Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста

2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 6 файлов

Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».

5.Игра со старшими  детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  печальное или весёлое? Он (она)  играет со старшими детьми».

6.Укладывание спать  в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7.Умывание. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) в ванной».

8.Выговор. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

9.Игнорирование. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

10.Агрессивное нападение.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

11.Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».

12.Изоляция.  «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка : печальное или  весёлое ?»

13.Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14.Еда в одиночестве.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка  можно зафиксировать в специальном протоколе. В тестировании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данных.

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

 

Число эмоционально негативных выборов

 

ИТ=

14

100%


 

Данные протокола заносятся  в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.

Таблица 5

Ф.И

Вычисление ИТ

ИТ(%)

Роман С.

ИТ= 8/14*100%

ИТ=58%

Катя П.

ИТ= 3/14*100%

ИТ=21,4%

Оля К.

   ИТ= 10 /14*100%

ИТ=71,4%

Руслан А.

ИТ= 10 /14*100%

ИТ=71,4%

Юра Б.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Таня М.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Эльдар К.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Андрей Б.

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7%

Лена Л.

ИТ= 11 /14*100%

ИТ=78,5%

Аня М.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Олег Д.

ИТ= 9/14*100%

ИТ=64%

Маша А.

  ИТ= 10 /14*100%

ИТ=71,4%

Саша К.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Света Г.

ИТ= 3 /14*100%

ИТ=21,4%

Роман Т.

ИТ= 8/14*100%

        ИТ=58%

Катя И.

ИТ= 3/14*100%

ИТ=21,4%

Ваня С.

ИТ= 1 /14*100%

          ИТ=7,1%

Коля Г.

ИТ= 10 /14*100%

            ИТ=71,4%

Юра В.

ИТ= 2 /14*100%

            ИТ=14,2%

Таня М.

ИТ= 4 /14*100%

            ИТ=28,5%

Айдар Ф.

ИТ= 1 /14*100%

           ИТ=7,1%

Андрей А.

ИТ= 10 /14*100%

ИТ=71,%

Лиля С.

ИТ= 9 /14*100%

              ИТ=64%

Алия М.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Юля Д.

ИТ= 10/14*100%

   ИТ=71,4%

Витя Н.

ИТ= 7 /14*100%

   ИТ=50%

Саша К.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Света М.

ИТ= 3 /14*100%

ИТ=21,4%

Раушан Н.

ИТ= 11 /14*100%

              ИТ=78,5%

Наташа В.

ИТ= 11 /14*100%

              ИТ=78,5%


 

Высокий уровень тревожности

(индекс тревожности  выше 50%)

Средний уровень тревожности.

(индекс тревожности  от 20 до 50 %)

Низкий уровень тревожности.

(индекс тревожности  от 0 до 20%)

Необходимо отметить, что ИТ зависит от количества выборов  грустного лица, сделанных ребенком. Различия в средних индексах тревоги  двух групп означают, что дети с  нарушениями развития на 1,8% реже выбирали грустное лицо, чем дети с нормальным уровнем развития. Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

• игра со сверстником  является самой привлекательной  ситуацией для большинства детей  из обеих групп ;

• для детей с нарушениями  развития такой же привлекательной выступает ситуация умывания ;

 • для детей  с нормальным уровнем развития  второй по степени привлекательности  оказалась ситуация «Ребенок  с родителями».

Еще один важный показатель, который мы учитывали, – количество слов в ответах детей. Подсчитывалось количество слов каждого ребенка для каждой картинки. Рисунок No 8 является лидером по числу грустных лиц, в группе А меньшее количество детей расценили изображенную ситуацию как неприятную для ребенка. Наибольшее количество слов детьми было сказано по поводу 12 рисунка. Можно предположить, что картинка No 12 «Изоляция» отображает ситуацию, одинаково значимую для дошкольников вне зависимости от уровня их развития. Это ситуация разрушенного контакта со сверстниками. Тот факт, что два самых «нелюбимых» детьми рисунка – 8-й и 12-й – оказались и самыми «многословными»,указывает на обусловленность речевой активности отрицательными эмоциональными переживаниями детей.

Длинные подробные высказывания позволяют не только отреагировать  негативные переживания, уменьшив их «давление» на ребенка, но и помогают встроить опыт проживания подобных ситуаций в индивидуальный жизненный опыт дошкольника.

Таким образом: из 30 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено: 14 человек с высоким уровнем тревожности, 8 человек со средним уровнем тревожности, 8 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.

 

2.2 Формирующий эксперимент

На этапе формирующего эксперимента в образовательный  процесс была введена система  игр, взятые из работы «Как преодолеть страхи у детей» А.И. Захарова. Были проведены такие игры, как :«Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую» , « Пятнашки» .

В «Игре с темнотой» ребёнок  жестами изображает, чего он боится, а другие отгадывают страх. У учащихся могут возникать трудности, например, страх темноты и одиночества дети часто не могут изобразить жестами. Поэтому здесь возникают трудности с отгадыванием. Однако это не снижает коррекционной силы данной игровой методики [18, c. 278].

В игре «Чехарда» участвуют 3 – 5 детей. Один стоит на четвереньках. Следующий  разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застревает на спине, то так там  и остается. Следующий разбегается  и прыгает на образовавшуюся кучу и т. д. Игра позволяет снять мышечные зажимы, страх прикосновений и робость у детей, помогает укрепить опору и расширить свободу движений [23, c. 305].

В игре «Прогулка вслепую» один ребёнок  закрывает глаза, а другой служит проводником (говорил куда идти: направо, налево и т. д.). Преградами, которые преодолевает ребенок, являются стулья, расставленные в классе [14, c. 22].

Игра"Пятнашки".

Цель: обеспечить эмоциональную  разрядку - снять накопившееся нервное  напряжение и зарядить детей и  взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; устранить или значительно  уменьшить торможение и страх  при внезапном, неожиданном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание); улучшить гибкость в поведении, ситуативность; усилить способность быстро принимать решения; освоить групповые правила поведения и совместной деятельности;

развить ловкость, координацию  движений и большую побудительную  активность; наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

Игра служит своеобразной разминкой к последующим играм  и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья и столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Можно просто переставить мебель, создав искусственный беспорядок. Нельзя пятнать через стулья - они как бы цельные колонны. Тогда можно лучше отворачиваться, увертываться, создавая тем самым дополнительные препятствия в игре. Кто случайно заденет стулья или, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам пятнать. К тому же можно хлопать только по спине, конкретно по нижнему ее месту, что еще больше осложняет задачу. Причем нужно не прикасаться, а именно ударять как следует, с чувством, эмоционально, да еще и с угрозами, чем одновременно устраняются страхи боли и уколов и физических наказаний. Так что если родители имеют обыкновение шлепать детей дома, то здесь предоставляется полная возможность и детям поступать аналогичным образом, так сказать, "осуществить гласность и демократию на деле".

Суть игры - в ее непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказываясь лицом к лицу с остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, как и не давать себя запятнать во всех значениях этого слова.

Эмоциональный накал  игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы водящего, которыми он сыплет, как  из рога изобилия: "Только попадись!", "Ну, погоди!", "Я тебе сейчас покажу!", "Поймаю и съем!", "Лови его!", "Ага, попался!". Затем водящий взрослый восклицает с похвалой: "Ну и быстрый!", "Смотри, какой ловкий!", "Надо же, никак не могу догнать!", "Да что же это такое!", "Ух, устал!", "Сдаюсь!" и т. д. Убегающий в ответ: "Не догонишь!", "Все равно убегу!", "Только попробуй!" и т. п. Так что в игре звучат не только угрозы, но и возражения, чем и обеспечивается двусторонний уровень отношений в системе "взрослый - ребенок".

Поскольку эти роли в  игре постоянно меняются, то и отношения в семье становятся все более непосредственными, менее напряженными, если игры, о которых мы сейчас говорим, проводятся достаточно регулярно.

Как эмоциональная игра пятнашки всегда вызывают много радости, веселья, служат своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всех участников. На этом фоне угрозы в адрес детей и взрослых воспринимаются не буквально, а как один из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях.

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота  и т.п.), как он устроен, «откуда  берётся», устраняются «пробелы»  в восприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной эмоциональной реакцией взрослого («осторожно, злая собака!») запечатлевается в сознании ребёнка или каким-либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт. 

Использование данных методик помогает детям установить доверительные  отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности. Во время игр дети постепенно раскрепощаются, начинают чувствовать себя свободнее.

Затем мы предлагаем использовать методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего  мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они рисуют то, чего они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской. Дети с большой увлечённостью сначала рисуют свои страхи ,а затем с удовольствием сминают и закрашивают рисунки краской.

Далее мы предложили ребятам методику «Мне не страшно». Где ребёнок должен  нарисовать свой страх так, как будто  он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она – мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким.

Также нами предлагаются методики, основанные на использовании сказкотерапии  с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей старшего дошкольного возраста. Как известно, «страшилки» различного содержания – один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.

Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное  переключение, которое выступает  в роли психологической защиты.

Детям предлагают методику «Сказка  про страх», где они придумывают  и рассказывают различные истории, связанные со своим страхом.

Затем мы предлагаем проводить методику «Придумай завершение сказки». Детям  предлагается завершить сказку по предложенному  началу: «Жили-были мальчик и девочка, которые всего боялись. Однажды  они попали в дремучий тёмный лес. И вдруг на их пути…» Дети активно участвуют в придумывании сказки.

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи –  это вымысел и их можно сделать  такими, какими ты сам хочешь, тот  есть добрыми, смешными, весёлыми .

 

2.3 Контрольный эксперимент

В ходе контрольного эксперимента была повторно проведена диагностическая методика «Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен». Данные, полученные  на основе этой методики, проанализированы и заключены в таблицу .

Таблица 6

Экспериментальная группа

         Ф.И

Вычисление ИТ

        ИТ(%)

Роман С.

ИТ=6/14*100%

ИТ=42%

Катя П.

ИТ= 2/14*100%

ИТ=14,2%

Оля К.

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7%

Руслан А.

ИТ= 8 /14*100%

ИТ=58%

Юра Б.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Таня М.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Эльдар К.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Андрей Б.

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7%

Лена Л.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=19%

Аня М.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=14,2%

Олег Д.

ИТ=1/14*100%

ИТ=7,1%

Маша А.

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7%

Саша К.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Света Г.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Наташа В.

ИТ= 6 /14*100%

ИТ=42,8%

ПРИложение 4.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРиложение № 1 OpenDocument.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение №3.doc

— 152.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение№2.doc

— 676.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста