Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научную литературу по теме;
2.Раскрыть особенности развития памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
Важной особенностью занятий по дополнительному образованию является специальная методическая аранжировка этапа подведения итогов. Здесь происходит анализ степени достижения поставленных перед занятием целей, выясняются трудности, намечаются пути их устранения, обсуждаются домашние задания творческого характера, которые призваны обеспечить внутреннюю позицию, принятие цели следующего урока.
Работа над новым материалом следует посвящать первую половину занятия, учитывая нарастающие утомление учащихся. При наличии признаков утомления у учащихся не следует пренебрегать включением в урок физкультурых минуток, музыкальных пауз, стараясь, чтобы и те и другие были подчинены перспективным целям работы.
Все это помогает более глубоко решать вопросы обучения и развития учащихся. Опыт показывает, что когда в коррекционных классах используются отдельные элементы развивающего обучения, дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным, моральным и другим качествам личности.
2.2 Разработка системы игровых занятий направленных на развитие произвольной памяти в процессе преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида
Развитие зрительной памяти осуществляется в системе поэтапной коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением чтения. Развитие зрительной памяти начинается с запоминания нескольких предметных изображений. Ребенок должен рассмотреть предложенные картинки и затем по памяти назвать или нарисовать то, что он видел, сохраняя заданную последовательность изображений.
Количество запоминаемых предметов постепенно увеличивается от 3 до 9. Развитию зрительной памяти способствуют задания на поиск различий в изображениях по памяти («Что пропало?», «Что добавилось?» ).
Задание. Перед ребенком выкладывается ряд предметных картинок, которые он должен запомнить. Далее его просят закрыть глаза, в это время одна из картинок убирается. Открыв глаза, он должен назвать «пропавшую» картинку. Аналогично предыдущему заданию осуществляется поиск добавленной в ряд предметных изображений картинки.
Задание. Поиск отличий по памяти. Ученику предлагается рассмотреть изображение, затем образец убирается и предлагается другая картинка, содержащая ряд отличий от первого изображения, которые он должен найти по памяти.
На буквенном материале отрабатывается зрительное запоминание и воспроизведение букв, слогов и слов.
Развитие и коррекция
точных прослеживающих движений глаз
предполагают: решение простых
Развитие серийных движений глаз. Существует класс задач, требующих не единичного перемещения взора, а целой серии таких действий.
Примерами таких задач являются поиски выхода из лабиринта и точки на карте по заданному маршруту.
Формирование зрительно- пространственных представлений проходит ряд последовательных этапов, в результате чего к началу обучения чтению у учащихся, прежде всего, должны быть сформированы представления о схеме собственного тела. Ребенок по инструкции должен уметь правильно определить и выполнить различные действия правой и левой рукой, определять и уметь показывать другие парные части тела (глаза, уши, ноги), выполнять по инструкции сложные действия, с одновременным участием правой и левой сторон тела. Кроме того, очень важно для обучения чтению умение ориентироваться в системе координат лево – право, верх – низ.
Развитие зрительно – моторных координаций предполагает автоматизацию содружественного движения руки и глаз. Методика развития зрительно – моторных координаций включает несколько этапов. В начале движения руки и глаза вырабатываются в направлении сверху вниз. Далее отрабатываются зрительно- моторные координации в направлении слева направо.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, - дидактическая игра. Ещё К.Д. Ушинский [89] советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание на одной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку.
Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнить, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, мы продумывали следующие вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
Какие воспитательные
и коррекционные цели
Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
Подведение итогов игры.
Подбирали дидактические игры для обучения детей с нарушением интеллекта в соответствии с программными требованиями. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, мы заранее подбирали дидактические игры. При выборе игр учитывали, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.
Любая дидактическая игра должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренной программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.
Дидактические игры были подобраны в соответствии с этапами изучения чисел 1-го десятка в школе VIIIвида предложенными М.Н. Перовой [63]
Заключение
Память, представляющая собой
один из ведущих компонентов
Причины нарушений в развитии памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены различными факторами: органическое поражение головного мозга, дефекты центральной нервной системы. В связи с этим, у детей наблюдаются нарушения памяти: уменьшенный объем памяти; значительное количество искажений при воспроизведении материала; логическая и механическая память находятся на низком уровне.
В нашей работе мы констатируем, что произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития.
Известно, что в учебном процессе ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию, так как на нем базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков.
Поэтому мы разработали систему дидактических игр для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие произвольной памяти; на развитие произвольного запоминания.
Для успешного произвольного
запоминания необходимо сформировать
значимые мотивы у детей. Чтобы лучше
проходило запоминание
Таким образом, для решения поставленных в исследовании задач мы выбрали дидактическую игру, как оптимальный инструмент развития произвольной памяти данной категории учащихся. Дидактическую игру, как одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами отмечал К.Д. Ушинский [89]. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, русского языка и окружающего мира, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Нами была разработана система дидактических игр на уроках математики.
В процессе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель нашей дипломной работы.
Наша разработанная система
дидактических игр на уроках математики
может быть использована в профессиональной
деятельности психологов и педагогов,
работающих в системе коррекционно-образовательных
учреждений.
Список литературы
16.http://www.bestreferat.ru/
17.http://referatwork.ru/refs/
18.http://spb-tei.ru/2006/09/