Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:48, реферат

Краткое описание

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания детей является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью такой образовательной среды является игра и игрушка. Они, по мнению учёных, — значимые составляющие любой культуры. Какова культура — таковы и игрушки. Игрушка — тот предмет, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения к процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению.

Вложенные файлы: 1 файл

образные игрушки.docx

— 86.40 Кб (Скачать файл)

Родственные линии протягиваются от этих чудесных автоматов прошлого к современной технике с её автоматикой и станками с программным управлением различным заводным игрушкам, которые многие десятилетия привлекают внимание детей.

Нынешняя техническая игрушка обязана своим появлением бурному развитию техники и промышленного производства. Современная техника помогает человеку обрабатывать и преобразовывать окружающий мир, обнаруживает, изучает и измеряет его, помогает упростить сложную мыслительную работу человека.

 Технические игрушки — игрушки, которые вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся:

  • игрушки-орудия (лопатка, совочек, молоток, клещи и др.);
  • предметы бытовой техники (телевизор, пылесос, стиральная машина и т.д.);
  • различные виды транспорта (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения);
  • игрушки, отражающие технику приборостроения (бинокли, кинокамеры, фотоаппараты и т.д.);
  • промышленное оборудование (робототехника, транспортёры и т.д.).

Транспортные игрушки составляют самую большую группу, в которую входят:

  • сухопутный транспорт (автомобили легковые и грузовые, трамваи, автобусы, троллейбусы, поезда пассажирские и товарные, поезда метро и т.д.);
  • водный транспорт (пароходы, лодки, катера, теплоходы, яхты и т.д.);
  • воздушный транспорт (самолёты, вертолёты);
  • космический транспорт (ракеты, луноходы, спутники и т.д.);
  • военная техника (танки, тягачи, пушки, подводные лодки и т.д.).

Среди сухопутного транспорта можно выделить:

  • машины специального назначения (скорая медицинская помощь, техническая помощь, снегоуборочная машина, машина для перевозки хлеба, машина для стрижки травы, пожарная машина и т.д.);
  • сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн и т.д.);
  • транспорт, используемый в строительстве (подъёмный кран, каток, бульдозер, экскаватор и т.д.).

Какой же признак является решающим для отнесения игрушки к категории технических? Очевидно, решающим признаком является воспроизводимый ею образ реального технического объекта: машины, аппарата, сооружения, который и становится для ребёнка предметом познания, средством расширения кругозора. Познавательная роль технической игрушки — основной её признак. Следует знать, что наличие или отсутствие механизма, приводящего игрушку в движение, как и характер основного механизма двигателя (заводная пружина, микромотор, инерционный двигатель), не является решающим признаком для отнесения игрушки к этому виду. Автомобиль с инерционным двигателем — техническая игрушка, несмотря на то, что реальный автомобиль содержит другой двигатель. Технической игрушкой является и простой автомобиль без какого-либо механизма, предназначенный для дошкольника, ибо основная его функция — ознакомление ребёнка с внешним видом реального автомобиля и с его назначением (перевозка людей или грузов).

Мировая практика производства игрушек сделала в последнее время качественный скачок. Появилось большое количество игрушек и наборов, позволяющих вырабатывать у детей разнообразные трудовые навыки, интерес к творчеству, активизировать процесс обучения. Очень важным представляется производство наборов игрушек, учитывающих возрастные этапы развития ребёнка. Среди таких игрушек можно выделить технические игрушки, которые развивают любознательность, дают представление об устройстве механизмов, принципе их действия, служат целям воспитания интереса к конструированию и конкретным техническим профессиям.

Современная техническая игрушка претерпевает период ломки некоторых устаревших традиций и всё шире и смелее использует новые технические принципы. Электрические двигатели, автоматическое движение по довольно сложной программе, использование дистанционного управления с кнопочным пультом, в т.ч. и управления по радио с помощью звуковых и световых сигналов, уже давно вошли в арсенал её средств. Развитая система управления — характерный признак новой технической игрушки. Она требует активного вмешательства ребёнка, приобретения полезных навыков и умений, устраняет элементы пассивного созерцания.

При ознакомлении детей с техникой педагоги должны обладать элементарными сведениями из этой области, некоторым запасом технической терминологии, вошедшей в быт и являющейся достоянием наших дней.

Педагогу необходимо грамотно определить методику ознакомления детей с миром техники — содержание, методы и формы ознакомления, направленные на обогащение знаний детей о технике. С этой целью широко применяются различные организационные формы: дидактические игры, экскурсии, чтение литературных произведений с последующей беседой по их содержанию, рассказывание на заданную тему, рассматривание иллюстративного материала, изобразительная деятельность, ручной труд.

Приобретение знаний о технике осуществляется в различных видах деятельности детей. В пособии для педагогов «Работаем по программе "Пралеска" даны методические рекомендации к подразделу «Человек и рукотворный мир», в которых указано, что «в процессе экскурсий, рассматривания фотоиллюстраций обогащаются знания наших воспитанников о промышленной и строительной технике, о роботах-автоматах, о компьютерной технике, о работе почты, швейной и кондитерской фабрик. Труд людей там тоже связан с техникой».

НАЧИНАЯ познавать окружающий мир, ребёнок видит вокруг себя деревья, животных, машины, но не задумывается, из чего они сделаны, почему движутся, как работают. Когда же он узнает, из чего состоит тот или иной предмет, у малыша складывается системное представление о нём. Нам, взрослым, нужно всячески развивать и поддерживать эти представления. Если ребёнку задать вопрос: «Из чего состоит самолёт?», — он может ответить: «Из крыльев, хвоста, трапа, пилота, мотора, туловища и стюардессы...». Это первые системные обобщения. Теперь важно уточнить, систематизировать эти обобщения и дать ему более полную картину изучаемой оещи.

Ребёнок должен иметь представление о том, что каждая техническая игрушка — телевизор, утюг, мясорубка и т.д. — представляет собой систему. В настоящей технике всё, что изобретено и создано человеком, все системы имеют чёткую цель, назначение. Они призваны удовлетворять его потребности, т.е. выполнять все его желания: добывать воду, печатать книги, ездить, летать, перевозить и т.п. Ребёнку необходимы знания о предназначениях вещей. Например, с какой целью создан пылесос? Основное назначение пылесоса — собирать пыль. Но у пылесоса есть и другие достоинства. Если к трубке, откуда выходит воздух, подсоединить шланг, а к шлангу — специальную насадку, то пылесос можно использовать для распыления, например, краски. То есть пылесос имеет дополнительные функции. Любые технические системы, изобретения чаще появляются тогда, когда в них испытывается потребность.

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной   игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он,  набрав номер и нажав кнопку, слышит сигнал. Желание услышать сигнал стимулирует его действия, вызывает радость. Но уже в возрасте 5—6 лет ребёнок считает, что телефон должен звонить после набора номера. Паровоз для детей 2—4 лет может состоять из нескольких крупных ярких деталей — котла, трубы, колёс и трубки машиниста; для детей 5—6 лет требуется уже большая детализация — наличие рычагов у колёс и т.д.

Художественно-конструктивное решение игрушки для детей разного возраста также неодинаково. Например, тот же телефон для малыша может условно, приблизительно изображать внешний вид аппарата. Для старших дошкольников необходима самая совершенная форма мобильного телефона в игрушке.

Размеры игрушек могут быть разными, как и матери-: ал, из которых они изготовлены, — металл, пластмасса, дерево и т.д. В старшем дошкольном возрасте появляется интерес к игрушкам мелкого размера, готовым и  сборным, играм на ловкость, смекалку, находчивость (с такими игрушками, как «железная дорога», «автогонки, управляемые на трассе» и т.п.). Появляется стремление к техническому осмыслению предметов. Дети не удовлетворяются условной формой игрушки.

Игры с техническими игрушками у детей разного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник учится управлять движением. Ему нравится наблюдать работу механизмов, для чего необходимы прозрачные корпуса, открытые стенки в j игрушках. Технические игрушки интересны не только мальчикам, но и девочкам. Например, стиральная машина, вязальный и ткацкий станки, пылесос и другая бытовая техника вызывают большой интерес. Игровой процесс в этом возрасте связан с достижением действия машины, умением активно управлять им, добиваться хорошего результата.

В играх детей дошкольного возраста технические игрушки являются предметами оперирования — игрушками, имитирующими реальные предметы, орудиями, позволяющими воссоздавать смысл настоящего действия (например, утюг, молоток и т.д.). Они могут также являться маркерами (знаками) игрового пространства (например, кухонная плита, корабль, автомобиль и т.д.).

Технические игрушки способствуют общению и объединению детей в игре. Необходимо поддерживать их интерес к обыгрыванию игрушки в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых играх: «МЧС», «Строительство», «Аэропорт», «Уборка урожая», «Военный парад», «Кругосветное путешествие» и т.д. Игра — показатель того, что ребёнок усвоил знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным материалом.

Прекрасным средством для закрепления знаний детей о технике являются загадки.

 

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса?

                                                         (Поливочная машина)

 

Этот конь не ест овса,                                                                     Вместо ног — два колеса.                                                                      Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

                                                    (Велосипед.)

Не летает, не жужжит,                                                                          Жук по улице бежит.

И горит в глазах жука

Два слепящих огонька.

                                                   (Автомобиль.)

Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым Трубой,

Несёт вперёд

И сам себя,

Да и меня с тобой?

                                         (Поезд.)   

 

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.

                                              (Ракета.)

 

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

                                           (Самолёт.)

 

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка

По дороге той ползёт,

Весь обоз один везёт.

                                              (Тепловоз.)

 

Спозаранку за окошком —

Стук, и звон, и кутерьма.        _

По прямым стальным дорожкам

Ходят яркие дома.

Добегают до окраин,

А потом бегут назад.

Впереди сидит

И ногою бьёт в набат.

Поворачивает ловко.

Рукоять перед окном.

Там, где надпись «Остановка»,

Останавливает дом.

То и дело на площадку

Входит с улицы народ,

А хозяйка по порядку

Всем билетики даёт

                                            (Трамвай.)  

 

Я в любое время года ,

 И в любую  непогоду

Очень быстро в час любой   

Провезу вас под землёй.

                                           (Метро.)

 

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

                                                      (Метро.)

 

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведёт,

Мы своим глазам не верим:    

Все стоят, а он идёт.

                                  (Эскалатор.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

Я мчусь, держусь за провода

Не заблужусь я никогда.

                                                    (Троллейбус.)

 

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный и скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей.

                                                         (Катер.)   

 

Закружу, заверчу, в небеса улечу

                                                                   (Вертолёт.)

 

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост —

Понесётся до звёзд.

                                                         (Ракета.)

Ходит этот великан

На работу в океан.

                                      (Корабль.)          

 

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге

Где машины движутся, где сошлись пути

 Помогает улицу, людям перейти.     

                                                         (Светофор.)   

 

Три глаза — три приказа,

Красный — самый опасный.

                                                          (Светофор.)

 

Запылал у чудища изумрудный глаз.

Значит, можно улицу перейти сейчас. 

                                                                (Светофор.)

Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

                                               (Подъёмный кран.)

 

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

                                                  (Экскаватор.)

 

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом

 Где пройдёт  он, станет гладко

 Будет ровная  площадка

                                                         (Бульдозер.)

 

Едет конь стальной, рычит,

Информация о работе Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста