Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:14, курсовая работа
Краткое описание
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной—У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 6 1.1 Теоретический анализ понятия «семейное воспитание» и его характеристики 6 1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 12 1.3 Стиль семейного воспитания и самооценка младшего школьника 25 Глава 2. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника 36 2.1 Цели и задачи исследования 36 2.2 Изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей 37 2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников 43 Заключение 55 Список использованной литературы 57
Стиль семейных взаимоотношений,
конечно, определяет стиль воспитания
ребенка. Серьезная социальная проблема
— агрессивные отношения в семье, когда
агрессия направлена на каждого ее члена.
Причин жестокости много: психическая
неуравновешенность взрослых; их общая
неудовлетворенность жизнью, семейными
отношениями, служебным статусом; отсутствие
взаимной любви между супругами, их алкоголизация
и наркотизация; просто бескультурье;
измены. Взаимные драки, избиение матери,
избиение ребенка — вот основной фон жизни
агрессивной семьи. Внутрисемейная агрессия
влечет за собой формирование агрессивного
типа личности ребенка. Он приучается
обеспечивать себе место под солнцем нецензурной
бранью, кулаками, агрессивными нападениями,
садистскими выходками. Такой ребенок
не умеет приспособиться к нормативным
требованиям, он не желает подчиняться
правилам поведения в общественных местах
и в школе. Уже в шесть-семь лет он провоцирует
учителя, стремится довести его до крайнего
состояния возмущения своим поведением,
а сам в запале может кричать бранные слова,
кататься по полу, нападать на своих одноклассников.
В классе ребенок из агрессивной семьи
не умеет найти себе место. Он отстает
в развитии, не может настроить себя на
учение — ему тяжело, непонятно, неинтересно.
Он уже понимает, что он "другой",
что он уже отстал, и мстит за это. Это действительно
социально запущенный ребенок. Ребенок
из неблагополучной семьи имеет право
на специальное внимание — ведь порой
оказывается, что он даже не догадывается
о том, какими добрыми и прекрасными могут
быть человеческие отношения.
М.И. Лисина проследила развитие
самосознания дошкольников и младших
школьников в зависимости от особенностей
семейного воспитания. Дети с точным представлением
о себе воспитываются в семьях, где родители
уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические
и умственные данные, но не считают уровень
их развития выше, чем у большинства сверстников;
прогнозируют хорошую успеваемость в
школе. Этих детей часто поощряют, но не
подарками; наказывают, в основном, отказом
от общения. Дети с заниженным представлением
о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания;
низко оценивают, часто упрекают, наказывают,
иногда – при посторонних; не ожидают
от них успехов в школе и значительных
достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье
зависит адекватное и неадекватное поведение
ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка,
недовольны собой. Это происходит в семье,
где родители постоянно порицают ребенка,
или ставят перед ним завышенные задачи.
Ребенок чувствует, что он не соответствует
требованиям родителей. (Не говорите ребенку,
что он некрасив, от этого возникают комплексы,
от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может
проявляться с завышенной самооценкой.
Это происходит в семье, где ребенка часто
хвалят, и за мелочи и достижения дарят
подарки (ребенок привыкает к материальному
вознаграждению). Ребенка наказывают очень
редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление –
здесь нужна гибкая система наказания
и похвалы. Исключается восхищение и похвала
при нем. Редко дарятся подарки за поступки.
Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с
высокой , но не с завышенной самооценкой,
внимание к личности ребенка (его интересам,
вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются
с достаточной требовательностью. Здесь
не прибегают к унизительным наказания
и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с пониженной самооценкой (не обязательно
очень низкой) пользуются дома большей
свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность,
следствие равнодушия родителям к детям
и друг к другу.
Школьная успеваемость является
важным критерием оценки ребенка как личности
со стороны взрослых и сверстников. Отношение
к себе как к ученику в значительной мере
определяется семейными ценностями. У
ребенка на первый план выходят те его
качества, которые больше всего заботят
его родителей – поддержание престижа
(дома задаются вопросы: “А кто еще получил
пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня
не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького
школьника смещаются акценты, когда родителей
волнуют не учебные, а бытовые моменты
в его школьной жизни (“В классе из окон
не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”),
или вообще мало что волнует – школьная
жизнь не обсуждается или обсуждается
формально. Достаточно равнодушный вопрос:
“Что было сегодня в школе?” рано или
поздно приведет к соответствующему ответу:
“Ничего особенного”, “Все нормально”.
Родители задают и исходный
уровень притязаний ребенка – то, на что
он претендует в учебной деятельности
и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний,
завышенной самооценкой и престижной
мотивацией рассчитывают только на успех.
Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний
и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в будущем ни в настоящем. Они
не ставят перед собой высоких целей и
постоянно сомневаются в своих возможностях,
быстро смиряются с тем уровнем успеваемости,
который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в
этом возрасте может стать тревожность.
Высокая тревожность приобретает устойчивость
при постоянном недовольстве учебой со
стороны родителей. Допустим, ребенок
заболел, отстал от одноклассников и ему
трудно включиться в процесс обучения.
Если переживаемые им временные трудности
раздражают взрослых, возникает тревожность,
страх сделать что-то плохо, неправильно.
Тот же результат достигается в ситуации,
когда ребенок учится достаточно успешно,
но родители ожидают большего и предъявляют
завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности
и связанной с ней низкой самооценки снижаются
учебные достижения, закрепляется неуспех.
Неуверенность в себе приводит к ряду
других особенностей – желанию бездумно
следовать указаниям взрослого, действовать
только по образцам и шаблонам, боязни
проявить инициативу, формальному усвоению
знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей
продуктивностью учебной работы ребенка,
все больше и больше сосредотачиваются
на этих вопросах в общении с ним, что усиливает
эмоциональный дискомфорт. Получается
замкнутый круг: неблагоприятные личностные
особенности ребенка отражаются на его
учебной деятельности, низкая результативность
деятельности вызывает соответствующую
реакцию окружающих, а эта отрицательная
реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся
у ребенка особенности. Разорвать этот
круг можно, изменив установки и оценки
родителей. Близкие взрослые, концентрируя
внимание на малейших достижениях ребенка.
Не порицая его за отдельные недочеты,
снижают уровень его тревожности и этим
способствуют успешному выполнению учебных
заданий.
Второй вариант – демонстративность
– особенность личности, связанной с повышенной
потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Источником демонстративности
обычно становится недостаток внимания
взрослых к детям, которые чувствуют себя
в семье заброшенными, “недолюбленными”.
Но бывает, что ребенку оказывается достаточное
внимание, а оно его не удовлетворяет в
силу гипертрофированной потребности
в эмоциональных контактах. Завышенные
требования к взрослым предъявляются
не безнадзорными, а наоборот, наиболее
избалованными детьми. Такой ребенок будет
добиваться внимания, даже нарушая правила
поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не
замечают”). Задача взрослых – обходиться
без нотаций и назиданий, как можно менее
эмоционально делать замечания, не обращать
внимание на легкие проступки и наказывать
за крупные (скажем, отказом от запланированного
похода в цирк). Это значительно труднее
для взрослого, чем бережное отношение
к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой
тревожностью основная проблема – постоянное
неодобрение взрослых, то для демонстративного
ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – “уход от
реальности”. Наблюдается в тех случаях,
когда у детей демонстративность сочетается
с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную
потребность во внимании к себе, но реализовать
ее не могут благодаря своей тревожности.
Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение
своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию
еще большей пассивности, незаметности,
что затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности детей,
проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
4 способа поддержки конфликтных
ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто
деловое общение)
2. Мир любой ценой (для
взрослого отношения с ребенком
дороже всего). Закрывая глаза
на отрицательные поступки, взрослый
не помогает подростку, а наоборот
– поощряет отрицательные формы
поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый
стремиться выиграть, пытаясь подавить
ненужные формы поведения ребенка. Если
он проигрывает в одном, то будет стремиться
выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный
вариант). Этот вариант предполагает
частичную победу и в одном
и в другом лагере. К этому
обязательно нужно идти вместе,
т.е. это должно стать результатом
совместного решения.
Клинические наблюдения и экспериментальные
исследования позволяют систематизировать
виды родительско-детских отношений, все
реальное многообразие которых охватывается
двумя независимыми измерениями: любовь
— враждебность и автономия — контроль.
Ось «любовь — враждебность», или «приятие
— отвержение», измеряет непосредственное
эмоциональное отношение и восприятие
ребенка родителем. Приятие, экспрессивно
выражаемое или имплицитно присутствующее
у родителя в виде родительской установки,—
это нежная забота о ребенке, понимание
его внутреннего мира, терпимость к индивидуальным
психофизическим особенностям, уважение
его самостоятельности, поощрение инициативы.
Неприятие — это отношение к ребенку как
«не к тому», невнимательность, пренебрежительность,
жестокость. Ось «автономия — контроль»
описывает использующиеся в семейном
воспитании типы дисциплинарной регуляции
поведения ребенка. Оптимальным является
наличие определенной дисциплинарной
системы, одинаково разделяемой обоими
родителями; к неэффективным или даже
патогенным относят крайние типы контроля
— полную автономию, граничащую с безнадзорностью,
и чрезмерно строгий, жесткий контроль,
предполагающий абсолютное подчинение
родительской воле, пресечение всякой
инициативы и самодеятельности ребенка.
Особенно остро стоит вопрос о контроле
по отношению к детям подросткового возраста.
Родители должны знать, что непрестанные
нравоучения, наставления, проработки
и стремление жестко регламентировать
жизнь подростка воспринимаются им как
проявления неуважения, недоверия, ущемление
прав на свободу и самостоятельность.
Живой, активный с обостренным чувством
взрослости ребенок непременно начнет
борьбу против гнета взрослых, что обычно
выливается в шумные семейные скандалы,
вспышки обоюдного раздражения и агрессии,
приводит, случается, к побегам из дома.
Дети робкие, с повышенной ранимостью,
привязанностью к родным реагируют на
родительские ограничения иначе: обычно
слезами, самообвинениями и угрызениями
совести, утрированным послушанием вплоть
до полного отказа от собственных устремлений
и самостоятельности. Плоха и другая крайность,
когда предоставление абсолютной независимости
по существу оборачивается равнодушием,
пренебрежением родителей к духовному
миру ребенка, а ребенком переживается
как собственная ненужность, излишнее
бремя для семьи.
Исследование связи между формой
общения младших школьников в семье и
степенью адекватности и устойчивости
его самооценки показало, что у младших
школьников, имевших доверительные отношения
с родителями, преобладала адекватная
и устойчивая самооценка, а для детей из
семей с регламентированным (жестким)
типом общения была более характерна неустойчивая
и неадекватная самооценка. Тестовые данные
также свидетельствуют о наличии положительной
корреляции между самооценкой младшихшкольников
и стилем детско-родительских отношений.
Так, высокая самооценка и хорошая социальная
и личная адаптированность сочетаются
с наличием теплых, доверительных отношений
между детьми и родителями, требовательностью
и строгой дисциплиной одновременно с
уважением и относительной автономией
ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным
чувством собственной изолированности
и ненужности, малой социальной активностью
и неудовлетворенностью в межличностных
контактах имели негативный опыт внутрисемейных
отношений: преобладание «воспитательных»
рациональных воздействий над непосредственным
эмоциональным отношением, наказание
как основной способ контроля, отсутствие
четкой воспитательной программы. Таким
образом, благоприятным условием развития
позитивной самооценки можно считать
эмоциональную вовлеченность родителей
в жизнь ребенка, не препятствующую, однако,
развитию его самостоятельности.
Анализ литературы позволяет
выделить ряд неадекватных способов воздействия
родителей на образ Я ребенка. Показано,
что разнообразные искажения видения
ребенка родителями обусловлены психологическим
неблагополучием самих родителей. Так,
матери с такими чертами характера, как
тревожность, ригидность, гиперсоциализированность,
склонны бессознательно приписывать ребенку
негативные черты, в настоящий момент
отсутствующие или выраженные в минимальной
степени («комплекс умной Эльзы» из известной
сказки братьев Гримм). Образ ребенка искажается
под воздействием неблагоприятных ожиданий
матери, страха, что ребенок повторит черты
нелюбимого человека (мужа, матери) или
в ребенке воплотятся собственные нежелательные
качества, которые бессознательно проецируются
на ребенка. При этом, чем старше становится
ребенок, тем очевиднее конфликт между
потребностью в самоутверждении, уважении
и признании права на самостоятельность
и навязываемым ему обесцененным образом
Я. Этот конфликт усугубляется еще и тем,
что ребенок всегда стремится к согласию
с родителями, удовлетворяя таким образом
свою потребность в присоединении, эмоциональном
«мы», причем нередко ценой за ощущение
своей защищенности является отождествление
собственной Я-концепции с искаженным,
внушаемым образом. Метафорически это
можно было бы выразить словами: «Пусть
я плохой, но я ваш, я с вами». Родительский
образ становится мотивом, т.е. способом
удовлетворения потребности в афилиации.
Возникает риск, что побуждаемый этим
образом (вопреки осознанным стремлениям
родителей) ребенок будет развивать именно
те качества и образцы поведения, которые
вытекают из негативного родительского
образа. Тот же механизм обусловливает
и развитие ребенка в направлении самосовершенствования,
если у родителей сложился позитивный
образ ребенка; однако при условной родительской
любви есть риск, что развитие результирует
в уродливую форму: ребенок из кожи вон
лезет, пытаясь соответствовать образу
«хорошего ребенка».