Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной—У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «семейное воспитание» и его характеристики 6
1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 12
1.3 Стиль семейного воспитания и самооценка младшего школьника 25
Глава 2. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника 36
2.1 Цели и задачи исследования 36
2.2 Изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей 37
2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников 43
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание и самооценка.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

 

 

Данные, полученные при диагностике семей учащихся начальных классов позволили определить, что в основном в классе преобладает кооперация как стиль взаимодействия родителей и детей (55% семей), менее выражен стиль взаимоотношений – сосуществование – у 30%, принятие ребенка выявлено в 10% семей, повышенный контроль – у 5%.

Для определения влияния стиля семейного воспитания на самооценку сравним полученные данные по всем проведенным методикам, определим наличие взаимосвязи.

Таблица 3

Обобщение данных при изучении самооценки

№ п/п

Ф.И. учащегося

Определение стиля семейного воспитания

Уровень самооценки

(Будасси)

Уровень самооценки

(тест изучения самооценки)

Эдуард А.

принятие

завышенная

завышенная

Лена А.

кооперация

адекватная

адекватная

Аня А.

контроль

адекватная

заниженная

Антон Б.

кооперация

адекватная

адекватная

Люда Б.

сосуществование

заниженная

заниженная

Лена В.

кооперация

адекватная

адекватная

Денис В.

кооперация

завышенная

завышенная

Костя Г.

сосуществование

заниженная

заниженная

Олег Д.

кооперация

адекватная

адекватная

Алексей К.

кооперация

адекватная

заниженная

Женя К.

сосуществование

заниженная

заниженная

Андрей К.

сосуществование

заниженная

адекватная

Катя К.

сосуществование

заниженная

заниженная

Марат К.

кооперация

адекватная

заниженная

Женя И.

кооперация

адекватная

заниженная

Алексей П.

кооперация

адекватная

завышенная

Оля П.

принятие

завышенная

завышенная

Лена Р.

кооперация

адекватная

заниженная

Юля Н.

сосуществование

заниженная

заниженная

Лена С.

кооперация

заниженная

адекватная


 

 

Сопоставив полученные данные отмечаем, что:

Кооперация как стиль взаимодействия четко выражена в 4 случаях из 11 у детей с адекватной самооценкой (данные по двум методикам), в 1 случае – с четко выраженной завышенной самооценкой, в 6 случаях из 11 с нечеткой самооценкой, где, тем не менее, по одной из методик уровень самооценки был адекватным. Таким образом, можно сказать, что кооперация как стиль семейного воспитания определяет формирование у младшего школьника адекватной самооценки.

В семьях с выраженным стилем семейного воспитания «сосуществование» в 5 случаях из 6 у детей определяется заниженная самооценка по двум методикам, в 1 случае данные по методикам определения самооценки – адекватная/заниженная. Таким образом, можно также сделать вывод, что повышенный контроль со стороны семьи приводит к формированию заниженной самооценки у ребенка младшего школьного возраста.

Принятие ребенка в 2 случаях из 2 определило завышенную самооценку у у ребенка.

Обобщая полученные данные можно сделать вывод о наличии влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

С целью организации дальнейшей работы нами предложены рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьно возраста.

 

2.3 Психолого-педагогическая коррекция  самооценки младших школьников

 

Осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития? С решением этих вопросов связан выбор качеств самооценки, которые мы будем формировать у ребенка.

Для развития и коррекции самооценки очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как  успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью.

 Для нормального развития  личности очень важно, чтобы уровень  притязаний был несколько выше  самооценки, несколько опережал  ее, создавая тем самым возможности  роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой,  для личностного развития неблагоприятен. Столь же благоприятным является  низкий или средний уровень  притязаний в значимых для  человека областях.

В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний – высоком, среднем и низком.

Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

В течение учебного года у детей происходит формирование самооценки.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

 Оптимальным для жизни  человека, для развития личности  является высокий уровень самооценки, общей самооценки. Человек с высоким  уровнем самоуважения – это  человек, обладающий чувством собственного  достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает  себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных  возможностей, собственных усилий [7; C.87].

 Напротив, низкий уровень  самоуважения, неприятия себя, как  правило, характеризуется ощущением  собственной неполноценности, болезненным  самолюбием, стремлением утвердить  себя за счет окружающих. Люди  с низким уровнем самоуважения  болезненно реагируют на безобидные  шутки со стороны окружающих [7; C. 88].

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто А.Адлером. этот комплекс проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы .

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружающих, а иногда и в помощи психолога и психотерапевта.

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» – учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие. Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Простым, но весьма эффективным способом стимуляции деятельности личности является метод положительного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать поощряет хороший поступок ребенка; начальник, желая отметить достижение сотрудника, благодарит его.

Однако далеко не всегда положительное подкрепление должно быть регулярным, эпизодическое (вариабельное) более эффективно (кстати, именно на вариабельном подкреплении основаны счастливые любовные отношения).

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения. Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым.

Формирование правильного самовосприятия у ребенка, сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняется по мере того, как ребенок растет и развивается. Решение этой задачи, например, обучение чтению, не обязательно разовьет самоуважение, потому что психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. И возможно, что подростку, который был вполне уверен в себе в более раннем возрасте, когда начинал ходить, теперь требуется помощь, потому что ему трудно учиться в школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, особенно родителей, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие - наиболее важная и благодарная задача родителей (психическое здоровье).

Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже, казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, однако, талант менее заметен. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения многих задач. У третьих просто милый характер. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что родители любят их и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить.

Часто возникают ситуации, ударяющие по чувству собственного достоинства ребенка. Общество ждет от детей многого - подчинения официальным лицам, спокойного поведения в классе, освоения чтения, счета, пользования деньгами и т.д. дети стараются либо идти навстречу, либо сопротивляться этим навязанным им внешним требованиям. Для многих детей, особенно для тех, кто плохо усваивает новое, типичные сложности развития и обучения - основные препятствия в формировании самоуважения. От родителей, вероятно, потребуется помощь в компенсации разочарований и неудач, которую может оказать, выявляя сильные стороны ребенка.В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия, которые жизнь ставит перед ним ежедневно. Преодоление включает в себя осознание, управление и выражение чувств соответствующим образом.

         Прежде чем ребенок научится  контролировать свои эмоции, ему  нужно научиться отличать их  и обсуждать. Эта задача особенна сложна для детей, потому что их возможности словесного общения ограничены по сравнению с возможностями взрослых. Так, плохо пройдя испытание, потеряв игрушку, наблюдая, как другой ребенок становится любимчиком учителя или после долгого ожидания, ребенок может не знать, как ему выразить неудачу, отказ, расстройство и может разозлиться.

Родители способны помочь, объяснив, что чувства ребенка им понятны, и, в зависимости от возраста ребенка, предложить поговорить о них и дать совет, как поступить в этой ситуации. К примеру, если старший ребенок разозлился , когда его попросили вымыть посуду, родители должны сказать: "у тебя, наверное, был трудный день, ведь ты всегда так рад помочь с мытьем посуды. С тобой трудно разговаривать, когда ты злишься. Я чем-то обидел тебя?" такой подход поможет ребенку вступить в разговор о его чувствах и, возможно, выяснить, что его беспокоит.

Родители должны внимательно выслушать ребенка и выяснить все причины, из-за которых у него возникло такое эмоциональное состояние. Они могут захотеть вернуться к этой теме, показав через некоторое время, что она им все еще интересна. В будущем это поможет ребенку не стесняться и всегда обращаться со своими проблемами к родителям.

Информация о работе Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника