Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное воспитание в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. МАКАРЕНКО

 

Курсовая работа

 

Тема: Использование игр  и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у  детей 2-3 лет

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного  возраста

 

1.1 Сенсорное воспитание  в детском саду

 

1.2 Задачи, формы и методы  сенсорного воспитания

 

Глава 2. Роль дидактических  игр и игровых упражнений в  формировании сенсорной культуры

 

2.1 Дидактические игры  и упражнения, и их значение

 

2.2 Дидактические принципы  и условия проведения игр и  занятий с детьми раннего возраста

 

2.3 Упражнения для сенсорного  развития детей 2-3 лет

 

2.4 Дидактические игры  для сенсорного развития детей  2-3 лет

 

Список литературы

 

 

 

 

Введение

 

 Сенсорное воспитание, направленное на формирование  полноценного восприятия окружающей  действительности, служат основой  познания мира, первой ступенью  которого является чувственный  опыт. Успешность умственного, физического,  эстетического воспитания в значительной  степени зависит от уровня  сенсорного развития детей, то  есть оттого, насколько совершенно  ребенок слышит, видит, осязает  окружающее.

 

 Ребёнок на каждом  возрастном этапе оказывается  наиболее чувствительным к тем  или иным воздействиям. В этой  связи каждая возрастная ступень  становится благоприятной для  дальнейшего нервно-психического  развития и всестороннего воспитания  дошкольника. Чем меньше ребенок,  тем большее значение в его  жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление  со свойствами предметов играет  определяющую роль. Ранний возраст  называют «золотой порой» сенсорного  воспитания.

 

 В истории дошкольной  педагогике, на всех этапах её  развития, эта проблема занимала  одно из центральных мест. Видными  представителями дошкольной педагогики ( Я.Каменский , Ф. Фребель , М.Монтессори , О.Декролт , Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные  дидактические игры и упражнения  по ознакомлению детей со свойствами  предметов . Анализ дидактических  систем перечисленных авторов  позволил сделать вывод о необходимости  разработок нового содержания  и методов ознакомления детей  со свойствами и качествами  предметов в свете новых психолого-педагогических  исследований. На основе современных  дидактических принципов была  разработана система сенсорного  воспитания. Она была разработана  учеными, педагогами и психологами  (А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной,  Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др.)

 

 В основу первого  принципа положено обогащение  и углубления содержание сенсорного  воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего  возраста широкой ориентировки  в предметном окружении, т.е.  не только традиционное ознакомление  с цветом, формой и величиной  предметов, но и совершенствование  звукового анализа речи, формирование  музыкального слуха, развитие  мышечного чувства и т.д., с  учетом той важной роли, которую  играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

 

 Второй принцип предполагает  сочетание обучения сенсорным  действиям с различными видами  содержательной деятельности детей,  что обеспечивает углубление  и конкретизацию педагогической  работы, позволяет избежать формальных  дидактических упражнений. В процессе  этих видов деятельности ребенок  ориентируется на свойства и  качества предметов, учитывая  их значение в решении важных  жизненных задач. В большинстве  случаев они выступают не сами  по себе, а как признаки более  важных качеств, которые невозможно  наблюдать (величина и цвет  плодов являются сигналами их  зрелости). Поэтому совершенствование  сенсорного воспитания и должно  быть направлено на выяснения  смысла предметов и явлений  или выяснение их «сигнального  значение».

 

 Третьим принципом  предопределяется сообщение детям  обобщенных знаний и умений, связанных  с ориентировкой в окружающей  действительности. Свойства и качества  предметов, явлений настолько  разнообразны, что ознакомление  ребенка со всеми ними без  ограничения, так же как и  сообщение ему знаний о каждом  из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей  в окружающем может быть достигнута  в результате специфических действий  по обследованию величины, формы,  цвета предметов. Особую ценность  представляют обобщенные способы  обследования определенного рода  качеств, служащие решению ряда  схожих задач.

 

 Четвертый принцип  предполагает формирование систематизированных  представлений о свойствах и  качествах, которые являются основой  – эталонами обследования любого  предмета, т.е. ребенок должен  соотносить полученную информацию  с уже имеющимися у него  знаниями и опытом. Очень рано  ребенок начинает использовать  свои знания, как средство восприятия  и осознания нового предмета.

 

 В своей многовековой  практике человечество выделило  определенную эталонную систему  величин, форм, цветовых тонов.  Бесконечное их разнообразие  было сведено к немногим основным  разновидностям. Овладевая такого  рода системой, ребенок получает  как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить  любое вновь воспринятое качество  и дать ему надлежащее определение.  Усвоение представлений об этих  разновидностях позволяет ребенку  оптимально воспринимать окружающую  действительность.

 

 При определении содержания  и методов работы по сенсорному  воспитанию с детьми раннего  возраста исходными явились принципы  сенсорного воспитания. Опираясь  на них, было выяснено, с какими  свойствами можно и нужно знакомить  детей, какие цветовые тона, формы,  величины предметов следует использовать, и самое главное, как должен  строиться процесс обучения детей  восприятию окружающей действительности.

 

 Н.П. Сакулина, рассматривая  вопрос об ознакомлении детей  с цветом, отмечала, что с отвлеченными  цветами детей следует знакомить  лишь после того, как у них  в процессе наблюдений окружающего  появиться достаточный опыт цветовых  представлений. Накопление такого  опыта должно происходить, по  ее мнению, в раннем детстве,  а в 3-4 года у детей уже  возникает потребность знать  названия и ориентироваться в  5-6 цветовых тонах.

 

 Таким образом, основная  задача ознакомления малышей  со свойствами предметов –  это обеспечить накопление представлений  о цвете, форме и величине  предметов.

 

 В раннем детстве  еще нет необходимости знакомить  детей с общепринятыми сенсорными  эталонами, сообщать им систематические  знания о свойствах предметах.  Однако проводимая работа должна  готовить почву для следующего  усвоения эталонов, т.е. строиться  таким образом, что бы дети  могли в дальнейшем, уже за  порогом раннего детства, легко  усвоить общепринятые расчленения  и группировку свойств.

 

 Накопление сенсорных  представлений не может быть  обеспечено путем ознакомления  ребенка лишь с 3-4 разновидностями  каждого свойства. Оно требует  знакомства с цветом, формой, величиной,  охватывающего, по возможности,  все основные варианты. Вместе  с тем обучение не следует  проводить на бесчисленном множестве  разновидностей свойств, так как  в этом случае не будет создаваться  нужная почва для последующего  овладения системой эталонов.

 

 Поскольку эта система  включает прежде всего основные  цвета спектра(красный, оранжевый,  желтый, синий, фиолетовый, белый  и черный), 5 фигур(круг, квадрат, прямоугольник,  треугольник, овал), 3 разновидности  величины(большой, средний, маленький), то нужно, чтобы у ребенка  складывались в первую очередь  представления именно об этих  фигурах, цветовых тонах, величинах,  но без обобщающего значения.

 

 Обучение должно включать  формирование у детей обобщенных  способов обследования многих  качеств, служащих решению ряда  сходных задач. Соотнесение, сличение  объектов между собой является  обобщенным способом, формирующимся  на этапе раннего детства и  позволяющим успешно решать определенный  круг задач на различение цвета,  формы, величины.

 

 Поскольку в раннем  детстве еще не ставиться задача  усвоения детьми общепринятых  эталонов, обучение не должно  включать обязательного запоминания  названий цветов, форм.

 

 Ведущей в раннем  детстве является предметная  деятельность, поэтому сенсорные  задания целесообразно включать  именно в этот вид деятельности, используя игры и игровые занятия,  где учет цвета, формы и величины  объектов является необходимым  условием выполнения предметных  действий. В качестве таких действий  могут выступать раскладывание  предметов на две группы (по  величине, форме, цвету), размещение  вкладок в гнезда. Втыкание грибков-втулочек  в отверстие доски.

 

 Почвой для введения  опредмечивания свойств служат  элементарные действия продуктивного  характера. Можно научить наносить  цветовые пятна. Передающие специфику  определенных предметов и явлений,  использовать мозаики различной  величины, формы, цвета.

 

 Планомерность обучения  детей – один из важнейших  принципов решения комплекса  воспитательно-образовательной работы  в ДОУ.

 

 При планировании занятий  по ознакомлению с величиной,  формой, цветом предметов учитывают  возраст детей и уровень их  развития.

 

 Важным фактором в  планировании занятий является  принцип последовательности, предусматривающий  постепенное усложнение заданий.

 

 Важным принципом организации  процесса обучения является систематичность.  Усвоение знаний и формирование  умений, должно происходить систематически ( 1 раз в 2недели).

 

 Особого внимания требует  вопрос о повторности занятий.  Занятие на повторение не должно  быть полностью идентичным основному  занятию. Простая повторность  одних и тех же заданий может  привести к механическому, ситуативному  запоминанию, а не к поступательному  развитию умственной активности  на занятиях.

 

 Существенным фактором  в планировании и методике  проведения занятий по сенсорному  воспитанию является взаимосвязь  обучения на занятиях с закреплением  знаний и умений в повседневной  жизни: на прогулке, во время  самостоятельной деятельности и  т.д.

 

 После обучения дидактический  материал можно давать детям  и для самостоятельных игр

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного  возраста

 

1.1 Сенсорное воспитание  в детском саду

 

 Сенсорное воспитание  означает целенаправленное совершенствование,  развитие у детей сенсорных  процессов (ощущений, восприятий, представлений).

 

 Сенсорные процессы  неразрывно связаны с деятельностью  органов чувств. Предмет, который  мы рассматриваем, воздействует  на наш глаз; с помощью руки  мы ощущаем его твердость (или  мягкость), шероховатость и т.д.; звуки,  издаваемые каким-либо предметом,  воспринимает наше ухо. Таким  образом, ощущения и восприятия  – непосредственное, чувственное  познание действительности.

 

 В дошкольном возрасте  развитие ощущений и восприятий  происходит очень интенсивно. При  этом правильные представления  о предметах, о сенсорных эталонах  легче формируются в процессе  их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового  и осязательного, в процессе  различного рода действий с  этими предметами.

 

 Развитие процессов  ощущения и восприятия у детей  значительно обгоняет развитие  мышления. Дети еще не умеют  самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты  (форму, цвет, величину). Значит необходимо  формировать сенсорные эталоны  через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается  с помощью использования дидактических  игр и игровых упражнений, направленных  на формирование у детей представлений  о форме, цвете, величине.

 

 В настоящее время  к услугам воспитателя множество  средств, которые позволяют ему  знакомить детей с предметами  и их свойствами не в натуральном  виде, а через фотографии, рисунки  (картинки), дидактические игрушки  (матрешки, пирамидки), специально подобранный  дидактический материал.

 

 Дошкольный возраст  – период первоначального ознакомления  с окружающей действительностью,  вместе с тем в это время  интенсивно развиваются познавательные  силы и способности ребенка.  Ребенок познает предметный мир  с его многообразными свойствами, также он познает явления природы,  события общественной жизни, доступные  наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

 

 Несомненно, при наглядном  ознакомлении слово играет большую  роль, не менее важен и организационный  процесс, направленный на восприятие  предметов и их свойств. 

 

 Хорошо известно, что  знания, получаемые словесным путем  и не подкрепленные чувственным  опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

 

 Предметы и явления  окружающей действительности обладают  комплексом свойств (величина, цвет, форма и т.д.) Чтобы познакомиться  со свойством предметом, необходимо  заметить характеризующее его  свойство, как бы выделить его  из предмета.

Информация о работе Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет