Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление особенностей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактическую игру.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу исследования.
2. Выявить уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
1.1. Проблема дидактической игры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………...............5-9
1.2. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….........................................................9-12
1.3. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...............12-19
ГЛАВА 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников………………………………………………….........................20-27
2.2. Методика включения в образовательный процесс дидактических игр………………………………………………………………………..……28-30
2.3. Обсуждение результатов опытно - экспериментальной работы……………………………………………………………………..........30-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........38-39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……..40
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по дош. пед. Дид. игра.....doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

  С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе [5,стр.7].

  Из понимания значения  дидактических игр вытекают следующие  требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для 
    умственного развития детей и их воспитания.
  2. В   дидактической   игре   обязательно   наличие   увлекательной   задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм   в   игре  должен   сочетаться   с   занимательностью,   шуткой, юмором. Увлечение    игрой    мобилизует    умственную    деятельность, облегчает выполнение задачи.

  Дидактическая игра  это достаточно сложное явление  в педагогическом процессе. Как  любая другая игра, она несет  в себе ряд функций:

- обобщающую (игра как метод и форма обучения);

   -    воспитательную (игра как средство нравственного,   эстетического, трудового, физического и т.д. воспитания);

    • развивающую    (развитие    интеллектуальных    умений    и    способов 
      деятельности, творческих способностей);
    • коммуникативную (организация общения в парах, группе; общение с взрослыми и ровесниками, старшими детьми);
    • контрольно-коррекционную     (проявление     интереса,     соблюдения правил и структуры игры).

  В дидактической  игре отчетливо обнаруживается  структура, т.е. основные элементы: дидактическая задача, игровая задача, название игры, игровые действия, правила. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо и что нельзя делать, говорить. Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им, поскольку только при этих условиях может состояться игра. Дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности дошкольника, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к познанию окружающего мира. Важно учесть следующее: какие преследуются цели, какие умения и навыки формируются в процессе игры; материалы и пособия для игр; знакомство с правилами игры в минимально короткий срок; время ее проведения, организацию детей; изменение правил игры в целях активизации детей; подведение итогов игры.

  Также в литературе определены основные принципы формирования игровой деятельности у дошкольников. Соблюдая их, можно достичь желаемого результата:

  1. Принцип дидактической включенности взрослого в игру детей.
    1. Принцип поэтапного овладения ребенком совместного действия с 
      партнером-сверстником.

3. Принцип постепенности усложнения структуры и содержания игр [27; 10].

  Кратко раскроем содержание этих принципов. Чрезвычайно важным является характер поведения взрослого в игре. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Необходимость второго принципа обусловлена тем, что эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты. Первый и второй из обозначенных выше принципов в равной мере применимы к формированию у дошкольников игры.

  Следует отметить, что дидактические игры взаимосвязаны между собой и несут воспитательный потенциал. Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, активизировала умственную деятельность. Исследователи подчеркивают тот факт, что дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для педагога - творческая деятельность, требующая определенных усилий для организации и проведения [21,стр.6].

  Дидактические игры  могут способствовать развитию  у детей устойчивости и произвольности  внимания, произвольной памяти, наглядно-действенного типа мышления.

  Использование разного рода  игр, игровых упражнений, заданий  создают оптимальные условия  для развития личности ребёнка,  так как соответствуют его  возрастным особенностям мышления  и деятельности, стимулируют познавательную активность и тем самым способствуют умственному развитию [1,стр.5].

  Итак, качества, свойства  личности ребенка дошкольного  возраста формируются и проявляются  в игре. Дидактическая игра, в  частности, способствует умственному  развитию дошкольников. В педагогической науке и практике она рассматривается как многоплановое явление; как метод, форма, средство воспитания личности ребенка, и как самостоятельная игровая деятельность детей. Анализ изученной литературы показал, что дидактическая игра считается важным средством образовательной работы с дошкольниками, ей отводится определенное место в системе организованного обучения на занятиях (как части занятия, как виду занятия, как приему обучения).

 

Выводы

  Интеллектуальное  развитие дошкольников является  значимой проблемой на современном  этапе. В исследованиях подчёркивается  необходимость использования дидактических  игр с целью интеллектуального развития дошкольников.   Дидактическая игра – явление многоплановое: она выступает как форма, метод, средство обучения личности ребёнка, один из видов деятельности дошкольников. Она также может быть рассмотрена как одно из средств интеллектуального развития дошкольников.   Дидактической игре отводится определённое место на занятиях (как части занятия, как виду занятия, как приёму обучения).

  В ряде исследований (В.Р.Беспалова, Р.И.Жуковская, Е.И.Удальцова, Е.И.Смирнова, З.М.Богуславская, О.М.Дъяченко и др.) доказывается, что дидактические игры оказывают благоприятное воздействие на развитие личности ребёнка. В 18 веке дидактическое направление использования игры получило своё развитие. В это время педагоги говорили об обучающей функции игр, об их влиянии на всестороннее развитие ребёнка.

  Проведённый нами  анализ психолого-педагогической  литературы показал, что педагоги  и психологи как нашего времени,  так и их предшественники рассматривают  дидактическую игру как средство  всестороннего развития личности ребёнка и как форму организации жизни детей, а также в качестве средства формирования детского общества.

 

 

 

 

 

  Глава 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

  2.1 Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников

  Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения №240 г. Минска. В исследовании принимало участие 14 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

  Целью констатирующего эксперимента явилось осуществление диагностики уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели мы изучали уровень развития слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, владения некоторыми общими понятиями. Все методики были подобраны в соответствии с возрастом детей.

   Так, для определения  уровня развития слуховой и  зрительной памяти использовались  методики «Запомни 10 слов» и «Узнавание  фигуры». Эксперимент проводился  с каждым ребёнком индивидуально  и в отдельной комнате. Условно мы разделили группу на две: одна группа контрольная, вторая экспериментальная (Приложение № 1). Для изучения слуховой памяти детям было предложено внимательно прослушать 10 слов и постараться их запомнить, а затем повторить те, которые запомнили.

  Дети, с высоким уровнем развития слуховой памяти в экспериментальной группе выявлено не было, со средним выявлено 4 ребёнка, с низким - 3 (Приложение № 2). Дети, отнесённые к низкому уровню плохо запоминали слова и воспроизводили достаточно небольшое их количество, часто придумывали свои. Например, Сергей С., воспроизвёл 3 слова из 10 названных экспериментатором, но придумал очень большое количество других. Ребёнок называл слова по определённым группам и называл данную группу (мебель – стол, стул, шкаф и т.д., металл – железо, медь, золото и т.д.). Причём, когда экспериментатор останавливал ребёнка и объяснял повторно инструкцию, ребёнок говорил, что понял инструкцию, сам объяснял, что нужно ему сделать, но после второго прочтения 10 слов, он всё равно повторял те же слова и придумывал свои. В контрольной группе с высоким уровнем выявлено 3 ребёнка, со средним – 4, а низкого уровня нет вообще. Интересным является то, что практически все дети запоминали первые и последние слова.

   Представим результаты, полученные при диагностике уровня развития слуховой памяти в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики  уровня развития слуховой памяти

 

Уровни

Количество детей по группам

Экспериментальная

Контрольная

Высокий

0

0 %

3

43 %

Средний

4

57 %

4

57 %

Низкий

3

43 %

0

0 %


 

  Из таблицы видно, что детей с высоким уровнем развития слуховой памяти в экспериментальной группе не выявлено, а в контрольной группе их количество составляет 43 %. Низкого уровня в этой группе нет, а в экспериментальной он составляет 43 %. Во всех группах большинство детей можно отнести ко второму уровню развития слуховой памяти. Результаты диагностики представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Диагностика уровня развития слуховой памяти


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Для определения уровня развития зрительной памяти мы использовали методику «Узнавание фигур». Цель методики – определение уровня развития зрительной памяти. Детям предлагалось запомнить за 10 секунд геометрические фигурки из таблицы 1, а затем найти их в таблице 2. Несмотря на сложность задания, все дети справились с ним, лишь Люба Е. смогла найти только 2 фигуры. (Приложение 3)

  Представим результаты, полученные при диагностике уровня развития зрительной памяти в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики  уровня развития зрительной памяти

 

Уровни

Количество детей по группам

Экспериментальная

Контрольная

Высокий

1

14 %

2

28 %

Средний

5

71 %

5

71 %

Низкий

1

14 %

0

0 %


 

Как видно из таблицы, в экспериментальной группе есть дети  и с низким уровнем и с высоким (14 %). У большей части детей (71 % как в контрольной, так и в экспериментальной группе) показатели зрительной памяти соответствуют среднему уровню. Результаты диагностики представлены в диаграмме 2

Диаграмма 2

Диагностика уровня развития зрительной памяти


 

 

 

 

 

 

 

  Далее проводилась методика «Переплетённые линии» (модификация теста Рея). Её цель – определение уровня развития устойчивости внимания. Детям предлагалось проследить глазами каждую линию от её начала до конца, а затем назвать, от какой буквы каждая линия начинается и около какой цифры она заканчивается. Детей предупреждали о том, что нужно как можно быстрее выполнить задание, так как это задание на время и, что нельзя водить по линиям пальцем. (Максимальная продолжительность выполнения задания 4 минуты, по истечении времени ребёнок прекращал задание).

  Детям было сложно следить глазами каждую линию, многие пытались водить пальцем. Большинство детей сразу правильно соединяли буквы и цифры, а ближе к концу задания делали ошибки. Некоторые дети соединяли буквы с цифрами, которые уже называли и, замечая это, говорили, что новая буква «опять идёт к этой цифре». Некоторые говорили, что буква соединяется с другой буквой, и после замечания экспериментатора о невозможности такого соединения, дети перепроверяли данную букву. (Приложение 4)

   Данные полученные на основе методик представим в таблице 3 и диаграмме 3.

Таблица 3

Результаты диагностики  уровня развития устойчивости внимания

Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников