Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить методику использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования – интерактивные методы в воспитании младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования – использование интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников способствует сплочению детского коллектива и повышению уровня коммуникативной активности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава I. Теоретический анализ проблемы применения интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников........7
1.1. Научные подходы к проблеме интерактивных методов……………….7-11
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………………………...12-20
1.3. Методика использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников………………………….21-26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников…..27
2.1. Диагностика педагогического отношения к интерактивным методам…………………………………………………………………………...27
2.2. Анализ интерактивных методов………………………….…………….28-41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………..43-44
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Викторова Светлана Юрьевна
Интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников
Специальность: «Педагогика и методика начального образования»
(4 курс, очно-заочная форма обучения)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент
(подпись) Полина
Иосифовна
Зав. кафедрой:
кандидат педагогических наук, (подпись) Александр Ярославович
профессор
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы применения интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников........7
1.1. Научные подходы к проблеме интерактивных методов……………….7-11
1.2. Особенности организации внеурочной
деятельности младших школьников……………………………………………………
1.3. Методика использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников………………………….21-26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников…..27
2.1. Диагностика педагогического
отношения к интерактивным методам……………………………………………………………
2.2. Анализ интерактивных методов……
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение. Актуальность исследования.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского [9, с. 150] (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг.) – Шаталова [17, с. 45], Амонашвили [1, с. 60], Лысенковой [5, с. 18] и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ХХ в. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
В условиях внедрения и перехода на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. В связи с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» [12, с. 13], произошли изменения в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС [15, с. 20-22] включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, учитывая, что они являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности, являются основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Также предлагается приглашать специалистов из учреждений дополнительного образования, учителей-предметников, специалистов, имеющих соответствующую квалификационную категорию, дающую право на реализацию соответствующего направления внеурочной деятельности.
По мнению Д. В. Григорьева [3, с. 124] рекомендуется организовывать следующие виды внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста:
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить методику использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования – интерактивные методы в воспитании младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования – использование интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников способствует сплочению детского коллектива и повышению уровня коммуникативной активности младших школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ педагогического опыта, методика диагностики отношения педагогов к интерактивным методам.
Глава I. Теоретический анализ проблемы применения интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? [2, с. 89-94] В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них — «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.
При обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (в частности, об альтернативной военной службе), судебное решение или документ (фрагмент из Гражданского, Семейного, Трудового, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов). В этом случае учащиеся совместными усилиями будут решать вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам в аспекте защиты прав и свобод человека.
При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. В обществоведческом образовании это особенно актуально, ибо вопросы культурологии, политики, права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.
Информация о работе Интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников