Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Новые социально-экономические отношения, формирующиеся в нашем обществе, предъявляют повышенные требования к таким качествам личности, как самостоятельность и предприимчивость, инициативность и компетентность, умение творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, постоянно стремиться к непрерывному образованию. В связи с этим необходимы значительные изменения в системе среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.………………………………………………………………..……….7
1.1 Структура и компоненты категории “активизация познавательной деятельности”. ……….…………………………………………………………...7
1.2 Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………… .………..11
1.3 Инновационная деятельность как педагогическая проблема…………….19
1.4 Инновационный урок как средства активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков………………………32
2.Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе преподавания основ предпринимательской деятельности…………………………………………..41
2.1Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках основ предпринимательской деятельности в средней школе………………………56
2.2Программа формирующего эксперимента, по активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности”……………………………………………………………..........56
2.3 Экспериментальное обоснование результатов опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности………………...74 Заключение…………………………………………………………………........80
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 316.87 Кб (Скачать файл)

Обучение  всегда происходит в общении и  основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано  с движением. Оно, как и целостный  педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя  обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре  активности выделяются следующие компоненты:

      • готовность выполнять учебные задания;
      • стремление к самостоятельной деятельности;
      • сознательность выполнения заданий;
      • систематичность обучения;
      • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью  непосредственно сопрягается еще  одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая  связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления  самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость  от других и лишает самостоятельности. [42,с. 63]

Управление  активностью учащихся традиционно  называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор  таких их сочетаний, которые в  возникших ситуациях стимулируют  активность и  самостоятельность  учащихся.

Наибольший  активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего  повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. [21,с. 148]

Отсюда  можно сделать вывод, что успех  обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психолого-педагогические условия  активизации познавательной деятельности  учащихся.

Выявленная современной  психологией главная функция  психики – функция непосредственного  управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в  основе построения структуры любой  деятельности, в том числе и  познавательной.

Отечественный философ М.С. Коган выделяет четыре блока:

  1. Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.
  2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.
  3. Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
  4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.[33,с. 39]

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) - обеспечивает включение  школьников в процесс активного  учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Ориентационный компонент  – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

Содержательно-операционный - состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

Ценностно-волевой компонент  включает в себя внимание, волю.

Оценочный компонент –  получение обратной информации о  ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой  задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Можно выделить следующие  типы познавательного действия:

1. Действия, подводящие к  осознанию необходимости нового  познания:

  1. предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов;
  2. действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;
  3. действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;
  4. выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию  фактической базы для дальнейших  теоретических обобщений:

  1. актуализация известных фактов;
  2. накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению  фактического материала:

  1. первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов);
  2. новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

4. Действия  по соотнесению обобщений с  многообразием конкретной действительности:

  1. нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;
  2. применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;
  3. использование обобщений в измененных ситуациях. [33,с. 44]

Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация  учителем с помощью специальных  средств интеллектуальных, нравственно-волевых  и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между  наличной ситуацией и прошлым  опытом. Особое значение на этапе включения  ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский  рефлекс, представляющий собой реакцию  организма на необычные изменения  во внешней среде. Исследовательский  рефлекс приводит кору больших полушарий  в деятельное состояние. Возбуждение  исследовательского рефлекса - необходимое  условие познавательной деятельности.

Выделяют  следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень – воспроизводящая  активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить  и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью  волевых усилий школьника, отсутствием  у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2. Второй  уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению  смысла изучаемого содержания, стремлением  познать связи между явлениями  и процессами, овладеть способами  применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых  усилий, которая проявляется в  том, что ученик стремится довести  начатое дело до конца, при затруднении  не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий  уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений  и их взаимосвязей, но и найти  для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких  волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой  степени рассогласования между  тем, что ученик знал, что уже встречалось  в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как  качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем  реализации любого принципа обучения. [42,с. 63]

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации  учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного  учения школьников.

Принцип научности создает основу для  активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого  содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение  в сущность изучаемых явлений  неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим  образом связанный с сознательностью  усвоения знаний, реализуется при  активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного  к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера  обучения предполагает включение каждого  ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится  в диалектическом единстве со всеми  принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача  учителя состоит в том, чтобы  обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а  их активность, направленную на овладение  ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения - есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема  – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое  значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные  работы творческого характера.

Но на данный момент наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается  на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной  форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние  на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит  косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит учащегося в «ответную» позицию. Цели задаются преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет  учебные задания, активен по особому  указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала  часть ребят перестает активно  работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание учиться. Еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность». [39,с. 359]

Информация о работе Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности