Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:48, реферат

Краткое описание

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания детей является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью такой образовательной среды является игра и игрушка. Они, по мнению учёных, — значимые составляющие любой культуры. Какова культура — таковы и игрушки. Игрушка — тот предмет, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения к процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению.

Вложенные файлы: 1 файл

образные игрушки.docx

— 86.40 Кб (Скачать файл)

Взрослый показывает малышу небольшие инсценировки с куклой, матрёшками, включает по ходу действия игрушки, изображающие животных, средства передвижения. В игровых ситуациях закрепляет и расширяет знания детей о мебели, одежде, посуде, включая в игру всё новые предметы (кастрюли, чайники, чашки, гардероб с одеждой). В игре с куклой использует кукольную мебель, кухонную утварь, игрушечные постельные принадлежности, посуду, знакомит с предметами одежды куклы-мальчика и куклы-девочки. Разыгрывает с ребёнком с помощью игрушек эпизоды из жизни. Очень неплохо организовать небольшой кукольный театр, где артистами будут специальные куклы или образные игрушки. В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребёнка. Для этого нужно запастись только самым необходимым. Нужны кроватка с матрасиком, подушка с одеялом и, конечно, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются — ребёнок должен сам легко справляться с кукольным бельём. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Поэтому чтобы игрушечный малыш «не мёрз» раздетым, ему подойдёт простой пришитый комбинезончик. Но дети любят купать своих «малышей», и поэтому вы, возможно, остановите свой выбор на кукле-голыше. У неё тоже должна быть одежда, но с совсем простой застёжкой вроде липучки или большой пуговицы, и вам самим придётся следить, чтобы кукла после купания была одета и не «простудилась». Для игры понадобятся также тряпочки, которые в нужный момент могут стать кукольными пелёнкой, одеялом, полотенцем или нагрудником. Возможно, тарелками и кастрюлькой для каши станет набор мисочек-вкладышей или маленьких корзиночек с крышками. А для «приготовления еды» пригодятся каштаны, крупные жёлуди и ложечка. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. При выборе куклы необходимо учитывать тот факт, что крупный размер куклы, подвижность рук и ног порой затрудняют действия с ней, т.к. ребёнок главным образом носит куклу. В этот период помимо фигурок нужны куклы средних размеров (30—40 см).

Для детей до 2 лет необходимы куклы, фигурки людей и животных из различных материалов (ткани, резины, дерева, пластизоля), мелкого и среднего размера, простые (без подвижных деталей), с подвижными деталями при высокой степени прочности. По образному решению в основном условные. По форме компактные, разных цветовых тонов. Наиболее выразительной должна быть голова куколки и фигурки. Особенно важно, чтобы выделялись глаза и рот. Глаза могут быть как рисованные, так и подвижные, но не с закрывающимися веками. Парик лепной или прошивной, одежда может быть съёмной и несъёмной, простая. Постепенно кукла «оживает» в руках ребёнка и в игре начинает использоваться по назначению — выступает в функции человека. Ребёнок наделяет её жизнью, бережно берёт куклу, несёт её гулять, ложится с ней спать, заботится о ней.

К трём годам в жизнь детей приходит сюжетно-ролевая игра, где они сами берут на себя роли, придумывают сюжет. Так как круг наблюдений их ещё ограничен, они выполняют роли близких людей, отражая их действия в игре. Ребёнок катает куклу, баюкает её, кормит, раздевает, разговаривает с ней, укладывает спать. Он делает это с затруднениями, неумело, но с большим желанием. Его интересует кукла с подвижными руками и ногами. В этом возрасте мальчики и девочки одинаково интересуются игрой с куклой. Дети различают кукол мальчиков и девочек по одежде, причёске. Куклы бывают озорные, мечтательные, но это разнообразие малыши ещё не воспринимают и, соответственно, не используют по назначению. В этом возрасте им больше импонирует внешняя выразительность облика куклы: бантик, косички и др. Понятны и любимы куклы-младенцы и голыши. Куклы должны быть выполнены из прочных и мягких материалов, удобные для купания и санитарной обработки. Обогащают игру куклы озвученные, с закрывающимися глазами. Ребёнок растёт, а вместе с ним всё содержательнее становятся детские игры. К трём годам появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками — ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нём происходящих. Причём дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например, три палочки — большая, поменьше и совсем маленькая — становятся папой, мамой и ребёнком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это — свидетельство воображения малыша.

Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Подойдут куколки, которых удобно держать одной рукой, — от 5 до 18—20 см. Сначала вполне подойдут матрёшки с красивыми неяркими лицами, а потом, когда появляется потребность в подробных изображениях действий — сели обедать, качаются на качелях, — нужны фигурки маленьких куколок. Для них нужен дом со столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Всё это помогает ребёнку строить свой мир и отображать в нём свой опыт и свои «представления о жизни».

Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» её образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») — с ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и скорее напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и пр. Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, чётко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит детскую фантазию и делает куклу не пригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребёнок может представить

одно и то же лицо весёлым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяет его способностью действовать и проявлять характер. Наблюдения за детьми этого возраста показывают, что их игра очень похожа на предметно-манипулятивную деятельность, однако это уже не манипуляции, как в случае действий младенца с погремушкой, а самая настоящая игра. Доказательством этого является особая, «игровая» логика действий ребёнка с предметами. Он наделяет предметы игровым смыслом.

Для детей 3-го и 4-го года жизни необходимы готовые куклы, фигурки людей и животных из различных материалов (дерева, резины, пластизоля, ткани, меха, папье-маше) мелкого и среднего размера. Наряду с условными, обобщёнными по образу, детям необходимы более реалистические игрушки, изображающие объект детальнее, полнее, достовернее. Игрушки могут быть простыми, а также с подвижными деталями, со специальными устройствами и механизмами (танцующая, шагающая, говорящая).

К 5 годам игра выходит на новый уровень — за пределы семейно-бытовых сюжетов — и включает более широкий социальный контекст. В возрасте 5—6 лет бытовые игры ребёнка заменяются социальными. Его уже интересуют сюжеты, отображающие разные события: стройку, театр, путешествия. Разнообразная тематика игр, активность и более высокий объём сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол. В игру входят социальные и профессиональные типажи. Детей интересуют характерные образы кукол, их возможность выступить в роли строителя, машиниста, продавца, врача. Интерес вызывают и персонажи литературных произведений. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребёнку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причём и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застёжек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчёски и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание и на наличие обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразной кукольной посуды и пр.

К кукле ребёнок привыкает, любит её. Иногда дорогому подарку он предпочитает старую куклу. Такая привязанность объясняется тем, что ребёнок связал с ней свои переживания, был с ней в часы радости и огорчений, одиночества, болезни и т.д. Родители должны учитывать желание ребёнка играть со своей прежней любимой куклой. Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.

В совместной игре с многогранной социальной тематикой часто куклы заменяются фигурками.

В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8—9, когда ребёнок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, станет интересно и шить для них наряды. Режиссёрская игра сохраняется на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Можно сказать, что режиссёрская игра — это альфа и омега игровой деятельности. С неё начинается детская игра, она же её и венчает. Самые первые игровые действия представляют собой манипуляции ребёнка с предметом, получившим игровой смысл, а высшие виды игровой деятельности являются той же самой режиссёрской игрой, но уже развёрнутой, продолжающейся по нескольку дней, многоперсонажной и многоплановой, в некоторых случаях коллективной деятельностью, естественно и закономерно перерастающей в литературное, театральное или какое-то близкое к ним творчество детей.

Для детей от 4 до 6 лет необходимы куклы, фигурки людей и животных, отображающие людей разных национальностей, профессий, персонажи литературных произведений. Игрушки должны быть из различного материала. По размеру — мелкие, средние, крупногабаритные. Это игрушки с подвижными соединениями частей, а также без подвижных деталей, со специальными устройствами. По художественно-образному решению игрушки могут быть реалистическими и условными. Хорошо, если в кукле подчёркнута индивидуальность (весёлая, озорная, грустная), у игрушечных животных — характерные особенности (хитрая лиса, добрый медведь). Для игры с куклой необходимы дополнительные атрибуты (наборы одежды по сезонам, обувь). Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверушка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка на игру. Шершавые, холодные материалы не всякий готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры у малыша легче вызвать к игрушечной зверушке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и со-радость. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определённая пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щёки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки рождают у ребёнка прилив нежных чувств.

Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детёнышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигрёнка, лисёнка, а не белку, тигра, лису). Причём чем больше «детского» в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребёнок для игр выбирает себе подобных.

Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Мы взрослеем, а кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с нами, имея как бы два лица: одно — обращенное к заветному миру детства, а другое — напоминающее о псевдожизни и двойни-честве.

Мир меняется, но девочки играют и будут играть в куклы, а малыши — пускать кораблики в лужах. История куклы и кораблика не кончилась с нашим детством. Какими они будут завтра, зависит от нашей фантазии, от нашего желания творить добро!

 

  1. Техническая игрушка

 В настоящее  время развитие техники затрагивает практически все стороны нашего бытия. Овладение современной техникой намного облегчится, если каждый человек ещё в детстве получит соответствующие представления, знания и умения.

Техника безудержно влечёт к себе детей. В технической игрушке сходятся интересы детей и родителей, в ней сосредоточена педагогическая и техническая мысль. Она не просто развлекает ребёнка, она будит творчество. Дети — будущие изобретатели — должны быть знакомы с миром техники, его особенностями и многообразием. Первое знакомство начинается, как правило, с игрушки. А это ни что иное, как техника в миниатюре, в которой присутствуют практически все её  основные компоненты.

ИСТОРИЯ технической игрушки во все времена переплеталась с человеческим трудом. С развитием культуры менялись и взгляды на игрушку, отношение к ней, по-разному оценивалось её значение в воспитании детей. Техническая игрушка непрерывно менялась, совершенствовалась.

Среди предшественников современной технической игрушки можно найти образцы, отмеченные печатью большого таланта, одарённости их творцов, имена которых сохранила нам история. Например, в этой области работал такой учёный, как Герон Александрийский, создатель известных моделей игрушек «Геронов шар», «Геронов фонтан», термоскоп и др. Это, конечно, не были игрушки в современном их понимании. Они служили для экспериментальной проверки научных открытий. Создавали их в единичных экземплярах. Впоследствии ремесленники изготовили многие из подобных моделей, которые и вошли в обиход детей.

Замечательный русский механик и учёный И.П. Кулибин создал знаменитые часы «яичной фигуры» с миниатюрным кукольным театром, действовавшим от механизма, спрятанного в корпусе часов.

Информация о работе Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста