Изучение особенностей развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научную литературу по теме;
2.Раскрыть особенности развития памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.27 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Область исследования: коррекционная педагогика.

Обучение умственно отсталых младших школьников нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Учитывая, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых младших школьников является сегодня актуальной проблемой.

Исследованием данной проблемы занимались: Т.В. Егорова, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.

Цель исследования: изучение особенностей развития произвольной памяти  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научную литературу по теме;

2.Раскрыть особенности развития памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

3.Проанализировать пути  развития памяти умственно отсталых школьников;

4.Изучить возможности использования игры как средства коррекции произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.

Объект исследования: аномалии развития детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: отклонения в развитии памяти умственно отсталых младших школьников.

Гипотеза:

Применение системы дидактических упражнений на развитие произвольной памяти у детей через дополнительное образование в частности кружка «Эрудит» позволит сформировать значимые мотивы у детей, для лучшего запоминания материала.

Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация, сравнение.

 

Глава I. Теоретическое обоснование изучаемой проблемы

    1. Теоретические аспекты развития памяти младших школьников

 

 

Память человека можно  определить как психофизические  и культурные процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей  основополагающей способностью человека. Без  памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание  на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов, она наиболее высоко, развита у человека.

В целом, память человека можно  представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования  жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей  в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных  клеток) создают возможность возникновения  возбуждения и тогда, когда раздражитель, его  вызывающий, отсутствует.

Физиологической основой  памяти является образование временных  нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана  с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно  разделить на три группы:

1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;

2. как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3. как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни  взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют  между собой.

Кроме того, у каждого  человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости оттого, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженный в словах.

Физиологической основой  различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем, но типы памяти обусловлены не только  взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная.

Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

 Если  запоминание  имеет характер специальной организованной  работы, связанной с применением  определенных приемов для наилучшего  усвоения знаний, она называется  заучиванием.

Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного  забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание – проявление чувства «знакомости» при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Сохранение и  забывание – это две стороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Благодаря забыванию, человек  расчищает место для  новых  впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность  служить нашему мышлению.

 

 

    1. Понятие об умственной отсталости. Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

 

 

Под умственной отсталостью  отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры.

При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность  познавательной деятельности и в  первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.

Развитие высших психических  функций, формирование знаковой характеристики сознания - одно из приоритетных направлений  работы коррекционного педагога и специального психолога. Формирование высших форм памяти у детей с нарушениями интеллекта, помимо обеспечения более успешной социальной адаптации, несет в себе такую важную характеристику, как способность к опосредованию через систему знаков, кодов.

Выделяют две  основные формы умственной отсталости:олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявление интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических  функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями  моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в недостаточности  логического мышления, нарушении  подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического  мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов  и явлений окружающей действительности, но существенным признакам, в невозможности  понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Темп мышления замедлен, характерна инертность психических  процессов, отсутствует возможность  переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается  на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции отвлечения и обобщения, т. е. всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжелых  формах выявляется уже с первых месяцев  жизни ребенка.

При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность является наиболее легкой по степени и наиболее распространенной формой олигофрении. При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз благоприятен.

Более тяжелой степенью олигофрении  является имбецильность. При имбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и к образованию понятий.

Самая тяжелая степень  олигофрении - идиотия - характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.

 

Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, т. е. при деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект.В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. Это связано с тем, что любое заболевание или повреждение мозга, приводящее к утрате ранее приобретенных навыков и распаду сформированных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается отставанием психического развития в целом. Поэтому в раннем возрасте крайне трудно разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточность. В связи с этим приобретенный интеллектуальный дефект, связанный с прогрессирующими органическими заболеваниями мозга, с эпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни ребенка, имеет сложную структуру, включающую как отдельные черты деменции, так и олигофрении. При преобладании последних говорят об олигофреноподобных состояниях.

При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становится более четким.

Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важно  иметь в виду, что при деменции в отличие от олигофрении имеет  место период нормального интеллектуального развития.Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности познавательных различных функций.

При деменции может наблюдаться  несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения  умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации.

Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены, эмоции их примитивны.

          В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то, прежде всего, теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки - ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.

Характерным признаком деменции является появление нецеленаправленного  поведения, а также общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, иногда с преобладанием повышенного фона настроения.

Изучение закономерностей  аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать  нарушения и искать способы их коррекции.

Общие недостатки мыслительной деятельности умственно отсталых школьников:

1.Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2.Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети начинают действовать сразу, с ходу. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились быстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети в большей мере заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания.

Информация о работе Изучение особенностей развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью