Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_Иванова_кристина.docx

— 367.24 Кб (Скачать файл)

Улучшение взаимоотношений в семье;

Установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей;

Развитие у ребенка понимания значимости семьи, родственных связей, роли отца, матери, братьев, сестер, бабушки, дедушки и других членов и творческого восприятия семейных ценностей;

Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

Новая форма работы с родителями “презентация семьи” была предложена автором валеологической программы “Здравствуй!” М.Л. Лазаревым и рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. “Презентация семьи – прием программы (ритуал), по которому каждому ребенку и его семье в течение двух лет посвящается две недели”.

Подготовка к презентации включает в себя:

Выставку семейных фотографий;

Контурный обвод тела ребенка;

Знакомство с любимой книгой и ее чтение;

Знакомство с любимой игрушкой и рассказ о ней ребенка;

Выставку совместных работ ребенка и членов семьи.

Алгоритм проведения презентации семьи.

Просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий членов емьи.

Проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми.

“Угадай-ка” – найти среди нескольких чужих фотографий, фотографию ребенка, когда он был маленький.

“Пресс-конференция” - вопросы детей к членам семьи.

Рассказ о традициях семьи.

Приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством мамы.».

Представили родителям включенные в образовательный процесс ДОУ компоненты здоровьесберегающей деятельности, которые могут использоваться в семье: утреннюю гимнастику, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Сделали это путем показа видеофильма, выполнения родителями физических упражнений. В конце встречи родители вместе с детьми выполняли физические упражнения, музыкально-ритмические движения. А по итогам круглого стола, был проведен опрос, который показал, что большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность посещать родительские собрания и обсуждать волнующие их вопросы.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Совместные досуги включают участие родителей и детей в совместных праздниках, в выставках, играх.

С целью организации совместной досуговой и творческой деятельности родителей и детей мы провели совместные занятия и физкультурные досуги. По содержанию совместные спортивные праздники - это физические упражнения, веселые эстафеты, подвижные игры, загадки, встречи со сказочными героями, неожиданные сюрпризы, показательные выступления детей.

Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям - воспринимать родителей по-новому – как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

Благодаря совместным досугам у ребенка развиваются не только познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, но также влияют и на создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата, способствуют возникновению радостных эмоций как у детей, так и у взрослых.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Мы постоянно сообщали родителям о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детей. Источниками информации, получаемой родителями, являются: выпуск газет, журналов, семейные календари, разнообразные информационные проспекты и буклеты, стенды, организация педагогических мини-библиотек.

На традиционных стендах размещается оперативная информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, и включающая сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т.д. Она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена, текст сочетается с фотографиями, иллюстративным материалом. Нетрадиционным является то, что для оформления и подготовки стендовой информация мы рекомендуем привлекать родителей воспитанников, - это вызывает у них особый интерес, т.к. они осознают свою ответственность за своевременное продвижение актуальной для них информации.

А такие формы, как рукописная книга «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни в нашей семье», портфолио ребенка, семейные газеты, содействуют распространению семейного опыта воспитания и физического развития ребенка раннего возраста в семье.

Одной из наиболее актуальных форм работы с семьей стали детско-родительские мероприятия: собрания-практикумы, игровые проекты, целью которых являются создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя, ребенка.

3) Контрольно-оценочный блок.

В рамках контрольно-оценочного блока, для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Так, работа по взаимодействию с семьей в рамках исследования была направлена на вовлечение родителей воспитанников в педагогическую деятельность, вследствие чего:

1) Родители стали активными  участниками выставок и конкурсов  на уровне ДОУ:

- «Чудеса с обычной  грядки» (поделки из природного  материала).

- «Счастье материнства» (стенгазеты ко Дню матери).

- «Витамины и семья  неразлучные друзья!» (газеты к Дню здоровья).

- «Самое оригинальное  новогоднее украшение» (ДОУ).

- «Наши защитники» (коллажи  к 23 Февраля).

- «Мамочка милая, мама  моя!» (газеты к 8 Марта).

- «Поздравляем детский  сад» (поздравительные открытки  ко дню рождения детского сада).

2) Делились опытом семейного  воспитания через информационные  стенды в группах и холле  детского сада: «Семейное увлечение», «Радость творчества», «Раз, два  – мы спортивная семья».

3) Совместно с педагогами  строили снежный городок на  территории детского сада.

4) Приняли участие в  конкурсах «Знакомая незнакомка»  и «Каждой пичужке по кормушке», проводимых в рамках городской  акции «Зимняя планета детства».

5) Родители стали постоянными  участниками праздников и спортивных  мероприятий:

- спортивное развлечение  «Зарядка вместе с мамой» (40% родителей), «Забавные старты» (50 % родителей), «Малыши  и Карлсон», (70% родителей);

- совместными силами, музыкального  руководителя, воспитателей, специалистов  и родителей были проведены  развлечения: «Сердце матери» (ко  Дню матери), «Созвездие талантов»;

6) В рамках празднования  «Дня семьи родители воспитанников  имели возможность научиться  лепить из соленого теста «Птицу  счастья»;

7) В апреле, в рамках  городской акции «Остановим насилие  против детей», была проведена  родительская конференция «Большие  права – маленького человека»,

8) В течение года в  ДОУ функционировали тематические  выставки детских рисунков, стендовая  информация для родителей.

Таким образом, исследование показало эффективность использования структурно-функциональной модели взаимодействия в работе с семьями, которая способствует более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ. Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, искренний интерес к личности родителей, знакомство родителей с

Использоваkfcm WhatsApp Messenger для доставки мгновенных сообщений родителям и для обсуждение каких-либо возникших вопросов.

На собрании по итогам адаптационного периода, мы выявили, что в результате активной педагогической позиции родителей - в группе и в семье поддерживается благоприятный микроклимат, и дети легче адаптируются к детскому саду. Характеристика психолого-педагогической готовности детей к ДОУ при поступлении и после адаптации показана на рис. 4 и 5.

Рисунок 4 - Психолого-педагогическая готовность детей к поступлению в ДОУ (сентябрь)

Рисунок 5 - Психолого-педагогическая характеристика детей после адаптации (декабрь)

 

Анализ практического этапа работы, показал что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились. Так, если на начальном этапе лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – с 15% до 30%. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей (рис. 6).

Рисунок 6 – Уровень педагогический культуры родителей

(на информационно-аналитическом  и контрольно-оценочном этапах)

Показателем результативности является повышение удовлетворенности родителей как уровнем воспитания и обучения детей в ДОУ, так и формами взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ: семинары-практикумы, дискуссии, круглый стол, творческие мастерские, а также совместная деятельность с детьми в форме разнообразных совместных досугов и спортивных мероприятий.

В ходе нашего исследования выявлены предпочитаемые родителями формы взаимодействия с воспитателем ДОУ, которые и были успешно реализованы. В результате чего произошло:

- повышение педагогической  и психологической грамотности  родителей в воспитании и обучении  детей раннего возраста (родительские  собрания, консультации, беседы, выставки, наглядная педагогическая информация и т. д.);

- включения родителей  в воспитательно-образовательный процесс (организация досуговых и спортивных мероприятий);

Родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещать родительские собрания стали все родители, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Таким образом, такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данной модели работе с родителями, - это позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне отдельной группы детского сада, так и на уровне учреждения. Такое сотрудничество с педагогами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения со своими детьми дома.

 

Заключение

 

Завершая работу, кратко отметим главные моменты.

В первой главе нами осуществлен теоретический анализ проблемы взаимодействия и сотрудничества в свете новой философии взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи ребенка

. Уточняется смысл таких  понятий, как «взаимодействие» и  «сотрудничество»; психолого-педагогические  основы взаимодействия семьи  и педагога.

В последние годы развивается и внедряется новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ее основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. В настоящее время работа родителей и педагогов ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений, и реализуются как через традиционные, так и нетрадиционные формы общения. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей