Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_Иванова_кристина.docx

— 367.24 Кб (Скачать файл)

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка. Образовательные программы реализуемые МБДОУ:

1) Программа воспитания и обучения в детском саду для детей раннего возраста «От рождения до школы». Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Взаимодействие воспитателей и семьи, является одной из приоритетных задач МБДОУ, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного (Приложение 1).

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, опытом семейного воспитания. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.

Работа данного блока включает:

- опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение  медкарт, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, буклеты, фотовыставки и т.д.;

- творческие домашние  задания (предлагаются при первом  знакомстве с ребёнком) - заполнить  анкету «Это я», которая поможет  педагогам поближе узнать о  ребёнке; сконструировать домик  «Наш семейный теремок» (предлагаются  заготовки для конструирования  домика, в котором ребёнок вместе  с родителями расположит  фотографии  членов своей семьи); нарисовать  свою ладошку, где на каждом  пальчике мама или папа напишут, как дома называют ребёнка  члены семьи. Такие творческие задания способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям, помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии страничками «Семейного альбома» ребёнка;

- «Занимательные странички»  выпускаются с целью информирования  родителей об учебно-воспитательном  процессе в рамках какой-либо  тематической недели. Из таких  страничек родители узнают об  информации, которая будет предложена  детям, а также рекомендации по  закреплению того или иного  материала;

- в уголках Здоровья  родителям предлагается различная  информация о детских болезнях  и их профилактике в виде  информационных листов, различные  консультации, памятки, буклеты.

Практический блок предполагает практические мероприятия, которые связаны с включением родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, и связанных с развитием детей. Формы и методы работы, используются педагогами ДОУ, зависят от информации, полученной при анализе ситуации первого блока, это:

- мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок, фотовыставок;

- «Мамина (папина) пятиминутка» - мамы или  папы «рассказывают» (оформляют с помощью картинок, рисунков и т.д.) детям или о  своей профессии, или о своих  увлечениях спортом, или о своих  любимых книгах детства и т.д. Такая форма работы способствует  сближению родителей и их детей, способствует воспитанию уважения  детей к родителям, развивает  интерес детей к миру взрослых;

- «Выходной всей семьёй» - педагоги вместе с детьми  готовят приглашения для родителей  на какое-либо семейное мероприятие (поход в театр, в библиотеку,  лыжная прогулка и т.д.). Кроме  того, родителям и детям предлагается  «листок путешественника», где предложены  вопросы, которые можно обсудить  с детьми во время прогулки  или экскурсии, какое-то творческое  задание и т.д.

Показателем ее результативности являются:

- удовлетворенность родителей  работой ДОУ;

- удовлетворенность родителей  характером их взаимодействия  с педагогами и руководителями  ДОУ.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада (в количественных и качественных показателях), базовые данные результативности проделанной работы.

Для определения эффективности совместной с родителями работы, используются опрос или анкетирование, которые проводятся сразу после какого-либо мероприятия. Родители оставляют свои небольшие отзывы о мероприятии, которые оформляются в «Портфолио группы» и иллюстри-руются фотографиями с проведённого мероприятия.

Как показал анализ работы, - такая система сотрудничества с семьёй эффективно способствует формированию у родителей опыта руководства детской деятельностью.

Однако имеются и проблемы взаимодействия, основная из которых - это занятость современных родителей, что не всегда позволяет им находиться рядом с ребенком в важные моменты его жизни. Между тем ранний возраст - период маленьких достижений, именно на этом возрастном этапе ребенок активно развивается и познает окружающий его мир, поэтому участие родителей очень важно для развития малыша, а организация взаимодействия с родителями детей раннего возраста имеет большое значение. Это свидетельствует о необходимости интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, активного включения родителей во взаимодействие с воспитателями ДОУ.

Исследование форм взаимодействия проводилось в 1 младшей группе . Участие приняли 18 родителей детей.

Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя группы и родителя.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, для скоординированной работы воспитателя и родителей мы поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

- выявить предпочитаемые  формы взаимодействия ДОУ и  родителями;

- побуждение родителей  к активному участию в жизни  детского сада;

- формирование у родителей  ответственности за своих детей;

- просвещение родителей  в вопросах воспитания детей  в семье.

 

2.2 Опытно-экспериментальная  работа анализа  взаимодействия ДОУ и родителей  посредством инновационных форм

 

Годовой перспективный план работы воспитателя 1 младшей группы с родителями включает (Приложение 2):

1) Информационно аналитический блок.

В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются:

- сбор, обработка и использование  данных о семье каждого воспитанника;

- выявление их потребностей  в образовательных услугах;

- определение уровня педагогической  культуры,

- выявление возможных  форм взаимодействия.

Для решения поставленных задач нами проведено первое родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад» (Приложение 3).

При работе с родителями детей раннего возраста,  с целью получить наиболее полную информацию по определенным вопросам взаимодействия, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении, в силу возрастных особенностей детей данного возраста, активно используется метод сбора информации – анкетирование родителей.

В первую очередь, нам необходимо иметь чёткое представление, с какой категорией родителей нам предстоит работать. С целью исследования социального портрета родителей воспитанников нами был проведен опрос, с помощью анкеты «Давайте знакомиться».

 

 

 

Рисунок 1 - Социальный портрет родителей воспитанников, %

 

Итоги анкеты следующие (рис. 1): состав семей воспитанников: полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%. Социальный статус родителей: служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников: высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. Таким образом, в целом контингент родителей наших воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, процент полных семей преобладает, 12% составляют мамы – домохозяйки. Более чем в 40% семей один из родителей имеет высшее образование.

Уровень педагогической культуры родителей ребенка определялся нами с помощью анкеты, представленной в Приложении 6. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о необходимости воспитания у них педагогической культуры: 10% - получают педагогические знания из средств массовой информации; 30% - читают педагогическую литературу; 60% семей - получают педагогические знания из жизненного опыта. Кроме того, 20% родителей ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей; 45% - выбрали ответ «скорее нет, чем да» и 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка - 40% семей; не поддерживают другие члены семьи – 20%; испытывают недостаток педагогических знаний - 25% семей; ребенок неусидчив, невнимателен - 15%.

В общем же, полученные данные позволяют сделать вывод, что на момент исследования педагогической культуры родителей, с высоким уровнем составили лишь 15%, со средним - 40%, с низким - 45% (рис. 2).

Рисунок 2 - Уровень педагогической культуры родителей, %

 

Итоги анкеты «Выявление потребностей родителей» (Приложение 7) показали следующее: 7 родителей хотели бы видеть к себе отношение сотрудников ДОУ уважительным; 5 родителей – дружеским, добрым, вежливым; 2 – все устраивает; остальные не ответили на вопрос.

Затем мы проанализировали собственную педагогическую деятельность, без чего нам было бы трудно выбрать подходящие методы взаимодействия и оказалось, что воспитатели на вопрос «Какие формы взаимодействия с семьей вы используете в повседневной работе с родителями» (Приложение 8) предпочитают традиционные способы, такие как: консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки-передвижки.

Далее нами проведен опрос родителей на выявлении предпочитаемых форм работы, и поставлен следующий вопрос: «Какие формы работы вам наиболее интересны?» (Приложение 9), в результате мы узнали, что (рис. 3):

85% родителей совместную  деятельность в проведении детских  праздников и досугов;

60 % родителей предпочитают  нетрадиционное собрание родителей (в форме игрового тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров и др.);

50% открытые занятия с  детьми для родителей;

45% участие в работе  родительского клуба;

15 % наглядное оформление  стендов совместно с родителями;

10% совместные конкурсы;

5% консультации специалистов;

2% индивидуальную беседу.

Рисунок 3 – Формы взаимодействия, предпочитаемые родителями, %

 

2.3 Результаты опытно-экспериментальной  работы

 

Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.

2) Практический блок. Задачи  этого этапа заключаются в  непосред-ственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их запросами.

Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:

- Повышать педагогическую  культуру родителей.

- Приобщать родителей  к участию в жизни сада через  внедрение наиболее эффективных  и предпочитаемых форм работы  с семьей ребенка третьего  года жизни.

Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей. И хотя немаловажную роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые консультации. В то же время, по запросам родителей, мы организуем проведение собраний, в нетрадиционной форме, а именно: круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов и др.; устраиваем педагогический брифинг, педагогическую гостиную, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Также была проведена работа с презентациями. Целью “презентации семьи” является:

Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей