Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить методику использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования – интерактивные методы в воспитании младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования – использование интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников способствует сплочению детского коллектива и повышению уровня коммуникативной активности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава I. Теоретический анализ проблемы применения интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников........7
1.1. Научные подходы к проблеме интерактивных методов……………….7-11
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………………………...12-20
1.3. Методика использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников………………………….21-26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников…..27
2.1. Диагностика педагогического отношения к интерактивным методам…………………………………………………………………………...27
2.2. Анализ интерактивных методов………………………….…………….28-41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………..43-44
Экспериментальная проверка этой игры свидетельствует о широком возрастном диапазоне ее применения: в нее охотно играют и первоклассники, и старшеклассники. Для первых Том является игрой и поводом для разговора, для вторых — возможностью высказаться о наболевшем.
Конверт дружеских вопросов
«Конверт дружеских вопросов» — свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке.
Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом, равным количеству присутствующих) вопросов: житейско-обыденного, философского, морально-этического, экономического, гигиенического, гастрономического и прочего характера, но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Когда ты разозлишься, то учитываешь ли в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что доставляет тебе счастье?», «Если тебя угощают лакомством, которое ты не любишь, то что ты думаешь и делаешь?».
Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.
Момент передачи «Конверта» может быть обставлен музыкально.
Видоизмененный вариант «Конверта дружеских вопросов» с успехом используется во время чаепитий, «огоньков» и «русских посиделок»: на стол для каждого гостя кладется карточка или открытка с вопросом, перевернутая текстом вниз. Поочередно участники прочитывают вопрос, отвечают. Это служит хорошим началом духовного общения за столом.
В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы отпечатываются на карточках для сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны.
«Конверт дружеских вопросов» может быть использован и при организации учебной деятельности группы, когда проводится зачет, коллоквиум, фронтальная проверка готовности детей к изучению новой учебной темы.
Вариации использования этой формы бесконечны, методические модификаций беспредельны.
Исключаем лишь одну вариацию, ныне практикуемую некоторыми педагогами, а именно «Конверт откровений». Мы полагаем, что детей следует учить сдержанности, нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка, устраивать «душевный стриптиз». Не может быть «откровенности» в большой аудитории, где присутствуют двадцать—тридцать человек. Помимо запрета тем «Зарплата», «Болезнь», «Возраст» и «Интимные отношения», который накладывает современный этикет, существует негласное нравственное предостережение: не спрашивать о сокровенном, не выслушивать тайн, секретов и не провоцировать распахнутость души.
«Конверт дружеских вопросов» — это дружеское приглашение к обсуждению вопросов жизни, поведенческих и отношенческих проблем. Не более того.
Одна из модификаций отличается тем, что карточки в «Конверте» содержат не вопросы, а недописанные фразы, отражающие какую-либо ситуацию в жизни человека: «В свой день рождения я обычно...», «Если у меня плохое настроение, а ко мне пришел друг...», «Иногда утром я просыпаюсь с чувством...», «Когда мне бывает особенно одиноко, я обычно...», «Когда я вспоминаю свое раннее детство, то особенно ярко...», «Когда мне в общественном транспорте наступают на ногу...» или «Очень часто на вечеринке я оказываюсь...». Разумно в таком случае назвать «Конверт» иначе — «Конверт жизненных ситуаций» или «Конверт дружеских общений».
Калейдоскоп [19, c. 203]
Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила. И мы, осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, ибо знали — он не повторится, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас порадовало и наших друзей.
Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игрушки (они становятся нашим прошлым), но мы не забываем счастливых минут, когда,, восхищаясь, открывали для себя мир, представший перед нами во всем своем многообразии, как узоры калейдоскопа.
В школьном возрасте во время игры у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обмениваться впечатлениями. Учитель может и должен применять эти умения в своей воспитательной работе с ними.
Для того чтобы помочь ребятам войти в игру, можно использовать калейдоскоп (или какую-либо символическую трубку). Здесь все будет зависеть от того, какое вступление сделает педагог, вручая этот немного волшебный предмет ученикам.
Через маленькое отверстие этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, кадры любимых кинофильмов. Можем побывать в театре, на выставках и концертах, встретиться с интересными людьми, отправиться в путешествие, слетать на другие планеты. Калейдоскоп поможет вспомнить забавные истории и посмотреть на самих себя со стороны, когда мы находимся дома, в школе или гуляем во дворе.
Калейдоскоп передается из рук в руки. Заглядывая в его глазок и любуясь пестрым, многоцветным и фантастическим рисунком, дети поочередно сообщают, что им привиделось за чудесными узорами. Они говорят: «Я вижу...», или «Мне кажется...», или «Я сразу вспомнил...». Но они имеют право сказать и следующее: «Я ничего не вижу, кроме цветных стеклышек» или «Я вижу сменяющие друг друга мозаичные картины».
Педагог первым «заглядывает» в волшебную трубу или просит это сделать кого-то из ребят (важно, чтобы первым учеником оказался тот, кто умеет свободно высказывать свое мнение в присутствии аудитории). Пример сверстника, сам калейдоскоп, занимающий руки, и возможность «спрятаться» за него (т.е. говорить как бы не от своего имени) — все это снимает психическое напряжение ребят, и они открываются друг перед другом в этом игровом общении.
Иногда дети все же могут останавливаться в замешательстве, не зная, кому передать эстафету. Педагог помогает такому ребенку, предлагая подойти к тому, чье мнение ему лично небезынтересно.
Передавая калейдоскоп, ученики порой увлекаются: мальчики отдают его мальчикам, а девочки — девочкам. В этом случае учителю необходимо тактично напоминать ребятам, чтобы они проявляли галантность по отношению к девочкам, а те, в свою очередь, не обходили вниманием мальчиков.
Впечатления, которыми делятся дети (а такая возможность должна быть предоставлена каждому), наполненные содержанием или состоящие всего лишь из одного предложения, ценны сами по себе, так как духовное усилие совершается ребенком не только в момент собственного высказывания, но и во время обдумывания суждений товарищей. Поэтому здесь неуместны такие реплики учителя, как «Хорошо», «Правильно», «Неправильно», «Молодец» и т.д. Нужно также избегать и общих оценочных выводов по окончании подобных мероприятий.
Завершая калейдоскоп, следует поблагодарить всех участников за высказанные мнения, и нет ничего страшного в том, если в первый раз он «покажет» нам то, что мы еще не умеем делать (понятно изъясняться, выслушивать других, проявлять заботу не поучая и т.д.), — все равно будет результат: с одной стороны диагностирующий уровень воспитанности, а с другой — позволяющий планировать дальнейшую работу с детьми.
Маски
С целью развития детского воображения, развития коммуникативных навыков и умений могут быть использованы игры, в которых ребенок поставлен перед необходимостью принять на себя роль того или иного; неодушевленного предмета, явления, с которыми ребенку уже доводилось вступать во взаимодействие в своей жизни. Использование этих форм работы особенно важно в процессе формирования таких умений, как умение «активного слушания» собеседника, умение поставить себя на место партнера по общению. Цель подобного рода предметных и ролевых игр — «одухотворение», «очеловечивание» предметов и явлений окружающего ребенка мира. В ходе собственных монологов от лица «Старого дедушкиного зонта», или «Маленького привидения, живущего на школьном чердаке», или «Первой весенней бабочки» ребенок развивает свою творческую индивидуальность, наделяет хорошо известные ему предметы и явления новым смыслом. Очень помогает при организации ролевого взаимодействия детей игра в «Театр вещей». Роли папы, бабушки, учителя, ученика дети придумывают сами и сопровождают свой рассказ манипуляциями овощами («Конфликт овощей»), вязальными клубками, спицами («Говорящие клубки»), варежками и перчатками («Путешествие в Антресолию», «О чем рассказали перчатки») и т.д.
Остановимся подробнее на организации такой формы работы с детьми, как «Карнавал масок». Педагог рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего нас предметно-вещного мира, о необходимости формирования умения замечать в обыденных вещах и явлениях присутствие личности создателя, конструктора той или иной конкретной вещи, присутствие многих и многих людей, вступавших во взаимодействие с этим предметом. В ходе беседы можно обсудить удивительные сказки-притчи X. К. Андерсена «Трубочист и пастушка», «Старый газовый фонарь», «Кусок свиной кожи», «Стойкий оловянный солдатик». Задача этой предваряющей игру беседы: 1) расширение личностных смыслов участников игры, 2) изменение мотивационных установок, направленных на восприятие предметов и явлений окружающего мира, придание им новых смыслов (чашка — это не только сосуд для чая или кофе, но и память о бабушке, подарок и т.д.), 3) демонстрация опыта одухотворения предметов и явлений, которым обладают другие люди (писатели, поэты), 4) рефлексия своего опыта «одухотворения» предметно-вещной среды. Затем педагог раздает участникам игры карточки с краткой описательной характеристикой предметов («Майская гроза», «Первый снег», «Портфель первоклассника в конце учебного года», «Старая школьная парта», «Радуга» и т.д.). Исполнителей ролей может быть 6—8—10 человек (четное количество).
1-й этап игры — Монологи. Необходимо за 30—40 с рассказать (очень кратко!) историю жизни данного предмета или явления. 2-й этап — Диалоги. Ведущий предлагает вступить в диалог 2 участников игры. Задача: достигнуть ролевого взаимодействия, выслушать партнера по общению и, если в этом есть необходимость, оказать поддержку, помочь. 3-й этап — Мультилог. Общее обсуждение темы.
Заключение
Теоретический анализ литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы:
Список литературы
Информация о работе Интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников