Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_работа_Иванова_кристина.docx

— 367.24 Кб (Скачать файл)

 

2 этап. Планово-прогностический

Цель: Определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников на данном этапе. Прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению.

 

Административная работа

Методическая работа

а) Создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение социального заказа:

  • бюджетное финансирование и привлечение средств
  • кадры (воспитатели по количеству групп, специалисты, в зависимости от вида и приоритетных направлений дошкольного образовательного учреждения)
  • методическое обеспечение: программы, пособия,
  • сотрудничество с ВУЗами,
  • МТБ: предметно-развивающая среда: кабинеты, оформление групповых комнат, центров развития

б) Разработка программы развития учреждения.

а) планирование работы с семьями воспитанников (перспективное, календарное)

б) планирование методической работы с сотрудниками детского сада

в) составление плана индивидуальной работы с детьми и семьями группы риска и одаренных детей

д) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана

 


3 этап. Организационно-методический

Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей и социальной адаптации их в обществе.

Повышение педагогической культуры родителей.

Повышение профессионализма педагогических кадров.

Кадры

Родители

Дети (индивидуальное сопровождение)

  • Просветительская деятельность:
  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
  • формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
  • Организационно-педагогическая деятельность:
  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и практических семинаров, мастер классов и.т.д.);
  • тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагог. советы совместно с родителями, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

  • Просветительская деятельность:
  • наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы, передвижная библиотека (методическая и художественная литература )
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • подготовка к культурно-массовым мероприятиям;
  • совместное планирование;
  • кружковая работа;
  • организация досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги)
  • оформление групп и дошкольного образовательного учреждения, благоустройство территории ДОУ

3. Участие родителей в  управлении ДОУ:

-создание общественной  организации родителей на базе  ДОУ;

- работа родительского комитета

1. Социально-личностное и  познавательное развитие:

  • семья
  • родословная
  • семейные традиции

Результат:

  • формирование полоролевых функций (мальчики и девочки);
  • формирование духовных ценностей (забота о младших и слабых (братья, сестры и т.д.);
  • рисунки на «семей-ные» темы;
  • праздники членов семьи, совместные праздники в ДОУ;
  • оформление семейных альбомов, дневников развития ребёнка;

 

4. Контрольно-оценочный

Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности. Контроль и оценка результатов работы ДОУ и семьи по проектированию будущей судьбы ребенка.

Критерии оценки эффективности работы с семьями воспитанников ДОУ

(по О.А. Зверевой и Т.В. Кротовой)

Изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;

Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

Готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;

Положительные изменения в неблагополучных семьях;

Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

 

Приложение 2

Перспективный план работы с родителями

 

Месяц

Информационно-

аналитический блок

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Познавательный

Досуговый

Наглядно-информационный

Сентябрь

Родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад. Особенности адаптационного периода».

Анкетирование родителей

1. «Социальный паспорт  семьи».

2. Анкета на выявление  потребностей в образовательных  услугах.

3. Анкета на определение  уровня педагогической культуры.

4. Анкета о возможных  формах взаимодействия.

Экскурсии по ДОУ для родителей прибывших детей, знакомство с группой.

Беседы специалистов по адаптации.

 

Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов). Информационный стенд «Подготовка ребенка к детскому саду», «Идем в детский сад. Как облегчить адаптацию?»,

Методическая литература по адаптации.

Раскладушка «Что должно быть в шкафчике».

 

Октябрь

 

Консультация «Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни».

Присутствие родителей на занятиях в группе. Ознакомление родителей с планом работы на год.

День открытых дверей в группе.

Памятки, буклеты:

«Режим дня», «Наши занятия»

 

Ноябрь

 

Семинар-практикум для родителей и воспитателей на тему «Педагогические секреты вашей семьи»

Мероприятие «День матери»

Организация выставки с рассказами о мамах! Оформление выставки с детскими рисунками, папки благодарности,

 

Декабрь

 

Круглый стол «Как знакомить малышей с ценностями здорового образа жизни»

Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок»

«Результаты адаптации. Задачи воспитания детей 3 года жизни»

 

Январь

 

Консультация с элементами практикума «Развитие движений детей раннего возраста»

Спортивный досуг с папами «Вырасту как папа»

Информационный стенд «Советы родителям при занятиях физкультурой дома»

 

Февраль

Родительское собрание

1.«Речь ребенка раннего  возраста»

2. «Пение и речь ребёнка»

(музыкальный руководитель)

Консультации «Познакомим детей с миром книг»

Посещение музыкальной гостиной при библиотеке им. Маяковского

Наглядность:

«Музыкальный киоск», анкеты, папки с играми, настольные игры по развитию речи, музыкально – дидактические игры.

 

Март

   

Совместное проведение праздника «Милые, родные, любимые»

Приглашения, Выставка

 

Апрель

 

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика»

Задачи: помочь родителям  овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и с укрепление здоровья малыша.

     

Май

 

Консультация индивидуально, по результатам среза знаний в рамках реализуемой программы.

Семейный праздник «День именинника»

Приглашение –объявление,

поздравления,

фото детей «Как я вырос!»

Знакомство с результатами итоговой диагностики психо-физического развития (Т.Э. Токаева) и уровня здоровья детей.

Анкетирование родителей (повторное)


 

 

Приложение 3

Родительское собрание

(сентябрь)

Первая младшая группа

Ваш ребенок пришел в детский сад!

Предварительная работа:

Расставить стулья полукругом, подготовить место для выступления родителей.

Сделать памятку для родителей «Первый раз в детский сад».

Оформить стенгазету «Наши малыши».

Дать задание родителям подготовить небольшой рассказ о своейсемье.

Приготовить блюда из творога для дегустации, призы для награждения победителей.

Ход собрания

1.Добро пожаловать!

Заведующий поздравляет родителей с началом посещения детьми детского сада, приглашает на экскурсию, по ходу которой показывает музыкальный, спортивный залы, другие помещения, в которых будут заниматься дети, пищеблок, медицинский кабинет и др., знакомит родителей с сотрудниками детского сада, рассказывает об их обязанностях.

2.Вот мы какие!

Воспитатели показывают родителям стенгазету с фотографиями воспитанников группы и предлагают коротко рассказать о своей семье, характере и привычках ребенка, семейных традициях.

3.Адаптация с улыбкой  или без?

Педагог-психолог знакомит родителей с общими результатами адаптации детей в группе, дает советы и рекомендации по соблюдению единого режима дня, питания в детском саду и дома, приглашает родителей на индивидуальные консультации. Предлагает всем родителям познакомиться с содержанием памятки «Первый раз в детский сад».

4.Значение цвета и формы в организации развивающей среды для детей двух лет.

Воспитатели обращают внимание родителей на цветовое оформление группы, расстановку мебели, ассортимент игрушек. Дают советы по оформлению интерьера детской комнаты дома.

5.И вкусно, и полезно!

Старшая медсестра рассказывает о пользе молочных блюд для здорового развития ребенка, обращает внимание родителей на блюда из творога.

6.Конкурс «Творожное чудо».

Воспитатели предлагают родителям назвать блюда из творога. (Например, сырники, ленивые вареники, творожно-манная запеканка, ватрушка, творожно-морковная запеканка, блинчики с творогом, творожники, сочник и др.). Побеждает тот, кто назовет больше блюд. Победители получают в награду книги по детской кулинарии. Всем родителям предлагается продегустировать блюда из творога, которые готовятся в детском саду.

7.Выборы родительского комитета группы.

Воспитатели разъясняют родителям полномочия и обязанности родительского комитета. Предлагают выбрать родительский комитет группы.

8. Обмен мнениями, вопросы  по теме собрания. Общая фотография на память о первом родительском собрании.

 

Приложение 4

 

Анкета для родителей при поступлении в детский сад

«Давайте знакомиться»

 

Часть 1:

1. Ребёнок:

А) фамилия, имя: _________________________________

Б) сколько лет, месяцев: ________________________________

2. Мать:

А) Ф.И.О. __________________________________________

Б) год рождения: ____________

В) образование, специальность, место работы:_________________

3. Отец:

А) Ф.И.О. ______________________________________

Б) год рождения: ____________

В) образование, специальность, место работы:_____________________

4. Состав семьи (кто постоянно  живёт с ребёнком):

А) взрослые: ___________________________________

Б) дети (возраст):_______________________________

5. К кому из членов  семьи ребёнок наиболее привязан:______________

6. Кто в основном занимается  воспитанием ребёнка:______________

7. Как называете ребёнка  дома: ___________________

8. Есть ли у ребёнка  любимая игрушка: ____________

9. Есть ли у ребёнка  привычки? __________ Какие?________________________

10. Как Вы наказываете  ребёнка и что наиболее действенно:

11. Как Вы поощряете  ребёнка и что наиболее действенно:

14. Ознакомлены ли Вы  с условиями воспитания в детском  саду и режимом дня группы:

16. Были ли резкие перемены  в обстановке, в которой рос  ребёнок: переезды, частые или длительные  разлуки с родителями:_____________

Реакция на них ребёнка: _____________________

17. Какие отношения у  ребёнка с детьми:_____________________

Есть ли трудности (какие): ___________________

18. Что Вас беспокоит  в ребёнке: __________________________

19. Что Вы бы хотели  узнать и какие советы получить  от специалистов ДОУ _________

Часть 2:

1. Общие сведения об  особенностях развития ребёнка  до и после рождения:

а) тяжёлые роды: ____________________________

б) недоношенность ребёнка: __________________

в) травмы во время беременности: _____________

г) патология беременности: ___________________

2. Темп развития ребёнка  в дошкольном детстве:

а) начал ходить с ___________________________

б) появление речи __________________________

3. Соматическое здоровье:

а) хорошее, крепкое здоровье _______________

б) здоровье среднее ________________________

в) слабое здоровье, часто болеет ____________

г) длительные или тяжёлые заболевания, перенесённые в раннем детстве:

4. Наличие факторов риска  в состоянии здоровья матери  и ребёнка:

5. Состояние здоровья  ребёнка к моменту поступления  в данное детское учреждение:

а) перенесённые заболевания: _______________

б) наличие травм, операций: ________________

в) состоит ли ребёнок на учёте у психоневролога или других специалистов:

 

Дата заполнения: ________ Подпись заполнившего _________

Анкета по итогам адаптации для родителей.

 

1. Ф.И. ребёнка _______________________________

2. С  какого времени  ребёнок посещает д/с _______

3. Как Вы считаете, завершился  ли процесс адаптации у Вашего  ребёнка ____________

4. Как Вы считаете, процесс  адаптации у Вашего ребёнка  протекал:

а) легко _______

б) средне ______

в) тяжело ______

5. С какими трудностями  Вы столкнулись или сталкиваетесь  в процессе адаптации

6. Какую информацию Вы  хотели бы получить от специалистов  д/с:

 

 

Дата заполнения: _____________ Подпись: __________

 

 

Приложение 4

Анкета

для выявления уровня педагогической культуры родителей

 

Уважаемые родители!

Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье.

Если соответствующего ответа нет, допишите его.

 

Кто из родителей заполняет анкету? _________________________

Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ___________________

 

1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка:

-слушаете передачи по  радио и телевидению;

-посещаете лекции для  родителей;

-на основе рекомендации  психологов;

-используя жизненный  опыт;

-читаете педагогическую  литературу;

-другое: ________________________

2. Помогают ли Вам эти  знания:

-знания слишком общие;

-не касаются конкретно  моего ребенка;

-даются в сложной форме;

-нет;

-другое: ________________________

3. С какими трудностями  Вы сталкиваетесь в воспитании:

-непослушание ребенка;

-не поддерживают другие  члены семьи;

-испытываете недостаток  педагогических знаний;

-ребенок растет нервным;

-ребенок неусидчив, невнимателен;

-трудностей нет;

-другое: __________________________

4. Какие методы в воспитании  Вы считаете наиболее эффективными:

-поощрение;

-наказание;

-требование;

-убеждение;

-приучение;

-другое: ____________________________

5. Какие виды поощрения  Вы используете чаще всего:

-словесная похвала;

-подарки;

-ласки;

-другое: ___________________________

6. Какие виды наказания  наиболее действенны в воспитании:

-физическое наказание;

-словесная угроза;

-лишение развлечения;

-проявление вами обид;

-другое: ____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

Уважаемые родители!

В целях изучения уровня удовлетворенности качеством предоставления услуг дошкольного образования и выявления потребностей,

просим Вас ответить на следующие вопросы:

 

  1. Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ:

Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей