Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста
2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Страх сказывается и на личностном развитии ребёнка, наблюдается слабая контактируемость с окружающими, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В своей работе мы составили комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемой проблемы.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Глава II. Анализ состояния проблемы в практике
2.1 Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокий, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания [14, c. 22]. Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 1» с. Кемля, Ичалковского р-на. В нем участвовали в экспериментальной группе 15 детей и 15 в контрольной. Возраст детей составлял 5-6 лет.
При проведении констатирующего эксперимента мы использовали методики выявления страхов у детей с помощью рисунков. Такая методика проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка [11, c. 46].
Детям предлагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».
Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.
После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.
Анализ рисунков.
Рисунки на тему «В ДОУ»
Таблица 1
В центре внимания- |
Мало друзей среди |
Нет друзей среди |
сам ребенок |
сверстников |
сверстников |
20% |
45% |
35% |
Рисунки у детишек получились самые разнообразные. Некоторые рисовали только детский сад и воспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали только себя в центре внимания.
В рисунках на тему «В ДОУ» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.
Рисунки на тему «Семья».
Даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
Таблица 2
Ребёнок между |
Ребёнок ближе к |
родителями |
маме или к папе |
35% |
65% |
В этих рисунках
имеет большое значение
Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.
Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Таблица 3
Не нарисовали |
Нарисовали |
страх |
страх |
30% |
70% |
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого.
Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя.
Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»
Каждому ребёнку была
предоставлена возможность выбо
Таблица 4
Хорошие, радостные |
Неприятные |
эпизоды |
события |
80% |
20% |
Большинство детей
предпочитают отображать в
Преобладание в рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.
Анализ полученных результатов
показал позитивные и негативные
тенденции в эмоциональной
Следующий этап рисования - направлен на устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребёнок сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, воспитатель даёт задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Таблица 5
Страхи, которым подвержен ребёнок.
Ф.И |
Темнота |
Сказочные |
Кровь |
Стихии |
Врач |
Транспорт |
Животные |
персонажи |
|||||||
Таня М. |
+ |
+ |
|||||
Оля К. |
+ |
+ |
|||||
Катя П. |
+ | ||||||
Олег Д. |
+ |
+ |
|||||
Саша К. |
+ |
+ |
|||||
Роман С. |
+ |
+ |
|||||
Маша А. |
+ |
+ |
+ |
||||
Руслан А. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Света Г. |
+ |
+ |
|||||
Андрей Б. |
+ |
||||||
Аня М. |
+ |
+ | |||||
Лена Л. |
+ |
+ |
+ |
||||
Эльдар К. |
+ | ||||||
Наташа В. |
+ | ||||||
Таня C/ |
+ |
+ |
|||||
Оля П. |
+ |
+ |
|||||
Катя И. |
+ | ||||||
Олег Р. |
+ |
+ |
|||||
Саша К. |
+ |
+ |
|||||
Роман Т. |
+ |
+ |
|||||
Алия М. |
+ |
+ |
|||||
Руслан Г. |
+ |
+ |
+ | ||||
Айдар Ф. |
+ |
+ |
|||||
Андрей А. |
|||||||
Рияз М. |
+ |
||||||
Саша Л. |
+ |
+ |
|||||
Света М. |
+ |
+ |
+ | ||||
Раушан Н. |
+ | ||||||
Юра Б. |
+ |
||||||
Таня Б. |
+ |
||||||
Люда К. |
+ |
||||||
Лиля С. |
+ |
||||||
Юля Ч. |
+ |
Исходя из данных таблицы, составляется график страхов детей.
Условные обозначения:
% - количество детей, которые подвержены страхам.
Cтрах, которым подвержен ребенок:
1 темнота
2 сказочные персонажи
3 кровь
4 стихии
5 врач
6 транспорт
7 животные
Таким образом, анализ собранных данных доказывает, что страх и боязнь – удел преимущественно дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
Далее была проведена «Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности» (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен
в двух вариантах: для девочки (на
рисунке изображена девочка) и для
мальчика (на рисунке изображён мальчик).
Каждый рисунок снабжён двумя
дополнительными рисунками детс
1. Индивидуальные индексы тревожности (ИТ) и распределение ИТ в двух группах.
2. Наибольшее количество выборов грустных лиц для рисунков в двух группах.
3. Максимальное количество веселых лиц для рисунков в двух группах.
4. Количество слов в ответе ребенка.
5. Минимальное и максимальное количество слов, сказанное ребенком в комментариях к 14 рисункам.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёнок и мать
с младенцем. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого
ребёнка: печальное или
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста