Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Преподавание русского языка в средней школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................... ……………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
1.1. Применение алгоритмов для формирования орфографической зоркости у учащихся…………………………………………………………………………….7
1.2. Алгоритмизация обучения…………………………………………………….14
1.3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии……………………..18
Выводы по первой главе…………………………………………………………..25
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………… . 27
2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………………………..27
2.2 Условия, методы и методики исследования………………………………. 28
2.3.Анализ полученных результатов…………………………….................... 31
Выводы по второй главе...................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................. 45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

курсалгоритм.docx

— 175.81 Кб (Скачать файл)

специально подобранные слова и тексты,  запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания,  предложения или  выборочные слова).

     3.Этап сокращения операций.

     На этом этапе происходит процесс  автоматизации навыка: некоторые  операции совершаются параллельно,  некоторые -  интуитивным путем,  без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит не одновременно и разными путями у разных учащихся.

     Своевременному свертыванию  алгоритма  способствуют сокращенные комментарии  и образцы.  Комментарии эффективны  тогда,  когда скрывают  в  себе стройную логическую систему,  когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.

     Проблемы работы с обобщающими  алгоритмами примерно те же.

     Для улучшения усвоения модели  алгоритма существуют специальные  приемы:

     1) выполнить  дома упражнения  по алгоритму и постараться  запомнить последовательность операций;

     2) письмо  с  использованием алгоритма  без схемы,  одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них;

     3) вопросы учащихся типа: "что  будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?

     Вспомогательный алгоритм (формирование  грамматических  понятий)  не требует  особых приемов работы.  Они  просты и усваиваются без наглядных схем и карточек.  Строятся они  на  основе  анализа грамматического  значения  и  грамматических форм слова.  Сначала идет различение слов по значению (предмет:  кто?  что?). Одновременно    практические  навыки в определении грамматических форм: число (один-много), лицо (я, ты, он) и т.д. Потом алгоритм на определение частей речи:

     1) Установи связь слов.

     2) Что обозначает слово?

     3) Что обозначает его окончание (суффикс)?

     4) Как изменяется слово?

     5) На какие вопросы оно отвечает?

     Система работы по алгоритмам  предполагает, прежде всего, овладение алгоритмами поиска. Существуют алгоритмы курса, которые охватывают  все изученные правила орфографии,  указывают на главные типы орфограмм и обязывают учащихся к всесторонней проверке текста. Каждый пункт этого алгоритма развертывается в самостоятельный алгоритм поиска,  те,  в свою очередь, иногда тоже распадаются на алгоритмы поиска.

     При использовании такого алгоритма  могут быть следующие  упражнения:

     1) направленный,  или выборочный,  орфографический разбор  с различными задачами:

     - обозначить соответствующими цифрами  все  орфограммы  прямо под строчками;

     - обозначить орфограммы выборочно (например, лишь с цифрами 3,4,5);

     -  комментированное  письмо  с  одновременным   обозначением цифрами соответствующих орфограмм;

     - упражнение  с  записью  слов  по  рубрикам  или  строчкам, соответствующим пунктам этого алгоритма.

     Важно, чтобы в составлении алгоритма  участвовал весь  класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.[12, c.34]

     "Обучаясь письму, таким образом, ученик каждое слово анализирует фонетически и по составу. Это приучает его замечать все виды орфограмм, обнаруживать, где надо писать, как слышишь, где проверять  правилом,  где  зрительно или на слух вспоминать написание.

Особенно полезны такие упражнения для среднеуспевающих  и отстающих учеников" [13,c.23].

     Таблицы с успехом могут заменить  более экономные графические

средства:

     - точки; 

     - стрелки;

     - вопросы;

     - опорные слова;

     - буквенные обозначения,

     представленные перед  контрольными  словами,  после них и на полях. В результате темпы работы ускоряются.  Но перейти к  построчной  форме фиксации нельзя,  прежде чем учащиеся не овладеют навыками четкой мыслительной деятельности.

                                            Выводы по главе.

1. Использование алгоритмических предписаний – один из методов, где выражается репродуктивная деятельность учащихся.

2. Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения.

3. Появление  идей программированного обучения  привело к необходимости явного  выделения в содержании обучения  учебных алгоритмов (их часто  называют алгоритмическими предписаниями). Учебные алгоритмы служат предметом  усвоения для учащихся, а часто  и средством обучения, показывающим какие действия и в каком порядке должны выполнять учащиеся, чтобы усвоить знания.

4. Выявление или  построние в содержаниии и  процессе обучения алгоритмов  и представления их в какой-либо  форме пошаговой программы деятельностью  учения или преподавания называется  алгоритмизацией обучения. В деятельности  учащихся в прцессе учения  и учителей в процессе преподования  можно различать два принципиально  различных способа решения возникающих  в этих прцессах задач: алгоритмический. Когда субъект выполняет свою  деятельность в соответствии  с известным ему алгоритмом, определяющим  четкую последовательность элеметнатрных  для данного субъекта операций  по решению любой задачи из  класса; эвристический, когда главная  составная часть его деятельности  состоит в поисках плана или  метода решения данной задачи. Как правило эти два способа  деятельности в обучении не  различаются и осуществляются  в совметном едином процессе.

5. Психологическое  значение алгоритмизации обучения  состоит в том, что она способствует  явному различению учащимися  содержательной и операциональной  сторон изучаемых знаний и  овладению общим способом решения  широкого класса задач, а также  явному выделению из процесса  овладения умственными действиями  ее ориентировочной основы, благодаря  чему значительно повышается  эффективность обучения.

 

2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ АЛГОРИТМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

2.1. Характеристика базы и выборки исследования

       Существует множество таблиц – сводных правил, справочных материалов в методической литературе, всевозможных «подсказок», различных пособий по русскому языку. Задача учителя научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка. Наша задача – существенно повысить уровень грамотности ребят. Этому, помогают алгоритмы.

     Выявление уровня организации работы по формированию орфографической зоркости младших школьников с помощью алгоритмов проводилось с учащимися школы МБОУ ООШ с.Чемодурово Азнакаевского района Республики Татарстан в 4 классе в составе 9 человек, из которых 5 девочек и 4 мальчика. Средний возраст испытуемых составляет 9-10 лет.

Таблица 1

Социально – демографическая характеристика выборки исследования

Характеристика выборки

4

Количество испытуемых

9 человек

Пол

5девочек

4 мальчика

Возраст

9-10лет

Тип учебного заведения

Средняя общеобразовательная школа

Тип учебно-воспитательной программы

Традиционная программа

Профессиональная принадлежность семьи

Рабочие- 70%

Домохозяйки-25%

Пенсионеры-5%

Социальное положение

50% (5семей) малообеспеченная семья

Полная семья

77%

(7семей)

Неполная семья

23% (2семьи)


 

                      2.2. Условия, методы и методики исследования

Практическая часть исследования была проведена в муниципальной школе с.Чемодурово Азнакаевского района Республики Татарстан, с участием 9 учащихся начальных классов.

Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании орфографической зоркости учащихся начальной школы в учебной деятельности, используя алгоритмы на уроках русского языка, учитель достигает высокой результативности, так как выполнение предписанных действий, приводит к правильному выбору орфограммы; массовости – алгоритм может быть применён к ряду слов, написание которых предполагает применения данных правил.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Для исследования были использованы следующие методики: тестирование и наблюдение.

С целью проверки гипотезы, выдвинутой в нашей работе: использование алгоритмов на уроках русского языка будет способствовать формированию орфографического самоконтроля у младших школьников, если учителя начальных классов:

— диагностируют уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;

— применяют методы, приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников;

— используют различные алгоритмы;

Была проведена следующая экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.

Констатирующий этап включал:

проведение теста, направленного на определение уровня сформированности орфографической грамотности учащихся 4 класса на начало опытно – экспериментальной работы.

Для того чтобы узнать, как ученики усвоили правила, знают ли они те или иные орфограммы был проведен предварительный тест.

1.Перечисли слова, в которых нужно вставить букву Ъ: (Цель: проверить умение правописания разделительного ъ).

2. Выбери слова, в которых нужно вставить букву Ь: (Цель: проверить умение правильно писать слова с Ь знаком и разделительным Ь)

3. Найди слова с непроизносимыми согласными: (Цель: проверить умение правописания слов с непроизносимыми согласными).

4. Впиши по порядку пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово. (Цель: проверить умение правописания слов с безударной гласной и умение подбирать проверочное слово).

   5. Укажи  глаголы,  у  которых  в  окончании пишется  - е: (Цель: проверить знание правил правописания безударных личных окончаний глаголов)

  6. Выбери раздельные написания: (Цель: проверить написание слов с предлогом).

7. Укажи существительные с окончанием  – е: (Цель проверить умение писать безударные окончания существительных). (Приложение А)

Эти задания оцениваются по трех бальной шкале.

3 балла – правильно выполнено  задание;

2 балла – допущена одна ошибка;

1 балл – допущено две ошибки»

0 баллов – не приступил к  выполнению задания, задание не  выполнено, три ошибки.

На основе анализа результатов работ детей, было выявлено три уровня орфографической грамотности: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню формирования орфографической грамотности, относятся дети, которые не допустили ни одной ошибки, допустили одну ошибку. Средний уровень предусматривает наличие не более трех ошибок в тексте, низкий уровень предусматривает наличие 5 и более ошибок.

После проведения теста нами были получены следующие результаты:

Высокий уровень у 2 человек (23%), средний уровень у 4человек (44%) и низкий уровень у 3 человек (33%). Оценивая уровни орфографической грамотности, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем является средний, представленный почти половиной класса – 44%, на втором месте низкий зафиксированный у 33%, на последнем уровне высокий, отмеченный у 23%. (Приложение Б)

Обобщенные данные по результатам проведенного теста, направленного на выявление уровня формирования орфографической грамотности младших школьников представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 2 − Результаты уровни формирования орфографической грамотности на начало опытно – экспериментальной работы

 

Количество учащихся

%

Высокий

2

23

Средний

4

44

Низкий

3

33

     
     

 

 

Рисунок 1 − Результаты уровня формирования орфографической грамотности на начало опытно – экспериментальной работы

Исследование уровня орфографической грамотности показало, что уровень орфографической грамотности не очень высок.

    Делая качественный анализ написания теста учениками, можно отметить, что наибольшее количество ошибок было допущено учениками при написании безударных гласных в корне, при написании непроизносимого согласного в слове. Также были допущены ошибки в определении слов с Ь знаком обозначающим мягкость и Ь знак разделительный. Многие ученики затруднялись в написании безударных окончаний существительных и личных окончаний глаголов.

Информация о работе Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе