Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:48, реферат
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания детей является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью такой образовательной среды является игра и игрушка. Они, по мнению учёных, — значимые составляющие любой культуры. Какова культура — таковы и игрушки. Игрушка — тот предмет, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения к процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению.
Интересная, оригинальная, забавная игрушка всегда вызовет мажор, радость, удивление, то есть поднимет общий тонус маленького человека.
Свои первые игрушки малыш получает ещё в колыбели. Они приучают его к цвету, звуку, форме. Потом, сменяя одна другую, сопровождают его всё детство, помогают осваивать мир предметов, явлений, человеческих отношений.
Свои нравственные начала дети проверяют на игрушках. Игрушки приходят к ним в самые трудные минуты как добрые исцелители, утешители.
С какой игрушкой будет «общаться» ребёнок, зависит от способности окружающих его взрослых грамотно осуществить её выбор.
А вот взгляды некоторых учёных на значение образной игрушки в развитии дошкольника.
Я.А.Коменский (1592—1670) указывал на роль игрушки в физическом и умственном развитии детей. Он считал, что взрослые должны создавать благоприятные условия для развития игры. С этой целью необходимо обеспечить детей «разнообразными готовыми игрушечными вещами: оловянными ножами, деревянными мечами, плугами, колясками, салазками, мельницами, домиками и т.п.». Игры с ними, по мнению Я.А.Коменского, «будут развивать в теле — здоровье, в уме — живость, а во всех членах — подвижность» [5; с. 57].
Выдающийся английский философ и просветитель Джон Локк (1632—1704) рассматривал игрушки с точки зрения их полезности в воспитании у детей навыков и привычек. Он писал: «Я считаю, что дети должны иметь игрушки и притом игрушки разного рода». По мнению Д. Локка, большое количество игрушек рассеивает внимание детей, забавляет их больше, чем учит, делает расточительными, прививает легкомысленную склонность к переменам. Поэтому ребёнку следует давать по одной игрушке и только тогда, когда он её возвратит, можно давать новую. «Это приучает с ранних лет остерегаться утраты или порчи вещей, находящихся в их обладании»
А.С. Макаренко (1888—1939) называл игрушку «материальным центром игры» ребёнка и считал, что она является опорой для его воображения, открывает широкий простор фантазии, знакомит со сложными идеями и вещами, подводит к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. По мнению педагога, особенно большое влияние на развитие фантазии ребёнка игрушка оказывает тогда, когда он действительно с ней играет, когда «организует её в каком-нибудь сложном предприятии» [8; с. 379].
А.С. Макаренко делил игрушки на три типа (вида): готовые, полуготовые, игрушка-материал.
Е.А. Аркин (1873—1948) отмечал, что образная игрушка через своё содержание, образ и художественное оформление имеет прямой доступ к сердцу ребёнка. Игрушка не просто вещь, с которой он играет. Он любит её, она его товарищ, партнёр по игре. Любимой игрушке ребёнок доверяет свои маленькие тайны, заботы, делится своими переживаниями. В играх с ней он отражает своё восприятие окружающего мира и отношение к нему, закрепляет и перерабатывает впечатления.
Е.А. Аркин называл игрушки «жизненным нервом» игры. Он писал об игрушках: «Игрушка даёт возможность ребёнку жить настоящей, интересной, полной жизнью. С игрушкой он уже не одинокий среди непонятного ему и неинтересного мира взрослых. При помощи игрушек он строит свой маленький мирок, своё царство, где он господин, где он независим от приказов и власти взрослых. Он такой же, как они, мастер, инженер, шофёр, строитель, врач, лётчик, рукодельница детсада, любящая, но строгая мать. В игрушке ребёнок приобретает верного, неразлучного друга, послушного, всегда готового служить ему. А главное достоинство игрушки — хорошей игрушки — заключается в том, что из неё ребёнок может делать всё, что ему хочется, всё, что ему нужно. Дело, правда, здесь не в игрушке, а в самом ребёнке, в особенностях его мыслей и чувств, в его особенном отношении к игрушкам и вещам, которые часто совершенно не похожи на чувства, мысли и отношения взрослых... Жить без игрушек — значит для ребёнка есть, спать и делать всё по указке взрослых. Такая жизнь лишена интереса, лишена вкуса, лишена радостей. Являются игрушки — и жизнь приобретает смысл и радости».
В педагогическом наследии Е.А. Флёриной (1888—1952) большое внимание уделяется детской игрушке. На основе исследования она разработала классификацию игрушек, которая долгое время была принята в теории и практике дошкольного воспитания [10; с. 7].
Е.А. Флёрина подчёркивала, что небольшие образные игрушки — устойчивые фигурки в образе детей и взрослых разных профессий — позволяют детям режиссировать игру, реализовывать возникшие замыслы. Куклы в образе маленьких детей помогают усваивать навыки культурного быта семьи, развивают добрые чувства. Военные игрушки помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности. Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают представление о технике, помогают воспитывать интерес к ней и реализовывать этот интерес в игре.
Педагог отмечала, что в процессе игры с образными игрушками «богато развёртывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребёнок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным» [10; с. 23].
Д.В. Менджерицкая. известный педагог в области изучения игрушки, считает, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Она отмечает, что, давая детям представления о людях разных профессий и национальностей, игрушка в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к людям.
Опираясь на известное положение А.С. Макаренко о том, что игры детей являются в большей мере подготовкой к труду,
Д.В. Менджерицкая обращает внимание дошкольных педагогов на необходимость воспитания у детей разного возраста, тем более у старших дошкольников, желания и умения использовать игрушки-материалы, изготавливать поделки, необходимые для игр, заниматься конструированием.
С.Л. Новосёлова долгие годы работала над проблемами детской игрушки и игры. Совместно со своими коллегами она разработала педагогическую классификацию игрушек, педагогические требования к игрушкам, а также педагогические рекомендации к отбору игрушек [1; 201—216].
Работая в лаборатории игры и развивающей среды центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (г.Москва), СЛ. Новосёлова огромное значение уделяла созданию предметно-игровой развивающей среды дошкольных учреждений. По её мнению, предметно-игровая среда является средством реализации творческих игровых гипотез детей. Она должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы.
Исследования Е.А. Коссаковской. основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Она отмечает, что «старшим дошкольникам лучше покупать игрушки именно набором. Одинокий синьор Помидор вряд ли понадобится когда-нибудь ребёнку в игре, если нет остальных героев сказки; и не нужен кот Базилио, если нет Буратино и Алисы».
Анализ ассортимента образных игрушек всех стран и эпох показывает, что набор игрушек является показателем того, какого человека стремится воспитать то или иное общество, та или иная страна. Смена ценностей в обществе ведёт к изменениям в ассортименте игрушек.
Одна из типичнейших игрушек, древняя по происхождению, бывшая центром внимания всякой моды, всякого художественного течения — это кукла. На неё по-разному влияет время, но она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Кукла — детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях
кукольная история
ИЗДЕЛИЙ древних кукольников дошло до нас совсем немного. Самыми прочными оказались куклы из слоновой кости, золота, бронзы. Археологами были обнаружены керамические, тряпочные и деревянные куклы. Почти все они изготавливались в Древнем Египте. Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Они носили религиозный характер. Их вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшали париками из деревянных и нитяных бус. Древнейшие египетские куклы являлись погребальными дарами и были призваны скрасить одиночество умершего. Кроме того, в различных мистических учениях кукла могла «ожить», достаточно было нарисовать ей лицо. Тогда она уже становится не обезличенным посланником людей силам природы, а существом, вмещающим в себя добро и зло. В частности, в магии Буду применяется человеческий фетиш — куколка, у которой подчёркнута та или иная черта, делающая её схожей с определённым человеком (постоянный элемент одежды, характерная черта конституции, написанное имя и др.). Таким образом, с древних времён считается, что кукла неразрывно связана с человеком.
Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь существовали и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конём, дополненным солдатами и офицерами. Римские и греческие куклы делались частично из воска, частично из глины, иногда ярко размалёвывались. Их изготовление составляло особую отрасль производства. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки (иногда из слоновой кости), и лишь перед замужеством девушки расставались с этими подругами, которых по глубокому прекрасному обычаю накануне брака приносили в жертву на алтарь Венеры. Античные игрушки, как и египетские, — это уменьшенная скульптура своего времени, без всякой педагогической или иной тенденции и приспособления к детскому вкусу.
Но уже в древности в куклы начинали играть, а не только молиться на них. Желание девочек подражать взрослым женщинам побуждало их нянчить на руках полешки, завёрнутые в пелёнки, разговаривать и «растить» их. Так реализовывался материнский инстинкт будущих женщин, которые с детства учились быть матерями. Однако куклы делались не только из дерева, но и из глины, и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Наиболее показателен в этом смысле пример Японии. Кто не видел изящных миниатюрных японских фарфоровых красавиц, утопающих в шелках? А ведь эти куклы были вовсе не для игры. Дело в том, что в День девочек маленькие японки устраивали в своих домах небольшие подобия императорских дворцов, расставляя на специальных полках в определённом порядке именно таких нарядных кукол. Но вот играть с ними было нельзя. К счастью, у девочек (да и у мальчиков) были и другие куколки — кокэйси (что-то вроде расписного деревянного полешка, которое разве что обтёсывалось в виде цилиндра, и у него сверху чуть более тщательно вырезалась голова. Кстати, именно кокэйси считают предками русских матрёшек.
Однако из дерева кукол делали не только в Японии. На Руси в средние века широко были распространены куклы-панки -игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, зверей. Особенно близки они детям младшего возраста. Цельность такой игрушки, её скупая обработка, схематичность и типологичность в передаче образа — всё это будит фантазию ребёнка, даёт возможность трансформации, позволяет выразить с её помощью любой образ-характер. Такие куклы бытовали в северных русских губерниях вплоть до начала XX века. Дети не только играли в куклы, но и стремились повторить, сделать их самостоятельно. Излюбленный материал — то, что давала мать-природа: шишки, веточки, листья, цветы, мочало, тряпки и пр. Куклы из соломы назывались стригушками. Их скручивали из жгута соломы, свивали ручки, украшали передником, повязывали ярким платком.
Игрушечные традиции бытовали в каждом уголке России. Любой ребёнок имел свою куклу, начиная с кукол-скруток, которые относятся к самым истокам славянской народной культуры.
В XIII—XIV вв. игрушечным промыслом славилась Европа. Во Франции, Германии из кости и дерева делали дорогие игрушки и табакерки с оловянными солдатиками и пляшущими человечками.
Истинный век деревянной куклы наступил в XV веке, и центром этого ремесла стала Германия. Долгими зимними вечерами кукольники вырезали из дерева кукол с двигающимися головами, руками, ногами, облачали их в красивые одежды, размалёвывали их лица яркими красками. Весной мастера отправлялись со своим товаром по всему свету.
Со временем появился новый материал для изготовления кукол — папье-маше. Составлялась смесь, в которую входили мука, бумага, крахмал, гипс, затем её заливали в формы, после чего сушили. Получалось сразу много изделий. Из папье-маше мастера делали головы, руки и ноги куклам, а туловище шили из куска ткани и набивали опилками. Головы более дорогих кукол изготавливали из фарфора или бисквита (неглазурованного фарфора). Прочным такой материал назвать было нельзя.
Однако с ростом городов росло благосостояние людей, увеличивалась и цена того, во что играли дети. Кукол начали делать из фарфора. Например, в XVII веке во Франции модных журналов ещё не было, а мода уже была. И чтобы провинциальные красотки знали, что носят в «столице моды», им присылали пандор — куколок, одетых по последней моде. К каждой кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
В 70-е годы XVIII в. появился первый искусственный пластик — целлулоид, его получали из целлюлозы, обработанной азотной кислотой. Из пластика, похожего на рог, стали делать пуговицы, пряжки, бильярдные шары и кукол. Материал оказался дешёвым и удобным. Вскоре после первой мировой войны рынок заполнили розовые целлулоидные пупсы. Куклы из этого материала были опасны для здоровья детей — пупсы загорались как порох, если дети играли вблизи огня. Переворот в кукольном деле произошёл в 1930 году, когда появились первые поливинилхлоридные смолы. В середине XIX века наряду с промышленным подъёмом и экономическим расцветом в Европе проснулся особый интерес к духовным потребностям ребёнка. Стали открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, её качества и, конечно, от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединялись художники и педагоги. В России вопросами эстетизации игрушки занимались такие маститые художники, как Рерих, Бенуа, Бартрам, Ф.А. Малявин, В.Д. Поленов, М.В. Добужинский и И.Я. Билибин.
Информация о работе Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста