе занятий опыта
детей знакомят с названиями плоскостных
геометрических фигур (,квадрат, круг,
треугольник). Учат выделять, различать
и называть эти фигуры. Важно, чтобы ребята
обследовали эти фигуры зрительным и двигательно-осязательным
анализаторами. Дошкольники обводят контур,
проводят рукой по поверхностям моделей.
Таким образом происходит общее восприятие
формы. Для сравнения фигур следует использовать
приемы приложения и наложения.
Ориентировка в пространстве
Пространственные представления в группе
детей четвертого года жизни целесообразно
развивать, используя повседневную жизнь,
режимные моменты, дидактические, подвижные
игры, утреннюю гимнастику, музыкальные
и физкультурные занятия. К концу учебного
года дети должны научиться четко различать
пространственные направления от себя:
вперед, назад (сзади), направо, справа,
налево, слева, вниз, снизу, а также части
своего тела, их названия. Особое значение
приобретает различение правой и левой
рук, правой и левой частей своего тела.
Ориентировка во времени
В этом разделе в основном предусматривается
обучение детей умению различать части
суток и называть их: утро, вечер, день
и ночь. Этими понятиями ребята овладевают
в повседневной жизни, при проведении
режимных моментов.
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе начинают проводить
специальную работу по формированию элементарных
математических представлений. От того,
насколько успешно будет организовано
первое восприятие количественных отношений
и пространственных форм реальных предметов,
зависит дальнейшее математическое развитие
детей.
Современная математика при обосновании
таких важнейших понятий, как «число»,
«геометрическая фигура» и т. д., опирается
на теорию множеств. Поэтому формирование
понятий в школьном курсе математики происходит
на теоретико-множественной основе.
Выполнение детьми дошкольного возраста
различных операций с предметными множествами
позволяет в дальнейшем развить у малышей
понимание количественных отношений и
сформировать понятие о натуральном числе.
Умение выделять качественные признаки
предметов и объединять предметы в группу
на основе одного общего для всех их признака
-- важное условие перехода от качественных
наблюдений к количественным.
Работу с малышами начинают с заданий
на подбор и объединение предметов в группы
по общему признаку («Отбери все синие
кубики» и т п.) Пользуясь приемами наложения
или приложения, дети устанавливают наличие
или отсутствие взаимнооднозначного соответствия
между элементами групп предметов (множеств).
В современном обучении математике в
основе формирования понятия о натуральном
числе лежит установление взаимнооднозначного
соответствия между элементами сравниваемых
групп предметов.
Малышей не учат считать, но, организуя
разнообразные действия с предметами,
подводят к усвоению счета, создают возможности
для формирования понятия о натуральном
числе.
Средняя группа
Программа средней группы направлена
на дальнейшее формирование математических
представлений у детей. Она включает обучение
счету до 5 на сравнении двух множеств,
выраженных смежными числами. Важной задачей
в этом разделе остается умение устанавливать
равенство и неравенство групп предметов,
когда предметы находятся на различном
расстоянии друг от друга, когда они различны
по величине и т. д. Решение этой задачи
подводит детей к пониманию абстрактного
числа.
Группировка предметов по признакам
вырабатывает у детей умение сравнивать,
осуществлять логические операции классификации.
В процессе разнообразных практических
действий с совокупностями дети усваивают
и используют в речи простые слова и выражения,
обозначающие уровень количественных
представлений: много, один, по одному,
ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый,
столько же, поровну; столько, сколько;
больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все,
всех.
Ребята средней группы должны научиться
приемам счета:
Называть числительные по порядку.
Соотносить каждое числительное только
с одним предметом.
В конце счета подводить итог его круговым
движением и именовать названием пересчитанных
предметов (например, «одна, две, три. Всего
три куклы»). При подведении итога счета
всегда обращать внимание на то, чтобы
дети всегда первым называли число, а потом
- предмет.
Учить отличать процесс счета от итога
счета.
Считать правой рукой слева направо.
В процессе счета называть только числительные.
Учить детей правильно согласовывать
числительные с существительными в роде,
числе, падеже, давать развернутый ответ.
Одновременно с обучением счету формируется
и понятие о каждом новом числе путем добавления
единицы. В течении всего учебного года
повторяется количественный счет до 5.
При обучении счету на каждом занятии
следует уделить особое внимание таким
приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление,
установление равенства и неравенства
их, приемы наложения и приложения.
Старшая группа
Программа старшей группы направлена
на расширение, углубление и обобщение
у детей элементарных математических
представлений, дальнейшее развитие деятельности
счета. Детей учат считать в пределах 10,
продолжают знакомить с цифрами первого
десятка. На основе действий с множествами
и измерения с помощью условной меры продолжается
формирование представлений о числах
до десяти. Образование каждого из новых
чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой
в средней группе, на основе сравнения
двух групп предметов путем попарного
соотнесения элементов одной группы с
элементами другой детям показывают принцип
образования числа.
Продолжают знакомить с цифрами. Соотнося
определенную цифру с числом, образованным
тем или иным количеством предметов, воспитатель
рассматривает изображенные цифры, анализируя
его, сопоставляет с уже знакомыми цифрами,
дети производят образные сравнения (единица,
как солдатик, восемь похожа на снеговика
и т. д.).
Особого внимания заслуживает число
10, так как оно записывается двумя цифрами:
0 и 1. Поэтому, прежде необходимо познакомить
детей с нулем.
В течении всего учебного года дети упражняются
в счете в пределах десяти. Они пересчитывают
предметы, игрушки, отсчитывают из большего
количества предметов меньшее, отсчитывают
предметы по заданному числу, по цифре,
по образцу. Образец может быть дан в виде
числовой карточки с определенным количеством
игрушек, предметов, геометрических фигур,
в виде звуков, движений. При выполнении
этих упражнений важно научить детей внимательно
слушать задания воспитателя, запоминать
их, а затем выполнять.
Детей необходимо учить считать, начиная
с любого указанного предмета в любом
направлении, при этом, не пропуская предметы
и не пересчитывая их дважды. Для развития
деятельности счета существенное значение
имеют упражнения с активным участием
различных анализаторов: счет звуков,
движение на ощупь в пределах десяти. В
старшей группе продолжается работа над
усвоением порядкового числа в пределах
десяти. Детей учат различать порядковый
и количественный счет. Считая предметы
по порядку, необходимо условиться с какой
стороны надо считать. Так как именно от
этого зависит результат счета. В старшей
группе у детей формируется понятия о
том, что некоторые предметы можно разделить
на несколько частей: на две, на четыре.
Например, яблоко. Здесь обязательно нужно
обратить внимание детей на то, что части
меньше целого, показать это на наглядном
примере.
Подготовительная
группа
В подготовительной к школе группе особое
внимание уделяют развитию у детей умения
ориентироваться в некоторых скрытых
существенных математических связях,
отношениях, зависимостях: «равно», «больше»,
«меньше», «целое и часть», зависимостях
между величинами, зависимости результата
измерения от величины меры и др. Дети
овладевают способами установления разного
рода математических связей, отношений,
например способом установления соответствия
между элементами множеств (практического
сопоставления элементов множеств один
к одному, использования приемов наложения,
приложения для выяснения отношений величин).
Они начинают понимать, что самыми точными
способами установления количественных
отношений являются счет предметов и измерение
величин. Навыки счета и измерения становятся
у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных
математических связях и зависимостях
и овладение соответствующими действиями
позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное
мышление дошкольников и создают предпосылки
для развития их умственной деятельности
в целом. Дети приучаются считать одними
глазами, про себя, у них развиваются глазомер,
быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие
умственных способностей, самостоятельности
мышления, мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, способности к отвлечению
и обобщению, пространственного воображения.
У детей должны быть воспитаны устойчивый
интерес к математическим знаниям, умение
пользоваться ими и стремление самостоятельно
их приобретать. Программа по развитию
элементарных математических представлений
подготовительной к школе группы предусматривает
обобщение, систематизацию, расширение
и углубление знаний, приобретенных детьми
в предыдущих группах.
В средней группе тщательно отрабатывают
счетные навыки. Воспитатель многократно
показывает и разъясняет приемы счета,
приучает детей вести счет предметов правой
рукой слева направо; в процессе счета
указывать на предметы по порядку, дотрагиваясь
до них рукой; назвав последнее числительное,
сделать обобщающий жест, обвести группу
предметов рукой.
Дети обычно затрудняются в согласовании
числительных с существительными (числительное
один заменяют словом раз). Воспитатель
подбирает для счета предметы мужского,
женского и среднего рода (например, цветные
изображения яблок, слив, груш) и показывает,
как в зависимости от того, какие предметы
пересчитываются, изменяются слова один,
два. Ребенок считает: «Раз, два, три». Педагог
останавливает его, берет в руки одного
мишку и спрашивает: «Сколько у меня мишек?»
-- «Один мишка»,-- отвечает ребенок. «Правильно,
один мишка. Нельзя сказать «раз мишка».
И считать надо так: один, два»
Для закрепления навыков счета используется
большое количество упражнений. Чтобы
создать предпосылки для самостоятельного
счета, меняют счетный материал, обстановку
занятий, чередуют коллективную работу
с самостоятельной работой детей с пособиями,
разнообразят приемы. Используются разнообразные
игровые упражнения, в том числе такие,
которые позволяют не только закреплять
умение вести счет предметов, но и формировать
представления о форме, размере, способствуют
развитию ориентировки в пространстве.
Счет связывают со сравнением размеров
предметов, с различением геометрических
фигур и выделением их признаков; с определением
пространственных направлений (слева,
справа, впереди, сзади).
Детям предлагают найти определенное
количество предметов в окружающей обстановке.
Вначале ребенку дают образец (карточку).
Он ищет, каких игрушек или вещей столько
же, сколько кружков на карточке. Позднее
дети учатся действовать лишь по слову.
(«Найди 4 игрушки».) Проводя работу с раздаточным
материалом, надо учесть, что дети еще
не умеют отсчитывать предметы. Задания
вначале даются такие, которые требуют
от них умения считать, но не отсчитывать.
Обучение приемам отсчета предметов. После
того как дети научатся вести счет предметов,
их учат отсчитывать предметы, самостоятельно
создавать группы, содержащие определенное
число предметов. Данной работе отводят
6--7 занятий. На этих занятиях параллельно
идет работа и по другим разделам программы.
Обучение отсчету предметов начинают
с показа его приемов . Обычно новый способ
действия поглощает внимание ребенка,
и он забывает, сколько предметов надо
отсчитать. Многие дети, отсчитывая, соотносят
числительные не с предметами, а со своими
движениями, например берут в руку предмет
и произносят один, ставят его и говорят
два. Объясняя способ действия, воспитатель
подчеркивает необходимость запомнить
число, показывает и разъясняет, что предмет
надо брать молча и только тогда, когда
он поставлен, называть число. При проведении
первых упражнений детям дается образец
(карточка с кружками или рисунками предметов).
Ребенок отсчитывает по образцу столько
игрушек (или вещей), сколько кружков на
карточке. Карточка служит средством контроля
за результатами действия. Дети считают
кружки сначала вслух, а в дальнейшем про
себя. Кружки на карточке-образце могут
быть расположены по-разному. Вначале
ребенок получает образец в руки, а позднее
педагог его только показывает. Особенно
полезны упражнения в уравнивании совокупностей
предметов типа «Отсчитай и принеси столько
пальто, чтобы всем куклам хватило». Ребенок
считает игрушки и приносит требуемое.
Данные упражнения позволяют подчеркнуть
значение счета.
На третьем занятии дети учатся отсчитывать
предметы по названному числу («Отсчитай
и принеси 4 зайчика»). Педагог постоянно
предупреждает их о необходимости запоминать
числа. От упражнения в воспроизведении
одной группы дети переходят к составлению
сразу двух групп, к запоминанию двух чисел
(«Принеси 3 зайчика и 4 морковки»). Давая
такие задания, называют соседние в натуральном
ряду числа. Это позволяет попутно упражнять
детей в сравнении чисел. Детям предлагают
не только отсчитать определенное количество
предметов, но и расположить их в определенном
месте, например поставить на верхнюю
или нижнюю полочку, положить на столе
слева или справа и т. п. Воспитатель меняет
количественные соотношения между одними
и теми же предметами, а также место их
расположения. Устанавливаются связи
между числом, качественными признаками
и пространственным расположением предметов.
Дети все более самостоятельно, не ожидая
дополнительных вопросов, рассказывают
о том, сколько, каких предметов и где расположено.
Результаты отсчета они проверяют, пересчитывая
предметы.