Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление особенностей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактическую игру.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу исследования.
2. Выявить уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
1.1. Проблема дидактической игры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………...............5-9
1.2. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….........................................................9-12
1.3. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...............12-19
ГЛАВА 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников………………………………………………….........................20-27
2.2. Методика включения в образовательный процесс дидактических игр………………………………………………………………………..……28-30
2.3. Обсуждение результатов опытно - экспериментальной работы……………………………………………………………………..........30-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........38-39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……..40
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по дош. пед. Дид. игра.....doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  При сравнении уровня развития зрительной памяти контрольного эксперимента с констатирующим мы выявили следующие данные. У детей обеих групп повысился уровень зрительной памяти (в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 43 %, а средний снизился на 28 %, низкий вообще не выявлен). В контрольной группе также первый уровень повысился, но на 15 %, а второй на 15 % снизился. Для наглядности покажем результаты контрольного эксперимента в таблице 7 и сравним их в диаграмме 7 с констатирующим экспериментом.

 Таблица 7

Результаты диагностики  уровня развития зрительной памяти (контрольный эксперимент)

 

Уровни

Количество детей по группам

Экспериментальная

Контрольная

Высокий

4

57%

3

43%

Средний

3

43%

4

57%

Низкий

0

0%

0

0%


 

Диаграмма 7

Сравнительные показатели уровня развития зрительной памяти по результатам констатирующего и контрольного экспериментов

 

 


 

 

 

 

 

 

 

  Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента по определению уровня устойчивости внимания, мы выявили, что в экспериментальной группе отсутствует низкий уровень, а также увеличился высокий уровень. Некоторые дети перешли из нижнего уровня в более высокий. Например, Люба С., перешла из низкого уровня в средний, а Кирилл К. и Саша П. перешли из среднего в высокий. А в контрольной группе Адлан Б. снизил свой уровень до среднего. Полученные данные представлены в таблице 8 и диаграмме 8.

Таблица 8

Результаты диагностики  уровня устойчивости внимания (контрольный эксперимент)

 

Уровни

Количество детей по группам

Экспериментальная

Контрольная

Высокий

5

71%

3

43%

Средний

2

28%

4

57%

Низкий

0

0%

0

0%


 

Диаграмма 8

Сравнение показателей  устойчивости внимания по результатам  констатирующего и контрольного экспериментов

 

 


 

 

 

 

 

 

 

  Как видно из диаграммы, в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом, высокий уровень увеличился на 28 %, средний снизился на 15 %, и низкий также снизился на 14 %. А вот в контрольной группе и высокий и средний уровни снизились на 14 %.

  При оценке уровня развития мышления мы получили следующие данные. В экспериментальной группе высокий уровень возрос на 29 %, средний уровень снизился на 15 %, а низкий уменьшился на 43 %,. В контрольной группе также увеличился высокий уровень (на 14 %), а средний снизился на 15 %. Показатели отражены в таблице 9 и диаграмме 9.

 Таблица 9

Результаты диагностики  уровня развития мышления (контрольный  эксперимент)

 

Уровни

Количество детей по группам

Экспериментальная

Контрольная

Высокий

3

43%

2

28%

Средний

3

43%

5

71%

Низкий

1

14%

0

0%


 

Диаграмма 9

Сравнение показателей  уровня развития мышления, по результатам констатирующего и контрольного экспериментов

 


 

 

 

 

 

 

 

  Сравнивая показатели  констатирующего и контрольного эксперимента по уровню владения общими понятиями можно увидеть, что и в экспериментальной группе уровень повысился (высокий уровень увеличился на 15 %, низкий уровень уменьшился на 14%). Для наглядности отразим показатели в таблице 10 и диаграмме 10.

Таблица 10

Результаты диагностики  уровня владения общими понятиями (контрольный эксперимент)

 

Уровни

Количество детей по группам

Экспериментальная

Контрольная

Высокий

6

86%

6

71%

Средний

1

14%

1

28%

Низкий

0

0%

0

0%


 

Диаграмма 10

Сравнение показателей уровня владения общими понятиями по результатам констатирующего и контрольного экспериментов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Подведём общий итог по всем методикам и отобразим в таблице 11.

Контрольный эксперимент

 

Список детей  по группам

Название методики

«10 слов» (слух. память)

«Узнавание  фигур» (зрит. память)

«Переплетён-ные  линии» (внимание)

«Понятия»

(владение общими  понятиями)

«Комбина-торика»

(мышление)

Экспериментальная группа (уровень)

Максим Б.

Выс.

Выс.

Средн.

Выс.

Средн.

Люба Е.

Средн.

Средн.

Средн.

Средн.

Низ.

Кирилл К.

Выс.

Средн.

Выс.

Выс.

Выс.

Егор Л.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Сергей С.

Выс.

Средн.

Выс.

Выс.

Средн.

Кирилл Я.

Средн.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Саша П.

Средн.

Выс.

Средн.

Выс.

Средн.

Контрольная группа

Адлан Б.

Средн.

Средн.

Средн.

Выс.

Средн.

Юля Б.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Вита Г.

Выс.

Выс.

Средн.

Выс.

Средн.

Дима З.

Выс.

Средн.

Средн.

Средн.

Средн.

Вика К.

Средн.

Средн.

Выс.

Средн.

Средн.

Владик К.

Средн.

Средн.

Средн.

Выс.

Средн.

ЛераШ.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.


 

  Таким образом, проведённое нами изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников, после осуществления специальной работы с использованием комплекса дидактических игр выявило, что количество детей, у которых показатели интеллектуального развития возросли, увеличилось. Полученные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что дидактическая игра действительно является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников при использовании её как самостоятельного вида деятельности и оптимальном построении взаимоотношений ребёнка с взрослым.

 

Выводы

  Результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что требуется специальная работа по ряду параметров интеллектуального развития.

  Осуществляя отбор дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на такие принципы: целевая направленность игры, ориентация на основные возрастные новообразования в познавательной сфере дошкольного возраста, опора на «зону ближайшего развития», новизна и привлекательность для детей, повышение умственной активности детей, которая способствует стремлению самостоятельно справляться с познавательными задачами, возможности для самостоятельного применения детьми, индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе проведения коррекционной работы.

  Учитывались также уровни интеллектуального развития детей, полученные в результате диагностической работы.

  Серия игр включала дидактические игры, направленные на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, некоторых понятий. 

  Проведённое исследование свидетельствует о том, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей действительно способствует развитию интеллекта.

 

Заключение

  Проблема интеллектуального  развития дошкольников на современном  этапе приобретает особую актуальность. В педагогике одним из ведущих средств интеллектуального развития  детей считается дидактическая игра.

  Оптимальному развитию  дошкольников способствует «погружение»  в интересную деятельность, формирование  увлечённости. Сначала детей интересует сам процесс игры, а затем и результат. Так становиться возможным максимальное напряжение сил для получения желаемого результата, достижения «потолка возможностей». Так рождается удовольствие от интеллектуального напряжения, появляется радость победы.

  Многими исследователями (В.Р.Беспалова, Р.И.Жуковская, Е.И.Удальцова, Е.И.Смирнова, З.М.Богуславская, О.М.Дъяченко и др.) доказывается, что дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность.

  Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу исследования, выявили уровень интеллектуального развития   старших дошкольников, обосновали и экспериментально проверили педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников, таким образом, нами были решены все задачи полностью.

  Выдвинутая гипотеза, подтвердилась полностью: использование  дидактических игр в целях интеллектуального развития дошкольников действительно эффективно при следующих условиях: применении дидактической игры как самостоятельного вида деятельности; подборе игр с опорой на следующие принципы: целевая направленность игры, возможности использования и модификации в старшей группе, новизна и привлекательность для детей, возможности для самостоятельного применения детьми; осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. То есть, дидактические игры при рациональном их подборе и при специально созданных условиях, способствуют интеллектуальному развитию дошкольников.

  При использовании  дидактических игр как средства обучения детей, необходимо помнить следующее:

  1. Игра должна быть организована как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и как обучающий.
  2. Руководя дидактической игрой  необходимо помнить о добровольном участии в ней детей.
  3. Необходимо вызвать у ребёнка интерес к игре.
  4. Чтобы игры полностью решали поставленные задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения.
  5. Процесс формирования познавательной активности и самостоятельной интеллектуальной деятельности не должен быть ограничен какими-то рамками.
  6. Необходимо давать возможность дошкольнику по-своему осмысливать новую информацию.
  7. Важным является задание нужного темпа игры.
  8. Успех дидактических игр зависит во многом от правильного использования в них игрового оборудования и от его разнообразия.
  9. Широко использовать игры в самостоятельной деятельности детей.
  10. Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при её повторности необходимо дидактические и игровые задачи усложнять.

  Данные правила необходимо использовать в работе воспитателям при организации игровой деятельности детей этой группы. Также им необходимо шире использовать дидактические игры в своей работе, обогащать материальную базу группы, чаще включать дидактические игры в самостоятельную деятельность детей.

Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников