Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, - оно дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а и осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Вторая глава посвящена современным формам взаимодействия ДОУ с семьей. Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий: осознание цели деятельности каждым участником процесса; обеспечение индивидуального подхода к каждой семье воспитанников; четкое планирование деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.
Проанализировав опыт работы детских дошкольных учреждений с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа с родителями детей.
В третьей главе проведено исследование форм взаимодействия воспитателя и родителя ребенка третьего года жизни, на примере _____________. Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя и родителя.
Взаимодействие воспитателей и семьи осуществляется с использова-нием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
В рамках информационно-аналитического блока, с помощью анкетирования: собраны данные о семье каждого воспитанника; выявлены их потребности в образовательных услугах; определен уровень их педагогической культуры; выявлены предпочитаемые формы взаимодействия.
Опрос родителей на выявление предпочитаемых форм взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ показал, что родители предпочитают совместную деятельность с детьми, практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.
В рамках практического блока на основании результатов, полученных при анализе проблем первого блока проведены мероприятия:
- по повышению педагогической культуры родителей;
- по приобщению родителей к участию в жизни сада на основании выявленных предпочитаемых форм работы с семьей ребенка третьего года жизни.
Для реализации этих мероприятий мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.
Так, по запросам родителей проведено собрание в форме круглого стола, организована педагогическая библиотека для родителей.
С целью организации совместной досуговой и творческой деятельности родителей и детей были проведены совместные занятия и физкультурные досуги.
В рамках наглядно-информационной формы оформлена рукописная книга «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни в нашей семье», выпускались семейные газеты.
Для определения эффективности проделанной работы проведена повторная диагностика, наблюдение за активностью родителей сразу после проведения того или иного мероприятия.
В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных: существенно повысились воспитательные умения родителе, они стали активными участниками выставок и конкурсов, делились опытом семейного воспитания через информационные стенды, принимали активное участие в праздниках и спортивных мероприятиях и т.д.
Кроме того, по итогам адаптационного периода, мы выявили, что в результате активной педагогической позиции родителей - в группе и в семье поддерживается благоприятный микроклимат, и дети легче адаптируются к детскому саду.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Данное исследование позволяет прийти к главному выводу: взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка, готовят ребенка к жизни в современном обществе.
Следовательно, задачи, стоящие перед нами, были выполнены, а цель – достигнута.
Список используемой литературы
Приложение 1
Система взаимодействия с семьей
Цель: создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективной разработки и реализации стратегии развития и образования каждого ребенка.
Содержательные разделы | |||
Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность |
Просветительская деятельность |
Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс |
Участие родителей в управлении детским садом |
Задачи | |||
1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребёнке в ДОУ. 2) Организовать взаимодействие
ДОУ и социума в вопросах
сбора и применения информации
о семье и ребёнке для |
1) Повышать педагогическую культуру родителей: обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией; защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей; формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей. 2) Разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым. |
1) Создать сообщество
единомышленников – родителей, педагогов,
медицинских работников для 2) Осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации. 3) Использовать профессиональные
умения и возможности |
1) Разнообразить формы
и методы включения родителей
в поддержку и развитие 2) Привлекать родителей
к участию в контрольно- |
Система работы предполагает деятельность участников по определённым этапам.
1 этап. Информационно-аналитический и диагностический
Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации: потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
В районе |
В детском саду |
1. Сбор информации о семьях, имеющих детей: -контакты с женскими консультациями, поликлиниками, очередь в Отделе образования района (списки, выход в семью, рекламные проспекты) 2. Распространение информации
о работе детского сада: сайт
дошкольного образовательного 3. Организация работы
школ: «Будущих матерей» и « 4. Изучение сильных и
слабых сторон конкурентов (ДОУ,
школы раннего развития в |
1. Сбор информации о: ребенке:
семье:
потребностях педагогических кадров (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников, выявление общей стратегии взаимодействия с семьями в городе, районе, дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) 2. Анализ информации. |
Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей