Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_Иванова_кристина.docx

— 367.24 Кб (Скачать файл)

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Установление контактов с родителями, с семьей - первостепенная задача воспитателя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи дошкольника. Однако, посещение семьи должно осуществляться по приглашению; к посещению нужно готовиться, которое заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова педагога.[10.244c]

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную): руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми; в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы ДОУ, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. Названное далеко не исчерпывает всех видов общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на классном собрании).

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего - дети.[5.35c]

 

1.3 Современные формы взаимодействия с семьей

 

В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.  Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т.В. Кротова15 выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл. 1).

Таблица 1 - Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

 

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении также используются коллективные и индивидуальные формы деятельности.

Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга.

Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.  «Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Кроме того, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки - рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут обсудить выбор ребенка, прокомментировать его.

 Совместно с родителями  организуются тематические выставки, например, «Вещи из бабушкиного  сундука», «Как сражались наши  деды», «Птичий вальс», «Осенний  вернисаж», «Веселые овощи», «Золотые  руки наших бабушек». Сегодня  большой популярностью пользуется  «Музей одного образа». Такой  мини-музей - результат общения, совместной  работы педагога, воспитанников  и их семей. Отличительной чертой  такого мини-музея является то, что он занимает очень небольшое  пространство, кроме того, здесь  все можно все трогать. 

Одной из форм взаимодействия, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещать музеи. 

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.  Методы активизации, или активные методы, предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении.

Методы активизации уменьшают давление шаблонов и стереотипов. В качестве примера методов активизации родителей можно назвать:  - вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом; - постановка дискуссионных вопросов; - предложение для обсуждения двух различных точек зрения; - приведение примеров; - использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования осознанного отношения к воспитанию относят:  - анализ педагогических ситуаций; - анализ собственной воспитательной деятельности; - решение педагогических задач; - метод домашних заданий; - игровое моделирование поведения. 

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления.

 Можно использовать  метод игрового поведения. Например, можно дать задание проиграть  ситуацию: «Успокойте плачущего  ребенка», или «Найдите подход  к ребенку, который не жалеет  выполнить вашу просьбу» и  др. В условной игровой обстановке  родители получают возможность  обогащать арсенал своих воспитательных  методов общения с ребенком, обнаруживают  стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению  от них. Когда родители вступают  в общение лишь на вербальном  уровне, они, стараясь, подать себя  в лучшем свете, тщательно контролируют  свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в таких тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании. 

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание Попечительского совета при ДОУ, - постоянно действующего на общественных началах, коллегиального органа самоуправления. Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Задачами являются содействие: - привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ; - организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении; - улучшению условий труда педагогического коллектива; - организации совместной деятельности с родителями. Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов, - это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения.

Присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», родители высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения. Взаимно полезным является и участие родителей в семинарах-практикумах «Портрет современного педагога», где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть воспитатель, отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам современного общества. Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах.

Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это: - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; - учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса; - родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка; - укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий; - возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; - возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. педагог, определив тип семьи воспитанника, можно найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.[8.234c]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1 Организация исследования

 

Практическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Я«Умка».

Миссия учреждения: развитие ключевых социально-личностных компетентностей воспитанников посредством качественного удовлетворения образовательных потребностей на основе инновационных технологий.

Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей