Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка. Образовательные программы реализуемые МБДОУ:
1) Программа воспитания и обучения в детском саду для детей раннего возраста «От рождения до школы». Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Взаимодействие воспитателей и семьи, является одной из приоритетных задач МБДОУ, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного (Приложение 1).
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, опытом семейного воспитания. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.
Работа данного блока включает:
- опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медкарт, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, буклеты, фотовыставки и т.д.;
- творческие домашние
задания (предлагаются при первом
знакомстве с ребёнком) - заполнить
анкету «Это я», которая поможет
педагогам поближе узнать о
ребёнке; сконструировать домик
«Наш семейный теремок» (предлагаются
заготовки для конструирования
домика, в котором ребёнок вместе
с родителями расположит фотографии
членов своей семьи); нарисовать
свою ладошку, где на каждом
пальчике мама или папа
- «Занимательные странички»
выпускаются с целью
- в уголках Здоровья
родителям предлагается
Практический блок предполагает практические мероприятия, которые связаны с включением родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, и связанных с развитием детей. Формы и методы работы, используются педагогами ДОУ, зависят от информации, полученной при анализе ситуации первого блока, это:
- мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок, фотовыставок;
- «Мамина (папина) пятиминутка»
- мамы или папы «рассказывают»
(оформляют с помощью картинок,
рисунков и т.д.) детям или о
своей профессии, или о своих
увлечениях спортом, или о своих
любимых книгах детства и т.д.
Такая форма работы
- «Выходной всей семьёй»
- педагоги вместе с детьми
готовят приглашения для
Показателем ее результативности являются:
- удовлетворенность родителей работой ДОУ;
- удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада (в количественных и качественных показателях), базовые данные результативности проделанной работы.
Для определения эффективности совместной с родителями работы, используются опрос или анкетирование, которые проводятся сразу после какого-либо мероприятия. Родители оставляют свои небольшие отзывы о мероприятии, которые оформляются в «Портфолио группы» и иллюстри-руются фотографиями с проведённого мероприятия.
Как показал анализ работы, - такая система сотрудничества с семьёй эффективно способствует формированию у родителей опыта руководства детской деятельностью.
Однако имеются и проблемы взаимодействия, основная из которых - это занятость современных родителей, что не всегда позволяет им находиться рядом с ребенком в важные моменты его жизни. Между тем ранний возраст - период маленьких достижений, именно на этом возрастном этапе ребенок активно развивается и познает окружающий его мир, поэтому участие родителей очень важно для развития малыша, а организация взаимодействия с родителями детей раннего возраста имеет большое значение. Это свидетельствует о необходимости интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, активного включения родителей во взаимодействие с воспитателями ДОУ.
Исследование форм взаимодействия проводилось в 1 младшей группе . Участие приняли 18 родителей детей.
Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя группы и родителя.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, для скоординированной работы воспитателя и родителей мы поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:
- выявить предпочитаемые формы взаимодействия ДОУ и родителями;
- побуждение родителей к активному участию в жизни детского сада;
- формирование у родителей
ответственности за своих
- просвещение родителей в вопросах воспитания детей в семье.
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
Годовой перспективный план работы воспитателя 1 младшей группы с родителями включает (Приложение 2):
1) Информационно аналитический блок.
В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются:
- сбор, обработка и использование
данных о семье каждого
- выявление их потребностей в образовательных услугах;
- определение уровня
- выявление возможных форм взаимодействия.
Для решения поставленных задач нами проведено первое родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад» (Приложение 3).
При работе с родителями детей раннего возраста, с целью получить наиболее полную информацию по определенным вопросам взаимодействия, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении, в силу возрастных особенностей детей данного возраста, активно используется метод сбора информации – анкетирование родителей.
В первую очередь, нам необходимо иметь чёткое представление, с какой категорией родителей нам предстоит работать. С целью исследования социального портрета родителей воспитанников нами был проведен опрос, с помощью анкеты «Давайте знакомиться».
Рисунок 1 - Социальный портрет родителей воспитанников, %
Итоги анкеты следующие (рис. 1): состав семей воспитанников: полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%. Социальный статус родителей: служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников: высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. Таким образом, в целом контингент родителей наших воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, процент полных семей преобладает, 12% составляют мамы – домохозяйки. Более чем в 40% семей один из родителей имеет высшее образование.
Уровень педагогической культуры родителей ребенка определялся нами с помощью анкеты, представленной в Приложении 6. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о необходимости воспитания у них педагогической культуры: 10% - получают педагогические знания из средств массовой информации; 30% - читают педагогическую литературу; 60% семей - получают педагогические знания из жизненного опыта. Кроме того, 20% родителей ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей; 45% - выбрали ответ «скорее нет, чем да» и 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.
Никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка - 40% семей; не поддерживают другие члены семьи – 20%; испытывают недостаток педагогических знаний - 25% семей; ребенок неусидчив, невнимателен - 15%.
В общем же, полученные данные позволяют сделать вывод, что на момент исследования педагогической культуры родителей, с высоким уровнем составили лишь 15%, со средним - 40%, с низким - 45% (рис. 2).
Рисунок 2 - Уровень педагогической культуры родителей, %
Итоги анкеты «Выявление потребностей родителей» (Приложение 7) показали следующее: 7 родителей хотели бы видеть к себе отношение сотрудников ДОУ уважительным; 5 родителей – дружеским, добрым, вежливым; 2 – все устраивает; остальные не ответили на вопрос.
Затем мы проанализировали собственную педагогическую деятельность, без чего нам было бы трудно выбрать подходящие методы взаимодействия и оказалось, что воспитатели на вопрос «Какие формы взаимодействия с семьей вы используете в повседневной работе с родителями» (Приложение 8) предпочитают традиционные способы, такие как: консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки-передвижки.
Далее нами проведен опрос родителей на выявлении предпочитаемых форм работы, и поставлен следующий вопрос: «Какие формы работы вам наиболее интересны?» (Приложение 9), в результате мы узнали, что (рис. 3):
85% родителей совместную
деятельность в проведении
60 % родителей предпочитают
нетрадиционное собрание
50% открытые занятия с детьми для родителей;
45% участие в работе родительского клуба;
15 % наглядное оформление
стендов совместно с
10% совместные конкурсы;
5% консультации специалистов;
2% индивидуальную беседу.
Рисунок 3 – Формы взаимодействия, предпочитаемые родителями, %
2.3 Результаты опытно-
Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.
2) Практический блок. Задачи этого этапа заключаются в непосред-ственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их запросами.
Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:
- Повышать педагогическую культуру родителей.
- Приобщать родителей
к участию в жизни сада через
внедрение наиболее
Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей. И хотя немаловажную роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые консультации. В то же время, по запросам родителей, мы организуем проведение собраний, в нетрадиционной форме, а именно: круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов и др.; устраиваем педагогический брифинг, педагогическую гостиную, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Также была проведена работа с презентациями. Целью “презентации семьи” является:
Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей