Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования - выявление особенностей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактическую игру.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу исследования.
2. Выявить уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
1.1. Проблема дидактической игры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………...............5-9
1.2. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….........................................................9-12
1.3. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...............12-19
ГЛАВА 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников………………………………………………….........................20-27
2.2. Методика включения в образовательный процесс дидактических игр………………………………………………………………………..……28-30
2.3. Обсуждение результатов опытно - экспериментальной работы……………………………………………………………………..........30-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........38-39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……..40
ПРИЛОЖЕНИЕ
При сравнении уровня развития зрительной памяти контрольного эксперимента с констатирующим мы выявили следующие данные. У детей обеих групп повысился уровень зрительной памяти (в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 43 %, а средний снизился на 28 %, низкий вообще не выявлен). В контрольной группе также первый уровень повысился, но на 15 %, а второй на 15 % снизился. Для наглядности покажем результаты контрольного эксперимента в таблице 7 и сравним их в диаграмме 7 с констатирующим экспериментом.
Таблица 7
Результаты диагностики уровня развития зрительной памяти (контрольный эксперимент)
Уровни |
Количество детей по группам | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Высокий |
4 |
57% |
3 |
43% |
Средний |
3 |
43% |
4 |
57% |
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Диаграмма 7
Сравнительные показатели уровня развития зрительной памяти по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента по определению уровня устойчивости внимания, мы выявили, что в экспериментальной группе отсутствует низкий уровень, а также увеличился высокий уровень. Некоторые дети перешли из нижнего уровня в более высокий. Например, Люба С., перешла из низкого уровня в средний, а Кирилл К. и Саша П. перешли из среднего в высокий. А в контрольной группе Адлан Б. снизил свой уровень до среднего. Полученные данные представлены в таблице 8 и диаграмме 8.
Таблица 8
Результаты диагностики уровня устойчивости внимания (контрольный эксперимент)
Уровни |
Количество детей по группам | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Высокий |
5 |
71% |
3 |
43% |
Средний |
2 |
28% |
4 |
57% |
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Диаграмма 8
Сравнение показателей устойчивости внимания по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Как видно из диаграммы, в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом, высокий уровень увеличился на 28 %, средний снизился на 15 %, и низкий также снизился на 14 %. А вот в контрольной группе и высокий и средний уровни снизились на 14 %.
При оценке уровня развития мышления мы получили следующие данные. В экспериментальной группе высокий уровень возрос на 29 %, средний уровень снизился на 15 %, а низкий уменьшился на 43 %,. В контрольной группе также увеличился высокий уровень (на 14 %), а средний снизился на 15 %. Показатели отражены в таблице 9 и диаграмме 9.
Таблица 9
Результаты диагностики уровня развития мышления (контрольный эксперимент)
Уровни |
Количество детей по группам | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Высокий |
3 |
43% |
2 |
28% |
Средний |
3 |
43% |
5 |
71% |
Низкий |
1 |
14% |
0 |
0% |
Диаграмма 9
Сравнение показателей уровня развития мышления, по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Сравнивая показатели констатирующего и контрольного эксперимента по уровню владения общими понятиями можно увидеть, что и в экспериментальной группе уровень повысился (высокий уровень увеличился на 15 %, низкий уровень уменьшился на 14%). Для наглядности отразим показатели в таблице 10 и диаграмме 10.
Таблица 10
Результаты диагностики уровня владения общими понятиями (контрольный эксперимент)
Уровни |
Количество детей по группам | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Высокий |
6 |
86% |
6 |
71% |
Средний |
1 |
14% |
1 |
28% |
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Диаграмма 10
Сравнение показателей уровня владения общими понятиями по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Подведём общий итог по всем методикам и отобразим в таблице 11.
Контрольный эксперимент
Список детей по группам |
Название методики | ||||
«10 слов» (слух. память) |
«Узнавание фигур» (зрит. память) |
«Переплетён-ные линии» (внимание) |
«Понятия» (владение общими понятиями) |
«Комбина-торика» (мышление) | |
Экспериментальная группа (уровень) | |||||
Максим Б. |
Выс. |
Выс. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
Люба Е. |
Средн. |
Средн. |
Средн. |
Средн. |
Низ. |
Кирилл К. |
Выс. |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Егор Л. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Сергей С. |
Выс. |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Средн. |
Кирилл Я. |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Саша П. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
Контрольная группа | |||||
Адлан Б. |
Средн. |
Средн. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
Юля Б. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Вита Г. |
Выс. |
Выс. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
Дима З. |
Выс. |
Средн. |
Средн. |
Средн. |
Средн. |
Вика К. |
Средн. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
Средн. |
Владик К. |
Средн. |
Средн. |
Средн. |
Выс. |
Средн. |
ЛераШ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Таким образом, проведённое нами изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников, после осуществления специальной работы с использованием комплекса дидактических игр выявило, что количество детей, у которых показатели интеллектуального развития возросли, увеличилось. Полученные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что дидактическая игра действительно является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников при использовании её как самостоятельного вида деятельности и оптимальном построении взаимоотношений ребёнка с взрослым.
Выводы
Результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что требуется специальная работа по ряду параметров интеллектуального развития.
Осуществляя отбор дидактических игр
для детей старшего дошкольного возраста,
мы опирались на такие принципы: целевая
направленность игры, ориентация на основные
возрастные новообразования в познавательной
сфере дошкольного возраста, опора на
«зону ближайшего развития», новизна и
привлекательность для детей, повышение
умственной активности детей, которая
способствует стремлению самостоятельно
справляться с познавательными задачами,
возможности для самостоятельного применения
детьми, индивидуально-
Учитывались также уровни интеллектуального развития детей, полученные в результате диагностической работы.
Серия игр включала дидактическ
Проведённое исследование свидетельствует о том, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей действительно способствует развитию интеллекта.
Заключение
Проблема интеллектуального
развития дошкольников на
Оптимальному развитию
дошкольников способствует «
Многими исследователями (В.Р.Беспалова, Р.И.Жуковская, Е.И.Удальцова, Е.И.Смирнова, З.М.Богуславская, О.М.Дъяченко и др.) доказывается, что дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность.
Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу исследования, выявили уровень интеллектуального развития старших дошкольников, обосновали и экспериментально проверили педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников, таким образом, нами были решены все задачи полностью.
Выдвинутая гипотеза,
подтвердилась полностью:
При использовании дидактических игр как средства обучения детей, необходимо помнить следующее:
Данные правила необходимо использовать в работе воспитателям при организации игровой деятельности детей этой группы. Также им необходимо шире использовать дидактические игры в своей работе, обогащать материальную базу группы, чаще включать дидактические игры в самостоятельную деятельность детей.
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников