Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной—У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «семейное воспитание» и его характеристики 6
1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 12
1.3 Стиль семейного воспитания и самооценка младшего школьника 25
Глава 2. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника 36
2.1 Цели и задачи исследования 36
2.2 Изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей 37
2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников 43
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание и самооценка.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

Поведенные нами теоретическое и практическое исследование доказали влияние стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребенка, тем самым цель, определенная нами, была достигнута.

 

 
Приложение А

Инструментарий для изучения самооценки

Методики изучения самооценки

Тест «САМООЦЕНКА»

 

Продумайте предполагаемые ниже утверждения, указав на отдельном месте в четырехбальной системе свое утверждение к ним.

Я думаю об этом:

- очень часто – 4 балла

- часто – 3 балла

- иногда – 2 балла

- редко – 1 балл

- никогда – 0 баллов

 

1. Мне хочется, чтобы мои  друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую  свою ответственность на работе.

3. Я беспокоюсь о своем  будущем.

4. Меня многие ненавидят.

5. Я обладаю меньшей  инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое  психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть  глупцом.

8. Внешний вид других  куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать  с речью перед незнакомыми  людьми.

10. Я часто допускаю  ошибки.

11. Как жаль, что я не  умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне  не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы  мои действия одобрялись другими  чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного  мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться  своими мыслями.

18. Люди ждут от меня  очень много.

19. Люди не особенно  интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие  люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя  в безопасности.

23. Я часто волнуюсь  понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где  уже сидят люди.

25. Я чувствую, что люди  говорят обо мне за моей  спиной.

26. Я чувствую себя скованным.

27. Я уверен, что люди  почти все принимают легче, чем  я.

28. Мне кажется, что со  мной должна случиться какая-нибудь  неприятность.

29. Меня волнует мысль, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не  так общителен.

31. В спорах я высказываюсь  лишь тогда, когда уверен в  своей правоте.

32. Я думаю о том, чего  ждет от меня общественность.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ПО ТЕСТУ ”САМООЦЕНКА”

0 – 25 баллов Высокий уровень  самооценки – означает, что человек  не отягощен комплексом неполноценности, он правильно реагирует на  замечания других и редко сомневается  в своих поступках.

26 – 45 баллов Средний уровень  самооценки – свидетельствует  о том, что человек редко страдает  от комплекса неполноценности  и лишь время от времени  старается подладиться под мнение  других.

46 – 128 баллов Низкий уровень  самооценки – сигнализирует о  том, что человек болезненно переносит  критические замечания в свой  адрес, старается всегда считаться  с мнениями других и часто  страдает от комплекса неполноценности.

 

 

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ (Будасси)

 

Стимульный материал.

Слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

ИНСТРУКЦИЯ

1 этап: «Выберите из предложенного  списка слов 20 качеств, которые на  Ваш взгляд должны быть присущи  идеальному человеку. Проставьте  рядом с выбранными качествами  галочки (во 2 колонке)» 

2 этап: «Из выбранных 20 слов  выберите наиболее неприятное  для Вас. Поставьте напротив этого  слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так  же выберите наиболее неприятное  качество и поставьте напротив  этого слова цифру 2 . И так далее…» 

3 этап: «Из этих же 20 слов  выберите качество, наименее характерное  для Вас. И поставьте напротив  этого качества в колонке «Реальное  Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее  характерное для Вас качество  и поставьте напротив этого  слова цифру 2 . И так далее…» 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу:

2 . По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 - (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,

где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых свойств (20)

Нормативы :

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 < r< +0 ,5 - самооценка нормальная

 

 

 

 


 



Информация о работе Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника