Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Новые социально-экономические отношения, формирующиеся в нашем обществе, предъявляют повышенные требования к таким качествам личности, как самостоятельность и предприимчивость, инициативность и компетентность, умение творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, постоянно стремиться к непрерывному образованию. В связи с этим необходимы значительные изменения в системе среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.………………………………………………………………..……….7
1.1 Структура и компоненты категории “активизация познавательной деятельности”. ……….…………………………………………………………...7
1.2 Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………… .………..11
1.3 Инновационная деятельность как педагогическая проблема…………….19
1.4 Инновационный урок как средства активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков………………………32
2.Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе преподавания основ предпринимательской деятельности…………………………………………..41
2.1Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках основ предпринимательской деятельности в средней школе………………………56
2.2Программа формирующего эксперимента, по активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности”……………………………………………………………..........56
2.3 Экспериментальное обоснование результатов опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности………………...74 Заключение…………………………………………………………………........80
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 316.87 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра технологии и предпринимательства

 

 

Допустить курсовика к защите

____________________________2009 г.

Научный руководитель – профессор кафедры  ОСП, д.п.н Сажина Н.М. ________________

                                                                             Подпись

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ.

 

 

Работу выполнила  Дмитриева  Дарья Александровна

 

Факультет             педагогики, психологии и коммуникативистики

 

Специальность      050502 Технология и предпринимательство

 

Нормоконтролер   ____________________________________________ Хентонен А.Г.

                                            преподаватель               Подпись                         Дата   

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.………………………………………………………………..……….7

1.1 Структура и компоненты категории “активизация познавательной деятельности”. ……….…………………………………………………………...7

1.2 Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………… .………..11

1.3 Инновационная деятельность как педагогическая проблема…………….19

1.4 Инновационный   урок как средства активизации  познавательной деятельности. Понятие  и виды инновационных уроков………………………32

2.Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности  учащихся общеобразовательной школы в процессе преподавания основ предпринимательской деятельности…………………………………………..41

2.1Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках основ предпринимательской деятельности в средней школе………………………56              

2.2Программа формирующего эксперимента, по активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности”……………………………………………………………..........56

2.3 Экспериментальное обоснование результатов опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности………………...74                                                                                       Заключение…………………………………………………………………........80

Список использованных источников…………………………………………..81

 Приложения……………………………………………………………………...84

 

 

 

 

 

Актуальность исследования. Новые социально-экономические отношения, формирующиеся в нашем обществе, предъявляют повышенные требования к таким качествам личности, как самостоятельность и предприимчивость, инициативность и компетентность, умение творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, постоянно стремиться к непрерывному образованию. В связи с этим необходимы значительные изменения в системе среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения учащейся молодежи.

Особое значение приобретает разработка таких методов и технологий обучения, которые активизировали бы познавательную деятельность учащихся, способствовали развитию их познавательных интересов. Педагогическая наука и практика свидетельствуют, что активизация  познавательной деятельности учащихся является одним из средств решения  как социальных, так и педагогических проблем. Неслучайно поэтому в разное время Я.Л. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и другие педагоги-гуманисты видели в активизации учебной деятельности не только средство познания окружающей действительности, но и важное условие прочного и сознательного усвоения знаний, развития умственных способностей, расширения кругозора, становления природных и духовных сил личности.

Для претворения в жизнь принципов  демократизации и гуманизации, парадигмы развивающего обучения большую роль играет технология построения уроков, совершенствование традиционных и внедрение новых педагогических технологий.

В педагогике и педагогической психологии обоснованы научные идеи, творческие положения, которые содержат в себе предпосылки для исследования процесса активизации познавательной деятельности школьников.

Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались отечественные  философы, психологи, педагоги Д.Н. Богоявленский, Л.И. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, Т.А. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, В.А. Онищук, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.

Дидакты-исследователи рассматривали отдельные вопросы, связанные с проблемами активизации познавательной деятельности учащихся. Значение познавательной самостоятельности школьников, формирование у них опыта творческой деятельности исследовали Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и другие; активизацию исследовательской деятельности-Д.В. Вилькеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин; системный подход в обучении и воспитании -Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.П. Куракин, Г.И. Щукина, Б.Т. Лихачев; технологический подход-В.Г. Афанасьев, В.Я. Нечаев, В.Д. Симоненко; движение школьников по ступеням познавательной активности-Г.И. Щукина; уровневое движение познавательной самостоятельности школьника-И.Я. Лернер; внутреннюю потребность в активности-В.И. Лозовая, П.В. Симонов, М.М. Филиппов; интерес и познавательные потребности-Л.И. Божович, B.C. Ильин, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, Ю.В. Шаров; применение активных методов обу-чения-В.В. Понятишин, Т.Т. Саввинов, А.И. Савченко, Н.И. Червяков, Ю.В. Шаронин.

Многие общеобразовательные учебные  заведения России активно включают в учебные планы в качестве отдельных курсов экономические  дисциплины ("Основы экономики", "Домашняя экономика", "Основы предпринимательства", "Основы потребительской культуры", "Основы менеджмента" и др.). Школы (лицеи, гимназии) уже накопили определенный опыт преподавания экономических дисциплин. Он освещен в работах В.Д. Симоненко, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, С.Н. Злобиной, Л.В. Козуб, Л.Л. Любимова, А.В. Мунтяна, А.А. Мицкевича, И.А. Сасовой, Е.В. Савицкой, М.В. Скаржинского, В.В. Чекмарева и др.

Однако, еще недостаточно проведено исследований, в которых были бы в комплексе рассмотрены пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания экономических дисциплин. Это определило тему нашего исследования: "Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности” в средней общеобразовательной школе".

Цель исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке инновационных путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся 11 класса в процессе изучения основ предпринимательской деятельности.

Объект исследования - процесс обучения учащихся средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - содержание, формы и инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся 11 класса в процессе изучения основ предпринимательской деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что активизировать познавательную деятельность учащихся 11 класса общеобразовательных школ в процессе изучения предпринимательства возможно, если:

учитываются общие цели, задачи и  требования к содержанию и выбору методов, форм и средств обучения в системе среднего образования, а также организационные и  психолого-педагогические условия  протекания процесса обучения в 11 классе общеобразовательной школы;

применяется такая форма обучения, как инновационный урок;

формируются условия для совместной деятельности учащихся и учителя, в  ходе осуществления которой происходит активное и творческое усвоение каждым учащимся учебного предмета;

проявляется готовность учителя овладеть новым педагогическим мышлением, целостной  технологией организации деятельности и творческого взаимодействия с  учащимися.

 Задачи исследования:

  1. Изучить состояние теории активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Выявить состояние экономического образования учащихся 11 класса в средних общеобразовательных учебных заведениях.
  3. Определить пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся 11 классов при изучении основ предпринимательской деятельности.
  4. Исследовать роль и место инновационных уроков в процессе активизации познавательной деятельности учащихся 11 классов общеобразовательной школы и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность предложенной программы.

Методы исследования :

изучение философской, экономической, психолого-педагогической и другой литературы по вопросам экономического образования;

изучение и обобщение опыта  работы школ по исследуемой проблеме;

метод моделирования;

методический анализ;

наблюдение за ходом учебного процесса;

педагогический эксперимент;

анкетирование;

 методы математической  обработки полученных результатов;

теоретическое обобщение результатов  исследования и их интерпретация  с позиций новых фактов и конкретных условий.

Данные  методы легли в основу экспериментальной  работы и обеспечили целостность  исследования в соответствии с поставленными  целями и задачами.

Исследование проводилось  в три этапа.

На первом этапе определялась проблема исследования, осуществлялось ее теоретическое осмысление, проводилось изучение философской, психолого-педагогической литературы, анализировался опыт педагогов по данной проблеме.

На втором этапе на основе полученного материала была выдвинута гипотеза, составлена программа, проведены констатирующий и формирующий эксперимент на базе Гимназии №44 г. Краснодара.

На третьем этапе была продолжена опытно-экспериментальная работа, проверена исходная гипотеза. Этот этап позволил получить положительные результаты экспериментальной работы, которые свидетельствуют об эффективности разработанной программы.

Опытно-экспериментальной  базой исследования является Гимназия №44 г. Краснодар. В эксперименте принимают участие учащиеся 11-х классов(44 чел.), учителя (5).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.  

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.

 

1.1 Структура и компоненты категории  “активизация познавательной деятельности”.

 

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи  сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения  в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная  деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она  осуществляется на каждом жизненном  шагу, во всех видах деятельности и  социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.).  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. [23,с. 153]

Информация о работе Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности