Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста

2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 6 файлов

Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 7

Контрольная группа

 

         Ф.И

Вычисление ИТ

        ИТ(%)

Роман Т.

ИТ= 6/14*100%

ИТ=42,8%

Катя И.

ИТ= 3/14*100%

ИТ=21,4%

Ваня С.

ИТ= 1 /14*100%

            ИТ=7,1%

Коля Г.

ИТ= 10 /14*100%

            ИТ=71,4%

Юра В.

ИТ= 2 /14*100%

            ИТ=14,2%

Таня М.

ИТ= 4 /14*100%

            ИТ=28,5%

Айдар Ф.

ИТ= 7 /14*100%

            ИТ=50%

Андрей А.

ИТ= 10 /14*100%

            ИТ=71,4%

Лиля С.

ИТ= 6 /14*100%

            ИТ=42,8%

Алия М.

ИТ= 4 /14*100%

            ИТ=28,5%

Юля Д.

ИТ= 10/14*100%

ИТ=71,4%

 Витя Н.

ИТ= 7 /14*100%

ИТ=50%

Саша К.

ИТ= 2 /14*100%

            ИТ=14,2%

Света М.

ИТ= 3 /14*100%

            ИТ=21,4%

Раушан Н.

ИТ= 11 /14*100%

            ИТ=78,5%


 

Таким образом: из 15 человек  экспериментальной группы детей, принявших  участие в тестировании, выявлен 1 ребёнок с высоким уровнем  тревожности, 5 человек со средним  уровнем тревожности и 9 человек  с низким уровнем тревожности. В контрольной группе были получены следующие результаты: 4 человека с высоким уровнем тревожности,8 человек со средним уровнем тревожности и 3-е детей с низким уровнем.

Результаты контрольного эксперимента демонстрируют значительное улучшение отношений между детьми экспериментальной группы по сравнению с ситуацией на констатирующем этапе. Они стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более  выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; у детей появился интерес к играм.

Детям легче удаётся устанавливать доверительные отношения со сверстниками, преодолевать чувство одиночества. Следовательно, наши предположения о том, что сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста подтвердились.

 

Выводы по второй главе

 

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом  у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Ребёнок первых лет жизни  боится   всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные  персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители  будут  жить  вечно. У  маленьких детей  всё реально, следовательно, их страхи носят реальный  характер.  Баба  Яга – это  живое  существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они   учатся различать  свои ощущения, справляться   со    своими   чувствами   и мыслить абстрактно – логически.

Проведенное исследование доказывает, что дети старшего дошкольного  возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется  страх темноты, наказания, сказочных  персонажей, крови, животных. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.

Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал  чувство страха.  Беспокойство,  тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к    страхам, зависимости  от  них  меняется  поведение человека вплоть  до  «эмоционального паралича». Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми  не может  справиться    ни    ребёнок,   ни  взрослый,  которые   приводят к   появлению   нежелательных  черт   характера.

 Детские    страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном    поведении   родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

  Страх - это эмоция, которая может возникнуть в  любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

 

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами:

  • Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
  • Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
  • Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
  • С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи. 

Детские страхи заслуживают  самого внимательного изучения и  как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Большой толковый психологический словарь / перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
  2. Реабилитационная педагогика / Вайзман, Н.  - М.; 1996. – 247 с.
  3. Введение в психологию, / под. ред. А.В. Петровского.; – М.: Академия, 1998. – 576 с.
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С. Мухина.; – М.: Академия, 2000. – 624 с.
  5. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / - Р.В. Гонкова–Ямпольская, Т.Л. Черток - М.: Просвещение, 1987. – 187 с.
  6. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4./ – Даль, В. - М.: Русский язык, 1982.- 450 с.
  7. Учебник для студентов средних педагогических заведений./ Под. ред. Дубровиной И.В., Даниловой Е.Е., Прихожан А.М.;– М.: Академия, 1999.- 300 с.
  8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: /учеб. пособие под. ред. И.В. Дубровиной.; – М.: Академия, 1998. 426 с.
  9. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Ежкова,Н.; Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – с.20-27.
  10. Дневные и ночные страхи у детей. –Психология ребёнка./ А.И.Захаров; СПБ: Серия 2000. – 448 с.
  11. Как преодолеть страхи у детей./ Захаров, А.И.  – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
  12. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Захаров, А.И. - М.: Просвещение, 1993. – 115с.
  13. Психология эмоций  / Изард, К.Э. ;Перевод с англ. – СПБ: Питер, 2000. – 464 с.
  14. Эмоции человека./ Изгард, К.Э. - М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
  15. Нарисуй свой страх: Детские страхи / Климанова, Ю. ;Семья и школа. -1999. - № 9. – С. 22 – 24.
  16. Как подготовить ребенка к жизни./ Клайн, В.; - М., 1991. – 134 с.
  17. Краткий психологический словарь./сост. ред.Петровский А.В., М.Г.Ярошевский.; – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  18. Психология: учебник для учащихся пед. училищ/ Крутецкий, В.А.. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
  19.   Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Немов, Р.С. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.
  20. Практическая психология / Овчарова, Р.В.   - М.: Т.Ц.  Сфера,  1996. - 337 с.
  21. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; под. ред.

Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

  1. Нервные дети и их воспитание / Петрунюк, В.П.;– М.: Знание,

1971 – 350 с.

  1. Популярная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. институтов / сост. В.В. Мираненко. – М.: Просвещение, 1990. – 399 с.
  2. Психологический словарь / под. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.
  3. Настольная книга психолога / Рогов, Е.И.  М.: ВЛАДОС, 1998. – 384 с.
  4. Основы общей психологии / Рубинштейн, С.Л. ; – СПБ: Питер,

2003. – 713 с. 

  1. Психотерапия: игра, детство, семья / Спиваковская А.  Том 2. - Пресс, 2000. – 430 с.
  2. Дошкольная психология / Урунтаева, Г.А. М.: Академия, 1997. – 332с.
  3. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации /

 Фромм, А.; – Екатеринбург., АРД ЛТД., 1997. – 250 с.

  1. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / Хухлаева, О.В.; - М.: Генезис, 2006. – 287 с.
  2. Психологические игры / Эльконин, Д.Б.; 2-е издание. - М.: ВЛАДОС,

1999.- 386 с. 

  1. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды /  Эльконин, Д.Б.;- М.: МПСИ, Воронеж НПО Модэкс, 2001. – 426 с.
  2. Страхи здоровых детей/ Эберлейн, Г. / пер. с нем. Ю. Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
  3. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
  4. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов /

Шишова, Т.Л.  - СПб.: Речь, 2007. – 386 с.

  1. Современный словарь по психологии / Юрчук, В.В.  – Мн.: Элайда,

2000. – 704 с. 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 






ПРИложение 4.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРиложение № 1 OpenDocument.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение №3.doc

— 152.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение№2.doc

— 676.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста