Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста
2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таблица 7
Контрольная группа
Ф.И |
Вычисление ИТ |
ИТ(%) |
Роман Т. |
ИТ= 6/14*100% |
ИТ=42,8% |
Катя И. |
ИТ= 3/14*100% |
ИТ=21,4% |
Ваня С. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Коля Г. |
ИТ= 10 /14*100% |
ИТ=71,4% |
Юра В. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Таня М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% |
Айдар Ф. |
ИТ= 7 /14*100% |
ИТ=50% |
Андрей А. |
ИТ= 10 /14*100% |
ИТ=71,4% |
Лиля С. |
ИТ= 6 /14*100% |
ИТ=42,8% |
Алия М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% |
Юля Д. |
ИТ= 10/14*100% |
ИТ=71,4% |
Витя Н. |
ИТ= 7 /14*100% |
ИТ=50% |
Саша К. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Света М. |
ИТ= 3 /14*100% |
ИТ=21,4% |
Раушан Н. |
ИТ= 11 /14*100% |
ИТ=78,5% |
Таким образом: из 15 человек экспериментальной группы детей, принявших участие в тестировании, выявлен 1 ребёнок с высоким уровнем тревожности, 5 человек со средним уровнем тревожности и 9 человек с низким уровнем тревожности. В контрольной группе были получены следующие результаты: 4 человека с высоким уровнем тревожности,8 человек со средним уровнем тревожности и 3-е детей с низким уровнем.
Результаты контрольного
эксперимента демонстрируют значительное
улучшение отношений между
Детям легче удаётся устанавливать доверительные отношения со сверстниками, преодолевать чувство одиночества. Следовательно, наши предположения о том, что сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста подтвердились.
Выводы по второй главе
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно – логически.
Проведенное исследование доказывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, наказания, сказочных персонажей, крови, животных. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.
Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх - это эмоция,
которая может возникнуть в
любом возрастном периоде. Иссл
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Детские страхи заслуживают
самого внимательного изучения и
как можно более раннего
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
1971 – 350 с.
2003. – 713 с.
Фромм, А.; – Екатеринбург., АРД ЛТД., 1997. – 250 с.
1999.- 386 с.
Шишова, Т.Л. - СПб.: Речь, 2007. – 386 с.
2000. – 704 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста