Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:53, курсовая работа
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания
Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное воспитание в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Список литературы
Необходимо помнить
о культуре проведения занятий,
Дети будут заниматься
охотно и с удовольствием,
Одним из основных
дидактических принципов, на
В раннем возрасте
дети знакомятся с предметами
путем наглядно-чувственного
Важно сочетать наглядные
приемы с действиями самих
детей. Необходимо управлять
У детей раннего
возраста способность
Таким образом, встает
вопрос о длительности занятий.
Большая заинтересованность
детей содержанием занятия,
Если воспитатель замечает
появление у детей признаков
утомления (снижается их
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
1. Задания на выполнение предметных действий.
1.1 . Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является
фиксация внимания детей на
свойствах предметов,
1.2. Размещение вкладок
разной величины, формы в соответствующих
гнездах. Втыкание цветных
Цель обучения –
выработка у детей умений
2. Элементарные продуктивные действия.
2.1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
Цель обучения –
фиксировать внимание де6тей
2.2. Рисование красками.
Цель обучения –
закрепить у детей отношение
к свойствам предметов как
к характерным признакам,
По каждому из четырех
типов заданий следует
В ходе обучения
детей выполнения заданий
Примерные занятия для детей 2-3 лет (один год обучения).
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель. Фиксировать внимание
детей на величине предметов,
формировать у них простейшие
приемы установления тождества
и различия величины. Учить детей
понимать слова такой, не
Материал. Деревянные
круги, квадраты, прямоугольники, овалы
и треугольники больших и
Ход занятия. Воспитатель
показывает детям 5 больших и
5 маленьких кругов и поясняет,
что у него много разных
кружков. Показывает детям
Воспитатель приглашает
к своему столу кого-либо из
детей, предлагает взять по 1 предмету
разной величины и положить
на соответствующее место.
Выполнив задание на
группировку больших и
В ходе занятия педагог
оказывает индивидуальную
В занятии принимают участие 8-10 детей. Занятие проводится 1 раз и длится 10-12 минут.
Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель. Фиксировать внимание
на форме предметов,
Материал. Деревянные
круги, квадраты, овалы, треугольники,
прямоугольники одинакового
Ход занятия. Воспитатель
показывает детям перемешанные
произвольно 5 кругов и 5 квадратов.
Обращается внимание на тот
факт, что предметы разной формы.
Затем объясняют детям, что
все их надо рассортировать, отложив
предметы одной формы в одну
сторону, а другой формы –
в другую. Воспитатель показывает
детям кружок и говорит: «
Затем раздает всем
индивидуальный материал для
самостоятельного выполнения
На данном занятии
дети могут рассортировать
Занятие длится 10-12 минут, проводится с детьми 1 раз.
Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по величине.)
Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.)
Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.)
Размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. ( Соотнесение по цвету.)
Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)
Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по форме.)
Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. ( Соотнесение по цвету.)
Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)
Рисование красками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)
Выкладывание цветной
мозаики на темы «Курочка с цыплятами»,
«Домики и флажки». (Обозначение
с помощью цвета свойств
Выкладывание из цветной мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначение с помощью цвета признаков предметов.)
Рисование красками на тему
«Одуванчики и жук на лугу». (Изображение
с помощью цвета свойств
Рисование красками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.)
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин».
Дидактическая задача.
Расширять представления о
Игровая задача. Быть
хорошими продавцами, правильно
отобрать овощи для
Игровое правило. Не
ошибаться при сортировке
Ход игры.
Воспитатель приглашает
детей в новый овощной магазин.
Вариант игры. Можно
предложить детям развозить
Игра «Строим дом».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.