Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Новые социально-экономические отношения, формирующиеся в нашем обществе, предъявляют повышенные требования к таким качествам личности, как самостоятельность и предприимчивость, инициативность и компетентность, умение творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, постоянно стремиться к непрерывному образованию. В связи с этим необходимы значительные изменения в системе среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.………………………………………………………………..……….7
1.1 Структура и компоненты категории “активизация познавательной деятельности”. ……….…………………………………………………………...7
1.2 Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………… .………..11
1.3 Инновационная деятельность как педагогическая проблема…………….19
1.4 Инновационный урок как средства активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков………………………32
2.Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе преподавания основ предпринимательской деятельности…………………………………………..41
2.1Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках основ предпринимательской деятельности в средней школе………………………56
2.2Программа формирующего эксперимента, по активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности”……………………………………………………………..........56
2.3 Экспериментальное обоснование результатов опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности………………...74 Заключение…………………………………………………………………........80
Список использованных источников………………………………………
Таким образом, к инновационной деятельности можно отнести такую форму как инновационный урок.
1.4 Инновационный урок как средство активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков.
Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационный урок рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.
Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.
Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков. Какую часть от этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.
Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы; образовательные программы, планы и учебники; формы обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное); оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.
В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.
Урок - традиционная
ячейка образовательного процесса. Поскольку
урок отражает всю систему обучения,
включающую её философские, педагогические
и дидактические основания, то принципы
инноватики подходят к проектированию
и реализации педагогических новшеств
по отношению к уроку так же, как и к системе
образования в целом.
В то же время, урок имеет особенности,
которые определяют характер инноваций.
Инновационным изменениям подлежат:
- само понятие "урок", его изменение
по отношению к современной ситуации;
- типология урока (новые типы уроков способны
перевести его в качественно иной вид,
например, уроки-проекты, уроки-погружения);
- методологические элементы урока: смысл,
цели, роль в общем образовании;
- методические структурные элементы урока:
задачи, содержание, средства, формы и
методы обучения, система контроля, оценки,
рефлексии;
- форма подготовки и проведения урока
учителем, например, с помощью ресурсов
и технологий Интернет.
Перечислим педагогические новшества,
относящиеся к изменению урока, которые
лежат в русле парадигмы человекосообразного
образования.
- Смена целевой установки урока "дать
образование" на установку "образование
как самореализация".
- Смена принципа репродуктивного усвоения
материала на принцип продуктивности,
предполагающего основную задачу учителя:
определить при подготовке урока, что
именно, какой образовательный продукт
создадут ученики в ходе урока.
- Переход от общего образования для всех
к реализации индивидуальной образовательной
траектории каждого ученика. Для этого
применяется ряд педагогических новшеств:
индивидуальное целеполагание учеников,
индивидуальные образовательные программы
и их утверждение, личностная диагностика
и мониторинг учебной деятельности каждого,
индивидуализированная система диагностики
и оценки образовательных результатов.
- Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки
и проведения урока к компетентностному.
Включение в план проведения урока выявление
личностной и социальной значимости темы,
организацию реального практического
опыта учеников.
- Переход от логической структуры урока
к ситуационной. Внедрение в урок или в
систему уроков технологии образовательной
ситуации. В результате реализуется внутренняя
логика развития учащихся по отношению
к изучаемым вопросам.
- Вместо заданий, не предполагающих их
индивидуального решения, вводятся эвристические
- открытые задания. Такие задания не имеют
однозначных "правильных" ответов.
Любой ответ всегда уникален и отражает
степень творческого самовыражения ученика.
Средством инновационного продвижения
данного новшества выступают дистанционные
эвристические олимпиады.
- Ограниченность содержания урока рамками
классных стен преодолевается с помощью
телекоммуникаций и ресурсов Интернет.
Участие в дистанционных курсах, проектах,
конференциях - и подготовка к ним - средства
для перехода к открытому, распределенному
образованию.
- Моноориентированное образование (учеба
у одного учителя в рамках одной методической
системы) преодолевается путем введения
технологий распределенного обучения.
Очный учитель меняет свои функции в сторону
функций тьютора, координатора образовательного
процесса.
- Вместо обобщения материала и заранее
готовых выводов урока - внедряется система
индивидуальной и коллективной рефлексии
- осознание выполненной деятельности.
- Универсализированная, в том числе тестовая
система контроля результатов обучения
заменяется на персонализированную, учитывающую
индивидуальные возможности и цели каждого
ученика.
- Оценке подлежат не столько результаты
сравнения достижений ученика с едиными
нормами и критериями, сколько выявление
его собственного образовательного приращения,
сравнение его с самим собой.
- Введение ученического портфолио как
альтернативы формализованному контролю
образовательных результатов учащихся.
[42,с. 1]
Инновационный
урок
– это динамичная, вариативная модель
организации обучения и учения учащихся
на определенный период времени.
В его основе могут быть:
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Выделяют следующие виды инновационных уроков : уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги и др. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:
Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия.
Данные уроки играют большую воспитательную роль.
При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.
Для каждого ученика
На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции учителя и ученика:
Уроки самостоятельной деятельности
не могут показать полную картину
педагогического мастерства учителя,
они лишь частично раскрывают аспекты
его творчества и самобытности.
Исследовательский урок – это форма
обучения школьников на основе познания
окружающего мира, организации исследования
того или иного предмета или явления. Цель
исследовательского урока – использование,
развитие и обобщение опыта учащихся и
их представлений о мире.
В основе такого урока – организация
практического лабораторного
Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения:
Идеология продуктивного образования
раскрывает широкие возможности
для обучения учащихся вне стен классов,
программ школ.
Урок на основе групповой технологии
может представлять собой работу в микрогруппах;
по вариантам; классный конвейер; зачет
в парах и т. д. Цель групповой технологии
– обучение умению работать в коллективе
и средствами коллектива.
Каждый участник групповой деятельности
непроизвольно включается в совместную
работу и оказывается перед выбором:
либо делать как все, либо определить
себе место, роль и функцию в коллективе.
Для подростков, стремящихся к
самоутверждению среди
Опыт показывает, что групповая
работа особенно эффективна, если учителем
организован процесс
Уроки дифференцированного обучения
строятся в соответствии с уровнем развития
школьника и уровнем его базовых знаний.
Цель дифференцированного обучения –
развитие и формирование способностей
каждого учащегося. Организация учебной
деятельности на таких уроках специфична
и требует рассмотрения индивидуальных
принципов обучения, а также совершенствования
теоретического и практического материала
учебно-воспитательного процесса на уроке.
Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков:
Уровень знаний детей и их способности
к обучению – главный показатель,
на основе которого педагог должен
организовывать учебный процесс. На
уроках дифференцированного обучения
процесс освоения определенной темы,
раздела может повторяться
Проблемные уроки – форма организации
обучения учащихся на основе создания
проблемной ситуации. На таком уроке перед
школьниками либо ставится, либо вместе
с ними определяется проблема. Цель проблемного
обучения – активизация познавательной
сферы деятельности учащихся на основе
выявления причинно-следственных связей.
ПРИМЕР
Уточним,
чем отличается проблема от задачи. Проблема
– это противоречие, которое может проявляться
в каких-либо действиях, явлениях, фактах.
Сама проблема не имеет выраженных условий
протекания. Задача обязательно имеет
какие-либо условия, раскрывающие характер
действия, события, явления, и требует
исполнения. Например, ситуация 1 – пожар
(предмет – ОБЖ). Условия проблемы не ясны.
Возникает ряд вопросов: что горит? почему
горит? где горит? что делать? Ситуация
2: горит квартира на первом этаже кирпичного
здания на улице Лесная, д. 3. Данная задача
уже относительно понятна, поскольку раскрыты
условия процесса пожара. Соответственно,
понятны и действия спасательной службы.
Проблемное обучение – это технология
обучения умению видеть и выделять противоречия
по конкретному предмету, а также умению
решать проблемы. Проблемные уроки структурно
немного напоминают психологические ситуации,
которые имеют своеобразную конструкцию
деятельности. Искусство учителя заключается
в том, чтобы дать учебный материал как
неизвестные знания, которые школьники
должны открыть для себя сами.
Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т. д.
Без знаний закономерностей мыслительной
деятельности обучающихся дать урок
проблемного обучения практически
невозможно.
Урок-тренинг – форма организации
учебной деятельности учащихся на основе
процесса отработки определенных действий
и закрепления учебного материала. Цель
этой технологии – приобретение учащимися
определенных умений и навыков при помощи
неоднократного повторения одних и тех
же знаний или действий. Эта специфическая
тренировочная деятельность может быть
как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные
уроки-тренинги отличаются от групповых
спецификой проблем. На уроках-тренингах
групповой технологии рассматривается
проблема, характерная для всех участников
учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной
– для конкретного учащегося.
Информация о работе Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности