Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной—У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «семейное воспитание» и его характеристики 6
1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 12
1.3 Стиль семейного воспитания и самооценка младшего школьника 25
Глава 2. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника 36
2.1 Цели и задачи исследования 36
2.2 Изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей 37
2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников 43
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание и самооценка.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной—У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Ведущая роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.

Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой — самосознания и самооценки. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.

Изучение специфики репрезентации в самооценке сопряжено с разными задачами исследования: с задачей раскрытия путей, условий и способов ее порождения, развития и функционирования и с задачей выявления ее показателей как личностного образования, интегрирующего в определенные системы знания человека о себе и его отношение к себе.

Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи (страны, общества, рабочего коллектива, школы), где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений. Данное положение определило выбор темы нашей работы: «Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника».

Цель работы: теоретически определить и практически доказать влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Объект исследования: самооценка.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и стиля семейного воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо определить задачи в работе:

    • Анализ и изучение литературы по теме работы;

    • Характеристика феномена «самооценка» и ее составляющих.

    • Определение особенностей формирования самооценки ребенка в младшем школьном возрасте в зависимости от стиля семейного воспитания;

    • Экспериментально установить наличие влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника..

Методы исследования: анализ литературы, обобщение, наблюдение, тестирование, моделирование.

Базой исследования является МОУ СОШ № 18 города Челябинска, учащиеся 4 класса в составе 20 человек.

Методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения представителей психодинамического подхода к развитию личности (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. Базисом анализа влияния стиля воспитания в полных и неполных семьях послужили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы, разработанные в трудах А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, а также в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, М.И.Лисиной, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.Э.Пахальян. и других отечественных психологов.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте

 

 

1.1 Теоретический анализ понятия  «семейное воспитание» и его  характеристики

 

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов [4;22].

Семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью; это первичная социальная группа, в которой практически начинается и протекает социальная жизнь человека и которая является одним из основных факторов социализации.

Семья – это группа живущих вместе близких родственников [12; 143]

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Семья – это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг другу эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

Семья важнейшая среда формирования личности и главнейший институт воспитания.

Родительский дом – явление отвлеченное и отражает совокупность детско-родительских отношений, домашний очаг, основные ценности и традиции семьи, тем самым выступая одним из основных средств формирования личности подрастающего поколения.

Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. В жизни каждого человека родители играют большую роль. Они дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Взрослый играет чрезвычайно важную роль в становлении ребенка, в процессе освоения знаний, норм поведения. Особенностью взаимодействия растущего человека и взрослого имеют громадное значение в социализации ребенка.

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает правильно или искаженно, родитель относится к нему - избегают его, недовольны или, признают его автономность или ущемляют его, доброжелательно относятся к нему или нет. Ребенок также формирует свое отношение: любит ли он родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. Такая позиция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой социальной среде мешает созданию нормальной атмосферы в семье. Чувство, что он не любим, может постепенно развиваться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителя, их не способность включить ребенка в общие дела семьи.[6;17]

  Гуманные чувства  и отношения, которые усваиваются  ребенком в семье, в будущем  становятся нормой его поведения, определяя его позицию. Личный  пример родителей, их убеждения, идеалы, общественно-полезная деятельность, чуткое отношение к людям, ко  всему миру, их отношения к  труду, к школе, к вопросам образования, целеустремленность, честность, ответственность  за свои действия и многое  другие положительные качества  человека являются существенными  факторами успешного воспитательного  процесса. Благоприятные условия, которые  создаются в семье для воспитания  моральных, культурных качеств личности, способствуют развитию ее индивидуальности.

Дефицит любви, внимания со стороны родителей вызывает у ребенка сильное желание «приблизится» к отцу, матери. Если отношения в семье не меняются и ребенок все больше удостоверяется в своей нелюбимости, он может прибегнуть к актам своеобразной детской «мести». Содержание его осмысления взаимоотношений с родителями проявляется в его высказываниях, поступках, настроениях.

Критериями развития желательной позиции, являются:

1. Выраженное переживание  удовольствия от общения с  близкими людьми

2. Ощущение свободы, автономности, при общение с родителями

3. Уверенность в своих  силах, самодостаточность

4. Умение видеть свои  недостатки и способность носить  помощь у окружающих;

5. Способность разграничить  ошибку, плохой поступок и свою  личность

Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на 3 группы. Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ролям, введение их в сложность и противоречия современного мира. Вторая - это внутрисемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, является могучим окружением социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности. Третья – собственно семейное воспитание, комплекс целенаправленных педагогических воздействии. [5; 22]

Факторы микросреды (политические, экономические, демографические, психологические);

Структура семьи;

Материальный уровень семьи (доходы, жилищные условия, быт и т.д.);

Личностные особенности родителей (социальный статус, уровень образования, общая культура, ориентации и установки на воспитание детей);

Психологический климат в семье, взаимоотношения родителей и других членов, совместная деятельность родителей;

Помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.

В настоящее время можно отметить определенное снижение воспитательного потенциала семьи.[9; 115]

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающее и созидающее для семьи процессы.[12; 68]

Таким образом, семья – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существенными общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связано с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. [18, с. 45]

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками).

 Большое значение в  становлении самооценки имеет  стиль семейного воспитания, принятые  в семье ценности.

В настоящее время выделяют 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустительский.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его "жесткости-мягкости" стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся "лепить личность". Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

Информация о работе Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника