Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования - выявление особенностей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактическую игру.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу исследования.
2. Выявить уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
1.1. Проблема дидактической игры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………...............5-9
1.2. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….........................................................9-12
1.3. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...............12-19
ГЛАВА 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников………………………………………………….........................20-27
2.2. Методика включения в образовательный процесс дидактических игр………………………………………………………………………..……28-30
2.3. Обсуждение результатов опытно - экспериментальной работы……………………………………………………………………..........30-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........38-39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……..40
ПРИЛОЖЕНИЕ
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе [5,стр.7].
Из понимания значения
дидактических игр вытекают
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Дидактическая игра
это достаточно сложное
- обобщающую (игра как метод и форма обучения);
- воспитательную (игра как средство нравственного, эстетического, трудового, физического и т.д. воспитания);
В дидактической
игре отчетливо обнаруживается
структура, т.е. основные
Также в литературе определены основные принципы формирования игровой деятельности у дошкольников. Соблюдая их, можно достичь желаемого результата:
3. Принцип постепенности усложнения структуры и содержания игр [27; 10].
Кратко раскроем содержание этих принципов. Чрезвычайно важным является характер поведения взрослого в игре. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Необходимость второго принципа обусловлена тем, что эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты. Первый и второй из обозначенных выше принципов в равной мере применимы к формированию у дошкольников игры.
Следует отметить, что дидактические игры взаимосвязаны между собой и несут воспитательный потенциал. Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, активизировала умственную деятельность. Исследователи подчеркивают тот факт, что дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для педагога - творческая деятельность, требующая определенных усилий для организации и проведения [21,стр.6].
Дидактические игры
могут способствовать развитию
у детей устойчивости и
Использование разного рода
игр, игровых упражнений, заданий
создают оптимальные условия
для развития личности ребёнка,
Итак, качества, свойства
личности ребенка дошкольного
возраста формируются и
Выводы
Интеллектуальное
развитие дошкольников
В ряде исследований (В.Р.Беспалова, Р.И.Жуковская, Е.И.Удальцова, Е.И.Смирнова, З.М.Богуславская, О.М.Дъяченко и др.) доказывается, что дидактические игры оказывают благоприятное воздействие на развитие личности ребёнка. В 18 веке дидактическое направление использования игры получило своё развитие. В это время педагоги говорили об обучающей функции игр, об их влиянии на всестороннее развитие ребёнка.
Проведённый нами
анализ психолого-
Глава 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения №240 г. Минска. В исследовании принимало участие 14 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Целью констатирующего эксперимента явилось осуществление диагностики уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели мы изучали уровень развития слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, владения некоторыми общими понятиями. Все методики были подобраны в соответствии с возрастом детей.
Так, для определения
уровня развития слуховой и
зрительной памяти
Дети, с высоким уровнем развития слуховой памяти в экспериментальной группе выявлено не было, со средним выявлено 4 ребёнка, с низким - 3 (Приложение № 2). Дети, отнесённые к низкому уровню плохо запоминали слова и воспроизводили достаточно небольшое их количество, часто придумывали свои. Например, Сергей С., воспроизвёл 3 слова из 10 названных экспериментатором, но придумал очень большое количество других. Ребёнок называл слова по определённым группам и называл данную группу (мебель – стол, стул, шкаф и т.д., металл – железо, медь, золото и т.д.). Причём, когда экспериментатор останавливал ребёнка и объяснял повторно инструкцию, ребёнок говорил, что понял инструкцию, сам объяснял, что нужно ему сделать, но после второго прочтения 10 слов, он всё равно повторял те же слова и придумывал свои. В контрольной группе с высоким уровнем выявлено 3 ребёнка, со средним – 4, а низкого уровня нет вообще. Интересным является то, что практически все дети запоминали первые и последние слова.
Представим результаты, полученные при диагностике уровня развития слуховой памяти в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня развития слуховой памяти
Уровни |
Количество детей по группам | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Высокий |
0 |
0 % |
3 |
43 % |
Средний |
4 |
57 % |
4 |
57 % |
Низкий |
3 |
43 % |
0 |
0 % |
Из таблицы видно, что детей с высоким уровнем развития слуховой памяти в экспериментальной группе не выявлено, а в контрольной группе их количество составляет 43 %. Низкого уровня в этой группе нет, а в экспериментальной он составляет 43 %. Во всех группах большинство детей можно отнести ко второму уровню развития слуховой памяти. Результаты диагностики представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Диагностика уровня развития слуховой памяти
Для определения уровня развития зрительной памяти мы использовали методику «Узнавание фигур». Цель методики – определение уровня развития зрительной памяти. Детям предлагалось запомнить за 10 секунд геометрические фигурки из таблицы 1, а затем найти их в таблице 2. Несмотря на сложность задания, все дети справились с ним, лишь Люба Е. смогла найти только 2 фигуры. (Приложение 3)
Представим результаты, полученные при диагностике уровня развития зрительной памяти в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня развития зрительной памяти
Уровни |
Количество детей по группам | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Высокий |
1 |
14 % |
2 |
28 % |
Средний |
5 |
71 % |
5 |
71 % |
Низкий |
1 |
14 % |
0 |
0 % |
Как видно из таблицы, в экспериментальной группе есть дети и с низким уровнем и с высоким (14 %). У большей части детей (71 % как в контрольной, так и в экспериментальной группе) показатели зрительной памяти соответствуют среднему уровню. Результаты диагностики представлены в диаграмме 2
Диаграмма 2
Диагностика уровня развития зрительной памяти
Далее проводилась методика «Переплетённые линии» (модификация теста Рея). Её цель – определение уровня развития устойчивости внимания. Детям предлагалось проследить глазами каждую линию от её начала до конца, а затем назвать, от какой буквы каждая линия начинается и около какой цифры она заканчивается. Детей предупреждали о том, что нужно как можно быстрее выполнить задание, так как это задание на время и, что нельзя водить по линиям пальцем. (Максимальная продолжительность выполнения задания 4 минуты, по истечении времени ребёнок прекращал задание).
Детям было сложно следить глазами каждую линию, многие пытались водить пальцем. Большинство детей сразу правильно соединяли буквы и цифры, а ближе к концу задания делали ошибки. Некоторые дети соединяли буквы с цифрами, которые уже называли и, замечая это, говорили, что новая буква «опять идёт к этой цифре». Некоторые говорили, что буква соединяется с другой буквой, и после замечания экспериментатора о невозможности такого соединения, дети перепроверяли данную букву. (Приложение 4)
Данные полученные на основе методик представим в таблице 3 и диаграмме 3.
Таблица 3
Результаты диагностики уровня развития устойчивости внимания
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников