Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Новые социально-экономические отношения, формирующиеся в нашем обществе, предъявляют повышенные требования к таким качествам личности, как самостоятельность и предприимчивость, инициативность и компетентность, умение творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, постоянно стремиться к непрерывному образованию. В связи с этим необходимы значительные изменения в системе среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.………………………………………………………………..……….7
1.1 Структура и компоненты категории “активизация познавательной деятельности”. ……….…………………………………………………………...7
1.2 Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………… .………..11
1.3 Инновационная деятельность как педагогическая проблема…………….19
1.4 Инновационный урок как средства активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков………………………32
2.Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе преподавания основ предпринимательской деятельности…………………………………………..41
2.1Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках основ предпринимательской деятельности в средней школе………………………56
2.2Программа формирующего эксперимента, по активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности”……………………………………………………………..........56
2.3 Экспериментальное обоснование результатов опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности………………...74 Заключение…………………………………………………………………........80
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 316.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к инновационной  деятельности можно отнести такую  форму как инновационный урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Инновационный  урок как средство активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков.

Сегодня инновационные явления  обнаруживаются во всех элементах педагогического  процесса. Так, инновационный урок рассматривают  с позиции новых введений в  организацию учебного процесса на определенный период времени.

Существует устойчивое мнение, что  инновационный урок сформировался  на основе новых образовательных  технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока  нового типа сыграли изменения в  системе образования последних  лет.

Во-первых, увеличился объем новой  информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков. Какую часть от этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

Во-вторых, изменились условия организации  обучения: статус школы; образовательные  программы, планы и учебники; формы  обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное); оснащение  кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

В-третьих, изменились требования к  профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее  время актуальными вопросами  в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация  к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.

Урок - традиционная ячейка образовательного процесса. Поскольку  урок отражает всю систему обучения, включающую её философские, педагогические и дидактические основания, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и к системе образования в целом.  
В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций. Инновационным изменениям подлежат: 
- само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации; 
- типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения); 
- методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании; 
- методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии; 
- форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.  
Перечислим педагогические новшества, относящиеся к изменению урока, которые лежат в русле парадигмы человекосообразного образования. 
- Смена целевой установки урока "дать образование" на установку "образование как самореализация". 
- Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока. 
- Переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов. 
- Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному. Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта учеников. 
- Переход от логической структуры урока к ситуационной. Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к изучаемым вопросам. 
- Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных "правильных" ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. Средством инновационного продвижения данного новшества выступают дистанционные эвристические олимпиады. 
- Ограниченность содержания урока рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях - и подготовка к ним - средства для перехода к открытому, распределенному образованию. 
- Моноориентированное образование (учеба у одного учителя в рамках одной методической системы) преодолевается путем введения технологий распределенного обучения. Очный учитель меняет свои функции в сторону функций тьютора, координатора образовательного процесса. 
- Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока - внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности. 
- Универсализированная, в том числе тестовая система контроля результатов обучения заменяется на персонализированную, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика. 
- Оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой. 
- Введение ученического портфолио как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов учащихся. [42,с. 1]

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.  
В его основе могут быть:

  • элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;
  • обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
  • научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;
  • применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к  лучшему – именно этот процесс  является инновацией. Изобретательная  деятельность учителя на инновационном  уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных  упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом  материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Выделяют  следующие виды инновационных уроков : уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги и др. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:

  • демонстрировать доверие;
  • не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;
  • не критиковать за ошибки;
  • собеседование вести в виде уточнения деталей;
  • определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы;
  • установить временные рамки для выполнения работы;
  • создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности;
  • определять критерии выполнения самостоятельной работы;
  • разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.

Уроки самостоятельной  деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия.

Данные уроки играют большую  воспитательную роль.

При подготовке к урокам данного  вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.

Для каждого ученика разрабатывается  модель самостоятельной работы: подбирается  технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический  материал; технико-технологические  средства учебного процесса. Каждому  ученику выдаются соответствующие  рекомендации в письменной и устной форме.

На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции  учителя и ученика:

  • позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить);
  • позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.

Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину  педагогического мастерства учителя, они лишь частично раскрывают аспекты  его творчества и самобытности.  
 
Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого урока – организация  практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают  вопросы для изучения, ведут поиск  решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный  вариант предложений для изучения.

Цель деятельности учащихся на исследовательском  уроке – получение конкретного  результата (продукта). Отличительные  особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения:

  • самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью;
  • ориентация учебы и труда на конечный результат;
  • смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Идеология продуктивного образования  раскрывает широкие возможности  для обучения учащихся вне стен классов, программ школ.  
 
Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к  самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Опыт показывает, что групповая  работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения  учебных заданий и продумана  технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных  заданий, проблем, научных фактов в  ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении  к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать  себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.  
 
Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Самый распространенный тип таких  уроков – урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с  несколькими уровнями знаний (уровневая  дифференциация обучения). Условия  реализации таких уроков:

  • определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению;
  • выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
  • определение способов учения для каждого ученика;
  • подготовка дидактического материала;
  • подготовка блоков учебного материала;
  • установление регламента для выполнения тех или иных заданий;
  • определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения.

Уровень знаний детей и их способности  к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На уроках дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько  раз, до тех пор, пока школьник не научится определенным действиям.  
 
Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.

ПРИМЕР  
Уточним, чем отличается проблема от задачи. Проблема – это противоречие, которое может проявляться в каких-либо действиях, явлениях, фактах. Сама проблема не имеет выраженных условий протекания. Задача обязательно имеет какие-либо условия, раскрывающие характер действия, события, явления, и требует исполнения. Например, ситуация 1 – пожар (предмет – ОБЖ). Условия проблемы не ясны. Возникает ряд вопросов: что горит? почему горит? где горит? что делать? Ситуация 2: горит квартира на первом этаже кирпичного здания на улице Лесная, д. 3. Данная задача уже относительно понятна, поскольку раскрыты условия процесса пожара. Соответственно, понятны и действия спасательной службы. 
Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые  способы решения сложившихся  противоречий. Задача учителя –  организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и  ответы; другие – методом анализа  ситуации; третьи – методом диагностики  и выводов; четвертые – подбором и т. д.

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически  невозможно.  
 
Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Информация о работе Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности