Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить методику использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования – интерактивные методы в воспитании младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования – использование интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников способствует сплочению детского коллектива и повышению уровня коммуникативной активности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава I. Теоретический анализ проблемы применения интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников........7
1.1. Научные подходы к проблеме интерактивных методов……………….7-11
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………………………...12-20
1.3. Методика использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников………………………….21-26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников…..27
2.1. Диагностика педагогического отношения к интерактивным методам…………………………………………………………………………...27
2.2. Анализ интерактивных методов………………………….…………….28-41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………..43-44
Администрации образовательного учреждения необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. По все вероятности, необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.
Создание системы внеурочной деятельности
трудно представить без информационно-технологического
и организационно-управленческого ресурсного
обеспечения. Необходимо регулярно проводить
работу по освоению педагогами современных
и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования,
организации и анализа внеурочной деятельности.
Их арсенал должен пополняться компьютерными
информационно-
На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.
Предметом анализа и оценки могут стать следующие аспекты:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.
Для сбора информации можно использовать специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности (см. образец), который заполняется классным руководителем один раз в четверть (триместр, полугодие). [10, c. 39]
Участие
учащихся __ класса во внеурочной деятельности
в ______________ 2011 года
Фамилия, имя учащегося |
Посещение детских объединений (по направлениям программ дополнительного образования) |
Классные дела |
Внеклассные дела |
Внешкольные мероприятия | ||
Художественно-эстетическое |
Физкультурно-спортивное |
……. | ||||
1. |
||||||
2. |
||||||
3. |
Примечание. В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято выделять такие направления программ дополнительного образования:
1) художественно-эстетическое;
2) физкультурно-спортивное;
3) научно-техническое (техническое творчество);
4) туристско-краеведческое;
5) эколого-биологическое;
6) научно-познавательное;
7) военно-патриотическое;
8) социально-педагогическое;
9) культурологическое.
Корректно заполненная таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности, об активности детей в классных, внеклассных и внешкольных делах (так как в таблице можно использовать цветовые обозначения: зеленый цвет означает позицию организатора дела, желтый – активного участника, красный – зрителя или неактивного участника (пассивного исполнителя).
Составленные классными руководителями таблицы передаются координатору внеурочной деятельности в образовательном учреждении или заместителю директора по воспитательной работе для обобщения и анализа сведений в общешкольном масштабе.
Наряду с анализом включенности детей во внеурочную деятельность важно установить, насколько она соответствует принципам организации. В данном случае принципы могут выступать в качестве критериев анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Поэтому можно использовать следующие критерии:
- гуманистическая направленность деятельности;
- системность организации внеурочной деятельности;
- вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;
- направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;
- ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.
В соответствии с перечисленными критериями необходимо подобрать или разработать соответствующие приемы и методы (методики) анализа и оценивания. К ним можно отнести педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, беседу, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический консилиум и др.
При анализе ресурсов внеурочной деятельности важно выявить существующие недостатки и проблемы ресурсного обеспечения, а также пути и способы их устранения. С этой целью можно составить следующую таблицу [11, c. 71-72]:
Наименование ресурсов |
Недостатки и проблемы ресурсного обеспечения |
Пути и способы улучшения ресурсного обеспечения |
1. Кадровые |
||
2. Информационно-технологические |
||
3. Финансовые |
||
4. Материально-технические |
||
5. Организационно-управленческие |
Разработка концепции УУД в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Согласно новому образовательному стандарту
на протяжении обучения в начальной школе
у учащихся должны быть сформированы следующие
УУД:
• личностные;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные.
Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
К познавательным УУД относятся:
1) овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее выполнения;
2) формирование умения планировать, контролировать,
оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной учебной задачей и условиями
ее реализации; вносить необходимые коррективы
и действия;
3) использование различных способов поиска
информации (в справочных источниках,
у взрослого), ее сбора, анализа; участие
в подготовке проекта, исследовании;
4) использование знаково-символических
средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
5) овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии
с учебной задачей; умением осознанно
строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза. Обобщение, классификация
по родо-видовым признакам, установление
аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений, подведение под
известные понятия;
7) готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность
различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. [13, c. 199-201] С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме: ученик – ученик, ученик – класс, ученик – группа, группа учащихся – класс, анкетирование и др.
С другой стороны, ученик в процессе взаимодействия на уроке с другими учениками, педагогом овладевает системой уже испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса.
Основным источником информации на уроках
в начальной школе является, безусловно,
учебник. Работая с учебником, ученики
учатся понимать условные знаки: «Что
узнаем, чему научимся», «Работаем в паре»,
«Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас-определитель», «Электронное
приложение к учебнику»; учатся воспринимать
и анализировать информацию, выделять
главное, находить причинно-следственные
связи, выявлять достоверную (противоречивую)
информацию, делать обобщение и выводы.
Такие задания по географической карте,
как сравни озера (горы, реки, города и
т.д.) нашей страны, способствуют формированию
необходимых познавательных УУД. Выполнение
практических работ, заданий в тетрадях
с печатной основой формируют и развивают
УУД не только на базовом, но и на продвинутом
уровне.
Начиная со 2-го класса, ученики работают
с дополнительными источниками информации:
учебными пособиями А. А. Плешакова: «Атлас-определитель»,
«От земли до неба», «Зеленые страницы»,
«Великан на поляне» и любой другой справочной
литературой. Уже на этом этапе обучения,
используя работу в парах, стараюсь вовлечь
всех учащихся в активное обсуждение и
решение поставленной задачи.
Начиная с 3-го класса, школьники учатся
составлять компьютерные презентации,
электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме,
делать репортажи. Эффективно проходит
работа в группах по 4-6 человек. Задания
для групп могут быть самые разнообразные:
• Расскажите о нашем городе;
• Расскажите о самой нужной профессии;
• Расскажите, как работают различные
отрасли экономики в нашем крае;
• Составьте меню лицеиста.
Следующая группа заданий
требует от учащихся создание плаката
или памятки:
• Значение домашних животных для жизни
человека;
• Собака – друг человека;
• Кошки в жизни человека;
• Правила друзей природы;
• Правила безопасного поведения на улице
зимой;
• Планета больна (экологические проблемы).
Проектная деятельность – наиболее эффективный
метод формирования УУД. Темы проектов
для учащихся 3-4 классов:
• Фото-рассказ о родном городе;
• Редкие растения и животные;
• Профессии наших родителей;
• Музеи нашего города;
• Рекорды Земли (самая большая река, гора
и др. географические объекты);
• Решаем экологические проблемы: как
защитить океан от загрязнения, как спасти
тропические леса, как избавиться от мусора;
• Культурное наследие (памятники ЮНЕСКО);
• Природное наследие (одно из природных
«чудес» планеты);
• Заповедники России;
• Интервью с историческим персонажем
(Петр I, Екатерина Великая, Дмитрий Донской,
Христофор Колумб и др.).
Урок в форме пресс-конференции также является одним
из самых эффективных интерактивных методов
обучения в моей работе. [18, c. 79-86] Приведу
примеры тем, по которым мы с учениками
проводим пресс-конференции:
• Экологические проблемы нашего края;
• Как сохранить крепкое здоровье?;
• Надо ли спасать болото?;
• Как сохранить леса?.
На канале «Россия – К» уже много лет
идет ток-шоу «Культурная революция».
Формат этой передачи я использую на своих
уроках под названием «Ищем истину». Темы
наших «ток-шоу»:
• Крепостное право на Руси принесло пользу;
• Москву не надо было сдавать Наполеону;
• Реформы Петра I России были не нужны.
Следующая эффективная форма проведения уроков окружающего мира в 4 классе – репортаж с места действия исторического события. Ученики находят видеофрагмент, отображающий историческое событие, а затем берут интервью у участников этих событий. Например, рассказывая о Куликовской битве, репортер берет интервью у Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и других участников Куликовской битвы.
Все вышеперечисленные формы работы могут быть не только подготовленными заранее, когда дети получают задание на дом, собирают материал из разных источников, делают дубли (репетируют), выбирают лучший, но и спонтанными, когда учитель использует эти формы непосредственно на уроке, без длительной подготовки. В этом случае ученикам приходится пользоваться уже имеющимся у них запасом знаний и опыта. Так происходит формирование и развитие УУД на продвинутом уровне.
Для активного и успешного участия младших
школьников в проектах, презентациях и т.п. необходима большая совместная
работа учителя и учащихся не только на
уроке, но и во внеурочной деятельности.
Экскурсии – традиционная форма познания
окружающего мира, но и здесь я использую
приемы интерактивного обучения:
• предварительный сбор информации группой
учащихся (4-6 человек) по теме экскурсии
(до экскурсии);
• ролевая игра (спикеры от каждой группы
исполняют роль экскурсовода и делают
небольшие по времени сообщения о культуре,
истории, искусстве, промышленности той
местности, где проходит экскурсия (во
время поездки на экскурсию);
• конкурс на самый интересный вопрос
экскурсоводу (во время экскурсии);
• конкурс на лучший устный рассказ по
теме «Самый интересный экспонат музея»
(после экскурсии) и т.д.
Различные экскурсии (в природу, музеи города, предприятия города,
другие города страны), проводимые в течение
4-х лет обучения, создают необходимую
базу для дальнейшей работы в классе по
формированию УУД.
Формирование познавательных УУД тесно
связано с формированием и развитием умений
пользоваться Интернетом и цифровыми
ресурсами. Готовясь к урокам окружающего
мира, ученики пользуются текстовым редактором,
выполняют основные операции с текстом,
сохраняют информацию, копируют, передают,
выводят в печать, создают графические
изображения, работают в программе Power
Point, пользуются поисковиками Интернет,
электронными энциклопедиями и справочниками.
Эта работа также проходит в группах, ученики
оказывают необходимую помощь друг другу.
[20, c. 104-109]
Информация о работе Интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников