Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:48, реферат
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания детей является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью такой образовательной среды является игра и игрушка. Они, по мнению учёных, — значимые составляющие любой культуры. Какова культура — таковы и игрушки. Игрушка — тот предмет, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения к процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению.
значение куклы в развитии ребёнка
Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребёнок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребёнок выражает себя, а с другой — строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
С помощью куклы ребёнок осваивает социальную и эмоциональную сферу жизни. Кукла позволяет действовать понарошку, как будто, что способствует развитию воображения. Играя с ней, малыш учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми. Кукла позволяет ему встать на позицию другого. Ребёнок «оживляет» её, наделяет чувствами, мыслями, желаниями, действиями. С куклой он может проигрывать различные конфликты и события, которые возникают в его жизни, переносить на неё действия, которые встречают осуждение взрослых, например, ругать за то, что кукла не ложится вовремя спать. Такое обыгрывание является психологической защитой ребёнка. Самая распространённая игра с куклой — в «дочки-матери». Кукла не обижается и не прекращает игру, если ей не интересно, не говорит, что так делать нельзя, не навязывает своего образа действий, и с ней не нужно согласовывать замысел игры. Отсюда, кстати сказать, проистекает опасность чрезмерного разрастания этой переходной формы игры, когда ребёнок, в силу каких-то внутренних или внешних причин, как бы застревает в ней и не переходит к коллективной сюжетно-ролевой игре с другими детьми.
Куклы — копии человека — имеют разное предназначение в игре. В них дети играли всегда, причём не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Они отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных «девиц» ростом с 5-летнего ребёнка. Куклы могут изображать людей всех возрастов. И, наконец, они могут различаться по характеру, что, собственно, определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре.
У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамлённые длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, как правило, роскошные (белые, золотые, рыжие, чёрные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (иногда по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. Эта «прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, подругой, дочкой. Такой куклой девочки восхищаются, а мальчики обычно с ней не играют.
Куклы — герои народных и авторских сказок — несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Буратино и Чебурашка — всегда хорошие, добрые, справедливые и честные; Иванушка — дурачок; Баба Яга, Колдунья, Карабас — плохие, злые, несправедливые и лживые. Эти куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверушках. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.
Благодаря разнообразию кукол в детском окружении у девочек к шести-семи годам формируется устойчивая ориентация на женскую модель поведения, в том числе и на модель поведения матери, а у мальчиков преодолевается давление образа супергероя военизированной тематики и развивается содержание коллективной игровой деятельности.
современные куклы
Давно миновали времена, когда создание куклы было почти событием, когда о кукольниках и секретах их мастерства рассказывали легенды. В настоящее время существует целая кукольная индустрия. Романтическая дымка, окружающая это древнее ремесло, развеялась. Современные куклы выглядят намного лучше благодаря тому, что кукольные мастера получили новые материалы: нейлон, полиэтилен высокого давления, полистирол, пенопласты и другие материалы. Куклы из современных материалов прочны и не боятся купания. Кукольные лица из многих материалов мягкие и подвижные.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. В середине XX века появился новый вид искусства — авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нём свои правила игры. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдаёт предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемый для создания кукол, — фарфор.
Однако ни одна даже самая распрекрасная авторская фарфоровая кукла вряд ли заменит куклу, в которую можно играть. Сейчас девочкам предоставляются самые разные миниатюрные «искусственные люди» — от младенцев, напичканных электроникой, которые могут и «уа-уа» пропищать, и даже песню спеть, до стильных кукол Барби, которые оказывают очень сильное влияние на девочек всего мира (в положительном плане дети получают понятие стиля, моды, потихоньку осваивают взрослую жизнь, в отрицательном — начинают подводить себя под Барби-стандарты и в плане внешнего вида, и в плане философии glamour).
В последнее время велись бурные дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа Барби. Основной вред этой куклы виделся в пропорциях её тела — выраженные женские формы при утрированной худобе и длине ног. Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших детей и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну, а лучше несколько подобных кукол. Поэтому совсем исключить их из обихода вряд ли возможно. Но следует помнить, что куклы Барби больше всего подходят для детей школьного возраста и игра с ними не должна превращаться в коллекционирование.
В последнее время ставшую уже традиционной Барби всё более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У неё огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским «имуществом»: к ней прилагаются ультрамодные предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги (которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги), мобильные телефоны, косметички, расчёски и пр. Всё это провоцирует желание девочек постоянно расширять его и накапливать не только самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более что разнообразие и того, и другого достаточно велико.
Психологи отмечают, что проблемы, связанные с этими куклами, в том, что они подменяют настоящую, наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным чисто внешним позёрством. Ведь игра — это не развлечение, а трудоёмкий процесс, и наибольшее удовлетворение дети получают от особо напряжённой работы фантазии. Если в игре присутствуют чётко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребёнка. Кукла навязывает свой конкретный образ и способ действий и поэтому не позволяет ребёнку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силён, что ребёнок попадает под его влияние. То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т.п.) Игра с монстрами — это, как правило, погоня, битва, пожирание.
Надо понимать, что, облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем его возможности к самостоятельным осмысленным действиям, а значит, и тормозим его развитие.
Между тем современные куклы всё более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование.
Куклы-роботы, или куклы, оснащённые специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребёнка. Некоторые роботы очень малы: микродансеры, микробэби (миниатюрные куклы-младенцы), микрозвери. Такие существа реагируют на качание, подбрасывание, хлопки, поглаживание и прочие воздействия. Бывают роботы и покрупнее. Например, медведь, который обнимает любого желающего. Или робот-солист: если нажать на кнопку, он начинает со страшной скоростью кружиться по столу, подносить к голове-кастрюле микрофон и распевать в него китайские песни сомнительного качества. К тому же у него светятся электрическим светом глаза и подёргиваются в такт музыке верхние конечности. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
Пристальное внимание педагогов и психологов привлекает вальдорфская кукла — специально разработанная игрушка, соответствующая самым высоким современным требованиям к гармоничному развитию ребёнка. Основа вальдорфской куклы — традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов. Идея и метод изготовления вальдорфской куклы развивались в течение столетия вальдорфскими педагогами Германии, Швейцарии и других стран Европы. Это — мягкая игрушка, но в отличие от традиционных зверушек она повторяет человеческий образ и по этому параметру не имеет аналогов. При изготовлении вальдорфской куклы соблюдаются все человеческие пропорции. Голова куклы формируется специальным образом: она изготавливается из шерсти, но путём более плотной набивки создаётся подобие человеческого тела, в котором голова твёрже остальных частей тела.
Этот баланс между набивкой головы и тела куклы, приближённый к естественному, почти не соблюдается в современных куклах. Тряпичные целиком состоят из мягких материалов, а пластиковые полностью жёсткие. При создании лица возможны некоторые варианты. Например, для детей дошкольного возраста можно обозначить только линию глаз. Такой минимализм вполне обоснован. В этом случае лицо куклы имеет детский характер благодаря недоформированности черт лица, что присуще маленьким детям. Черты лица маленького ребёнка находятся в стадии развития, формирования. По лицу взрослого человека мы уже можем судить о его личности, о чертах его характера. Для школьника возможна кукла с более проявленными чертами лица. Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Набивается кукла натуральной овечьей шерстью, которая является оптимальным материалом для детских игрушек. Преимущество натуральной шерсти перед набивкой из синтетических волокон очевидно. Но набивка из хлопковых волокон (тоже натуральный материал) также не желательна: вата значительно тяжелее шерсти и поэтому быстро сваливается. Натуральная овечья шерсть — лёгкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный — делает куклу тёплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной. Тело и голова изготавливаются из хлопкового трикотажа телесного цвета. Для одежды подбираются также натуральные материалы: шерсть, хлопок, шёлк, лён, вискоза. Цвет, материал, покрой одежды куклы — все малейшие детали создают гармоничный образ куклы. Волосы делаются из шерстяной или хлопковой пряжи, специальным образом, без применения клея закрепляются на голове, но, тем не менее, очень прочно и долговечно. В том числе исключено просвечивание кожи головы через волосы. У кукол-девочек причёска не закреплена стабильно, их можно причёсывать, заплетать косички, фантазировать с причёской. Цвет волос приближен к натуральному, что также способствует формированию правильного образа. Одежда куклы снимается: можно одевать, раздевать, придумывать новые наряды. С мягкой, тёплой, красивой куклой малыш может засыпать и просыпаться, он может забыть о ней и вернуться к ней в течение дня.
Такая кукла может сопровождать ребёнка всё детство наряду с другими игрушками, каждая из которых имеет своё значение, выполняет свои развивающие функции. Она может даже «передаваться по наследству» от старших к младшим.
Процесс изготовления вальдорфской игрушки очень трудоёмкий, вся работа делается вручную. Это обусловлено теми задачами, которые стоят перед игрушкой. В то же время именно это обстоятельство делает её неповторимой, особенной.
какие куклы нужны детям
в разные возрастные периоды?
С развитием ребёнка меняется и его отношение к кукле, играм с ней. С куклой можно знакомить малыша с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой, — это то, что малыш, вглядываясь в её лицо, узнаёт в нём человеческий образ. Причём он узнаёт человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы. И хотя младенцы ещё не играют с куклой, но, глядя на неё, улыбаются и оживляются.
Поэтому кукла очень важна малышу с первых месяцев. Первый год жизни характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребёнок тянется, покачивает, хватает, удерживает, бросает. В это время кукла не выступает в образе человека, она - предмет действия. Научившись ползать, ребёнок подползает к кукле, берёт её, держит, бросает, т.е. совершает с ней действия как с другими предметами. Поэтому целесообразно купить фигурки из мягкого материала. Небольшие статичные с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для действий ребёнку этого возраста. Он их свободно берёт, рассматривает, узнаёт среди других предметов.
Младенцу необходимы также сюжетные игрушки размером 10—12 см, издающие звуки (собачка, курочка, козочка, мишка, кукла). Необходимо подбирать игрушки с выразительными глазами, т.к. именно глаза и нос являются «Т»-образным узнаваемым для ребёнка знаком зрительного сосредоточения (имитация лица человека).
Куклы и изображения животных — мишки, собаки, зайцы и другие — занимают особое место среди игрушек в раннем возрасте.
На втором году жизни, играя, ребёнок продолжает манипулировать куклой как любым предметом. Однако может уже и самостоятельно действовать с ней по показу взрослого. Он выполняет с игрушками те действия, которые ему предлагает взрослый: качает куклу (собачку), возит её в коляске, кладёт в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Взрослый предлагает малышу куклу или игрушечную зверушку как объект для эмоционального общения. Его учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех её перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребёнком. Играя с куклой или игрушечной зверушкой, он учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребёнка.
Информация о работе Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста