Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить методику использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования – интерактивные методы в воспитании младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования – использование интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников способствует сплочению детского коллектива и повышению уровня коммуникативной активности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава I. Теоретический анализ проблемы применения интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников........7
1.1. Научные подходы к проблеме интерактивных методов……………….7-11
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………………………...12-20
1.3. Методика использования интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников………………………….21-26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников…..27
2.1. Диагностика педагогического отношения к интерактивным методам…………………………………………………………………………...27
2.2. Анализ интерактивных методов………………………….…………….28-41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………..43-44
Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов в организации внеурочной деятельности младших школьников
2.1. Диагностика педагогического
отношения к интерактивным
Для рассмотрения педагогического отношения к интерактивным методам мною была проведена методика неоконченного предложения для учителей начальных классов в Государственном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 252 в Северо-Восточном административном округе города Москвы.
Методика неоконченного предложения для учителей начальных классов.
Смотрите Приложение.
2.2. Анализ интерактивных методов
В двух классах мною была проведена анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой [4, с. 91-100] и тест: «Знает ли ребёнок школьные правила или что такое школа?». [16, с. 261-265]
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Смотрите Приложение.
ТЕСТ «Знает ли ребёнок школьные правила или что такое школа?»
Тебе необходимо закончить (продолжить) предложение.
Смотрите Приложение.
Игры по методике Н. Е. Щурковой. [22, с. 52-55]
Предлагаю — выбираю
Групповое дело под названием «Предлагаю — выбираю» («Предложи помощь») учит в игровой форме умению слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, интонацию, мимику, жесты и действие как выражение личностного «я», вступающего с другим человеком в контакт.
В период повышенного интереса к рынку и финансовой стоимости жизни, когда понятие «предлагаю» наполнилось узкоматериальным содержанием, а слово «выбор» приобрело ограниченно «базарное» значение, необходимо ввести в сферу внимания наших детей духовный выбор как поведенческий акт и поведенческий акт как духовное взаимодействие.
Первоначальный вариант игры «Предлагаю помощь» состоял в следующем: один из играющих сообщает о личной жизненной проблеме, стоящей перед ним, а другие поочередно предлагают ему свою помощь. Надо выбрать один из вариантов предлагаемой помощи, подойти, протянув руку, и произнести: «Я выбираю твою помощь».
По мере расширения практики игры она модифицируется, приобретает игровой азарт и мобильный характер, столь импонирующий подросткам: те, чью помощь избирают, составляют группу для так называемой «суперигры», когда воспроизводится содержание, но «субъектом проблемы» выступает любой человек из зрителей, а затем в третьем, завершающем туре игры — «супер-суперигры» — претенденты на звание «умеющего предложить помощь» ставятся в ситуацию реальной проблемы «здесь и сейчас» и предложение помощи и ее реализация должны произойти тут же, на глазах зрителей. Нарисуем мизансцену игры:
Группы «предлагающих помощь» сменяют друг друга. «Субъекты проблемы» пересаживаются на стул вперед, чтобы, оказавшись на первом стуле, сообщить о своей трудной проблеме. Для детей, впервые играющих в эту игру, рекомендуется заготовить на карточках воображаемые проблемы, например: «У меня пропала собака...», «Я не умею плавать», «Я поссорилась с родителями», «Я потерял библиотечную книгу»...
В дальнейшем надобность в таких карточках отпадет. «Субъекты проблемы» самостоятельно формулируют проблему, реальную для данной личности либо придуманную.
Привлекательной стороной игры выступает отсутствие лица, стоящего над игрой и выдающего «сверху» свои судейские оценки. Здесь оценочные суждения производят играющие в момент выбора помощи. Чтобы такой выбор сделать, игрокам необходимо быть предельно внимательными, и, чтобы понять выбор и его оценить, зрители тоже поставлены в положение максимального внимания. Все присутствующие проигрывают мысленно индивидуальный выбор, таким образом упражняясь в умениях «слушая — слышать», «глядя — видеть», «общаясь — воспринимать».
Очень важно сохранить определенный темпоритм игры. Об этом должен позаботиться ведущий. Тщательно следует продумывать «проблемы» особенно для третьего тура, когда игрокам, попавшим в «супер-суперигру» предлагается возможность оказать человеку здесь и сейчас немедленную помощь.
В заключение советуем подчеркивать, что тот, кто умеет предлагать помощь, не всегда умеет ее оказывать, что, разумеется, в отношениях людей оказывать помощь важно, но тем не менее предлагать ее тоже надо уметь.
Существует множество вариаций игры «Предлагаю — выбираю»: помимо «помощи» дают совет относительно «поведения» («Я попал в ситуацию...»), предлагают род занятий («У меня вдруг появилось свободное время...»), придумывают подарок («Я хочу подарить на праздник...») и т.д.
По секрету всему свету
В настоящее время в школе известны и широко практикуются разнообразные формы общения ребят с аудиторией: «Открытый микрофон», «Свободная трибуна» и др. Однако подобные мероприятия в большей степени рассчитаны на старшеклассников, которые уже могут логически изъясняться и свободно держаться во время выступления. Малышам же это дается сложнее: они путаются в мыслях, не знают, с чего начать и куда деть свои руки.
Раскрепощение детей обычно происходит, когда они играют со своими куклами, машинами, и это манипулирование предметами, переключение внимания на игрушки снимает психологический зажим, дети общаются со своими сказочными героями как с живыми, ведут с ними серьезные диалоги.
Можно воспользоваться в работе со школьниками этой замечательной особенностью игры для развития у них коммуникативных способностей. В таком случае «введем» в группу сказочный персонаж или просто игрушку. Например, маленького слоненка по имени Том. Зовут его так потому, что он приехал издалека, а там подобные имена широко распространены. Слоненок этот необычный: у него большие цветные уши, и поэтому он очень любит слушать, когда ему что-то рассказывают. Кроме этого, у Тома, наверное, из-за того, что он еще совсем маленький, а хочет поскорее все узнать, есть длинный и любознательный нос-хоботок. Единственное, чего нет у Тома, так это рта, поэтому он прекрасно хранит тайны.
С методической точки зрения такое представление детям игрушки необходимо, так как в этот момент педагог, показывая свое отношение к игре, сам становится ее соучастником, задавая при этом стиль и характер общения с игрушкой. Педагогу нужно предусмотреть, чтобы игрушка, которой он будет пользоваться, была приятной осязательно, так как дети передают ее из рук в руки.
В зависимости от избираемой темы разговора находится количество участников этой игры, они располагаются кругом (сидя или стоя), чтобы иметь возможность видеть друг друга.
Первое обращение к игрушке может задаваться учителем в виде некоего условия игры: «Знаешь, Том...», «Только тебе, Том, я и могу сказать...». Если и такое игровое обставление коммуникативного тренинга вызывает затруднение у некоторых детей, тогда педагог предлагает посекретничать с Томом «на ушко».
Том (или какая-либо другая игрушка) может использоваться преподавателем и непосредственно на уроке. Здесь ему отводится особое место, откуда бы он мог все видеть и слышать. Учителю и ученикам разрешается во время урока подходить к Тому и говорить с ним о наболевшем, о трудностях, о своем состоянии на уроке. Например, учитель: «Знаешь, Том, я не ожидал, что...»
Появление в классе такого стороннего наблюдателя предоставляет учителю большие возможности организовывать свою коррекционную деятельность и высказывать педагогические оценки в адрес детей опосредованно через Тома. Например, подойдя к нему во время урока, педагог говорит: «Знаешь, Том, я всегда так переживаю, когда в классе становится шумно. Может быть, это потому, что материал такой сложный, не все еще в нем разобрались и переспрашивают друг у друга?» Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается учениками как оценка, но корректирует поведение детей и сохраняет позитивное отношение к учителю и его требованию.
Информация о работе Интерактивные методы в организации внеурочной деятельности младших школьников