Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Преподавание русского языка в средней школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................... ……………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
1.1. Применение алгоритмов для формирования орфографической зоркости у учащихся…………………………………………………………………………….7
1.2. Алгоритмизация обучения…………………………………………………….14
1.3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии……………………..18
Выводы по первой главе…………………………………………………………..25
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………… . 27
2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………………………..27
2.2 Условия, методы и методики исследования………………………………. 28
2.3.Анализ полученных результатов…………………………….................... 31
Выводы по второй главе...................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................. 45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

курсалгоритм.docx

— 175.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ А

                                                    Т  Е  С  Т  Ы

Задания, вошедшие в проверочную работу

1. Перечисли слова, в которых нужно вставить букву Ъ:

1. здоров…е                                              6. раз…езд

2. с…едобные                                           7. об…яснение

3. обез…янки                                            8. в…юга

4. ноч…ю                                                  9. по…ём

5. ненаст…е                                              10. вз…ерошенный

Ответ: 2, 6, 7, 9,10.

2. Выбери слова, в которых нужно вставить букву Ь:

1. сол…ю                                                   6. л…ётся

2. б…ёт                                                      7. суд…я

3. в…ехали                                                8. с…ёмка

4. об…явление                                          9. от…езд

5.солов…иный                                         10. под…ёмник

Ответ:1, 2, 5, 6, 7.

3. Найди слова с непроизносимыми согласными:

1. лес…ница                                               6. прекрас…ный

2. учас…ник                                               7. праз…ничный

3. запас…ливый                                         8. ярос…ный

4. яс…ный                                                  9. чес…ный

5. опас…ный                                              10. ужас…ный

Ответ: 1, 2, 7, 8, 9.

4. Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово

л…сок - з…мля - в…да - тр…ва - гр…бы –

                 

 

 

5. Укажи  глаголы,  у  которых  в  окончании пишется  -е:

1. дар...шь                                                 

2.свет...шь                                           

3. став...шь                                         

4. помога...шь                                            

5. понима...шь                                     

6. утеша...шь                                             

7. встреча...шь                                          

8. танцу...шь                                                

9. барабан...шь                                        

10.ход...шь                       Ответы: 4, 5, 6, 7, 8.

6. Выбери раздельные написания:

1. (из)учать                                                 6. (в)ставить

2. (в)тетради                                               7. (к)другу

3. (с)братом                                                8. (к)олечко

4. (из)дома                                                  9. (на)мазать

5. (с)бежать                                                10. (на)обед

Ответы: 2, 3, 4, 7, 10.

7. Укажи существительные с окончанием  –е:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремн... (1),

С цифрой пять на медной бляшк... (2),

В синей форменной фуражк... (3)?

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит

Шагает быстро мистер Смит

В почтовой синей кепк... (4),

А сам он вроде щепк... (5).

Вместо шапк... (6) на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатк... (7)

Натянул себе на пятк... (8).

Трещит в зол... (9) картошка.

Мальчик на ослик... (10) ехал верхом.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 9, 10.

                          ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Учет усвоения знаний учениками 4 –го класса

отлично

хорошо

удовлетворительно

1

+

   

2

 

+

 

3

 

+

 

4

 

+

 

5

 

+

 

6

   

+

7

+

   

8

   

+

9

   

+


 

             

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тема урока: «Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях имен существительных».

  Этот урок занимает центральное место в теме. На предыдущих уроках учащиеся «открыли» способ проверки ОСП в окончаниях существительных. Зафиксировали его в таком виде:                                   

Слабую позицию в окончании проверяют по сильной позиции в таком же окончании.


В результате исследования были найдены имена существительные, в окончаниях которых гласные всегда находятся под ударением: гора, кот (стол, окно), цепь. Учащиеся выяснили, что для проверки достаточно подставить нужное из этих слов в текст и посмотреть на окончание. Но пока открытый способ не  представлен в виде четкого алгоритма, большинство детей будет испытывать трудности в его применении.

Задачи данного урока: выяснить причины типичных ошибок при проверке орфограмм в окончаниях  существительных, составить и зафиксировать алгоритм способа, использовать созданный алгоритм для решения орфографических задач.

Ход урока.

1. Самостоятельная работа. Учитель раздает детям карточки и просит прочитать словосочетания:

просил о помощ_                         лежит в портфел_

растет на болот_                          пришёл без тетрад_й

жить у дедушк_                           с веселой песн_й




 

 

 

 

Учитель: В какой части слова пропущены буквы?

Ученики: В окончаниях имен существительных.

Учитель: Каким способом их можно проверить?

Ученики: Нужно подставить слово с таким же набором падежных окончаний и посмотреть, какая буква будет в сильной позиции.

Учитель: Вставьте буквы на месте пропусков, укажите способ проверки в скобках.

    Пока  ученики выполняют работу, учитель проходит по классу и, выбирая ошибочные варианты проверки, выносит их на доску. Если в данной работе какая то из типичных ошибок не проявилась, ее можно создать искусственно. В конце работы вариант на доске выглядит следующим образом:

просил о помоще (о горе )                  лежит в портфели   ( в цепи )      

растет на болоте   ( на окне )              пришёл без тетрадей ( без цепей )

жить у дедушк? ( у стола )                с веселой песной ( с горой )

2. Проверка результатов работы.

Учитель: Я записала на доске некоторые варианты проверок из ваших работ. Согласны ли вы с такими способами? (Ученики оценивают каждый вариант знаками «+» или «−». В случае разногласий необходимо выяснить, каким способом действовал ребенок, и в чем причина ошибки).

  - просил  о помоще (о горе )

 Ученик: У слов «помощь» и «гора»  разные наборы падежных окончаний, потому что у слова «гора»  в начальной форме окончание  –а, а у слова «помощь» нулевое. Нужно было проверять словом «цепь»: просить о цепи, пишется буква и.

  - жить  у дедушк? ( у стола )

Учитель: Почему не вставили букву?

Ученик(1): «Дедушка» − существительное мужского рода, я подставил слово «стол». В сильной позиции буква а, но в слове «у дедушк_» нужно писать и или е. Ученик (2): Мы  же исследовали  существительные мужского рода с окончанием  –а, у них набор падежных окончаний как у слова «гора»: жить у горы, значит нужно писать жить у дедушки.

  - лежит  в портфели  ( в цепи )

Учитель: Почему вы не согласны со способом? У слов «портфель» и «цепь» в начальной форме нулевые окончания…

Ученик: Но у этих слов разный род. А у существительных мужского рода с нулевым окончанием и у существительных женского рода с нулевым окончанием разные наборы падежных окончаний. Проверять нужно было словом стол: лежит в столе, пишется буква е.

  - с веселой  песной ( с горой )

Учитель: В чем ошибка? У этих слов тоже разные наборы падежных окончаний?

Ученик: Проверочное слово выбрано верно. Но в сильной позиции буква о, а в слабой нужно написать букву е. Ученик, наверно, букву вставил, а то, что получилось, не прочитал.

3. Составление алгоритма проверки  орфограмм слабых позиций в  окончаниях имен существительных.

Учитель: В каких случаях могут возникать ошибки при проверке орфограмм в окончаниях существительных?

Ученики: Если не определить род или не посмотреть на окончание в начальной форме, можно ошибиться, выбирая проверочное слово…  Когда букву вставили, нужно не забывать перечитывать…

Учитель: Что могло бы вам помочь не забывать выполнять все шаги способа?

Ученики: Нужно составить алгоритм и проверять по нему окончания.Для работы по созданию алгоритма учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек. Одна группа фиксирует свой алгоритм на доске. Остальным учитель выдает большие листы (формат А3) и маркеры.

4. Представление алгоритмов группами.

Обсуждение начинается с алгоритма группы, работавшей у доски.  Потом его сравнивают с другими алгоритмами, вносят необходимые дополнения, преобразования. В итоге алгоритм принимает следующий вид:

1) Поставь  слово в начальную форму

2) Определи род

3) Выдели окончание

4) Выбери проверочное слово

5) Подставь проверочное слово  в текст

6) Вставь букву в окончание

7) Прочитай, что получилось

  1. Использование алгоритма для решения орфографических задач (парная работа). Учитель раздает парам карточки и просит прочитать текст:

Илья и Витя жили в лесном домик_ (                ) около деревн_ (                 ). Зимой ребята на опушк_ (              ) под ёлк_й (              ) поставили кормушку для птиц. Густые ветви ел_ (          ) укрывали её от снега. Корм для птиц мальчики заготовили с  осен_ (            ). В воскресень_ (             ) они стали наблюдать за птиц_ми (           ). Вот к кормушк_ (           ) прилетели синицы. Потом позавтракала стайка снегирей. Вдруг у кормушк_ (             ) появилась белка. Зверёк пробежал по ветк_м (         ) ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловк_ (                 ) объедать ягоды.

 


Учитель: Используя алгоритм, вам нужно проверить орфограммы в окончаниях имен существительных. Предлагаю поработать в парах. Как лучше организовать работу в паре?

Ученики: Один читает шаги алгоритма, а другой их выполняет. Для проверки второго слова поменяться ролями и т.д.

Учащиеся приступают к работе. Одна пара работает с текстом, записанным на доске. На работу отводится около 10 минут. Затем ребята сверяют результаты с парой, работавшей у доски. Если допущены ошибки, необходимо еще раз вернуться к алгоритму и выяснить, какой шаг был пропущен.

Особое внимание учитель обращает на то, как ребята поступили с орфограммой в слове «ловк_». В классе обязательно найдутся дети, которые откажутся применять созданный на уроке алгоритм для проверки данной орфограммы. Они объяснят это тем, что по алгоритму можно проверять только окончания имен существительных, а слово «ловк_» относится к другой части речи. Тогда учитель предлагает дать название алгоритму и зафиксировать его на доске.

6. Рефлексия.

Учитель: С какой проблемой вы столкнулись в начале урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ Г

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Цели урока:

Информация о работе Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе