Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное воспитание в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

 

 Необходимо помнить  о культуре проведения занятий,  важным компонентом которой является  эстетика материалов, которые предлагаются  детям.

 

 Дети будут заниматься  охотно и с удовольствием, если  все, что им показывают, имеет  привлекательный вид: картинки  цветные; игрушки целые, несломаные; кирпичики, шарики, кубики чистые, хорошо окрашенные. Большое значение  имеют также приветливые, веселые  интонации в обращенной к детям,  речи педагога. Эмоциональность  восприятия у детей усиливается,  когда предметы, игрушки показывают  им в действии, в движении: кукла  пляшет, собачка бегает, лает, из  кирпичиков строят дом, мостик.

 

 Одним из основных  дидактических принципов, на основе  которого строиться методика  занятий с маленькими детьми, является применение наглядности  в сочетании со словом.

 

 В раннем возрасте  дети знакомятся с предметами  путем наглядно-чувственного накопления  опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту  возрастную особенность, на занятиях используют приемы наглядности: показывают предмет, дают потрогать, подействовать с предметом. В результате дети получают представление о предметах и явлениях наглядным путем. Однако этого недостаточно для развития ребенка. Все что показывают ребенку должно быть подкреплено словом.

 

 Важно сочетать наглядные  приемы с действиями самих  детей. Необходимо управлять активностью  детей в соответствии с поставленной  задачей. 

 

 У детей раннего  возраста способность сосредоточиться,  внимательно слушать только начинает  еще формироваться. В силу свойственной  детям подвижности им трудно  длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие  их утомляет. С этим необходимо  считаться.

 

 Таким образом, встает  вопрос о длительности занятий.  Она зависит от характера детской  активности на занятии и от  эмоционального состояния детей.  Если по ходу занятия они  имеют возможность подвигаться,  например, встать со стульчика  и принести требуемый предмет,  занятие может, не утомляя детей,  продолжаться 8-10 минут. Если же  дети находятся в относительной  неподвижности, они быстро отвлекаются,  перестают слушать и смотреть  на то, что им показывают. Слушание  текста и рассматривание картинок, игрушек длится несколько минут,  после чего меняется характер  деятельности детей: они играют  с игрушками, которые им показывали, или воспроизводят игровые движения, выполняемые воспитателем. В данном  случае смена деятельности предупреждает  утомление, и в тоже время  решается задача учить слушать  и понимать текст, так как  тематически обе части занятия  связаны: дети видят игрушки,  слушают о них и действуют  с ними.

 

 Большая заинтересованность  детей содержанием занятия, возникающие  эмоции, которые в этом возрасте  выражаются обычно открыто, непосредственно,  вызывают иногда необходимость  продлить занятие на некоторое  время. 

 

 Если воспитатель замечает  появление у детей признаков  утомления (снижается их активность, они становятся вялыми, начинают  отвлекаться, вертеться), занятие  следует закончить и дать детям  возможность свободно подвигаться,  поиграть.

 

2.3 Упражнения для сенсорного  развития детей 2-3 лет

 

1. Задания на выполнение  предметных действий.

 

1.1 . Раскладывание однородных  предметов на две группы в  зависимости от их величины, формы,  цвета.

 

 Целью обучения является  фиксация внимания детей на  свойствах предметов, формирование  у них простейших приемов установления  тождества и различия величины, формы, цвета, материалом служат  однородные предметы двух величин,  пяти форм, восьми цветов. В ходе  обучения детям сообщают слова,  необходимые для выполняемых  ими действий: цвет, форма, такой,  не такой, большой, маленький.

 

1.2. Размещение вкладок  разной величины, формы в соответствующих  гнездах. Втыкание цветных грибков  в отверстие доски такого же  цвета.

 

 Цель обучения –  выработка у детей умений соотносить  свойства (цвет, форму, величину) разнородных  предметов. Материалом служат  большие и малые вкладыши из  дерева и рамки с соответствующими  отверстиями, вкладыши пяти форм  и решетки для их размещения. Используются также деревянные  грибочки и деревянные столики  с отверстиями. Грибочки окрашены  в 8 цветов. Соответственно те  же цвета включает и окраска  столиков.

 

2. Элементарные продуктивные  действия.

 

2.1. Выкладывание мозаики  разной величины, формы, цвета  по образцу в сочетании со  словесным заданием.

 

 Цель обучения –  фиксировать внимание де6тей на  том, что величина, форма, цвет  могут быть признаком разнообразных  предметов и использоваться для  их обозначения, научить детей  осознанно использовать свойства  при воспроизведении особенностей  образца. Материалом служит мозаика  разной величины, формы, цвета.  В работе с детьми используется  прием опредмечивания изображения  того или иного предмета при  помощи элементов мозаики разной  величины, формы, цвета. Используется  мозаика двух величин, пяти  форм, восьми цветов.

 

2.2. Рисование красками.

 

 Цель обучения –  закрепить у детей отношение  к свойствам предметов как  к характерным признакам, подвести  их к самостоятельному выбору  цвета, формы, величины для  передачи специфики хорошо знакомых  предметов. Материалом являются  краски восьми цветов и разноцветные  листы бумаги.

 

 По каждому из четырех  типов заданий следует провести  несколько занятий, в которых  меняются условия выполнения  задания. Такое варьирование позволяет  включить в задание объекты  новой величины, формы, цвета,  поддержать интерес детей к  выполнению задания, а в большинстве  случаях и усложнить действие, необходимое для образования  более совершенных и обобщенных  способов ориентировки в свойствах  предметов.

 

 В ходе обучения  детей выполнения заданий используются  названия величин, форм, цветов, но  от детей не требуется их  повторение и активное воспроизведение.

 

 Примерные занятия  для детей 2-3 лет (один год  обучения).

 

 

Раскладывание однородных предметов  разной величины на две группы

 

 Цель. Фиксировать внимание  детей на величине предметов,  формировать у них простейшие  приемы установления тождества  и различия величины. Учить детей  понимать слова такой, не такой,  большой, маленький. 

 

 Материал. Деревянные  круги, квадраты, прямоугольники, овалы  и треугольники больших и маленьких  размеров. Каждому ребенку на  занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов  одной разновидности: одинаковой  формы, фактуры и цвета.

 

 Ход занятия. Воспитатель  показывает детям 5 больших и  5 маленьких кругов и поясняет, что у него много разных  кружков. Показывает детям вначале  большие, а затем маленькие  круги, он поясняет, что предметы  разной величины: такие (большие)  и такие (маленькие). Перемешав  круги, объясняет, что их надо  положить таким образом, чтобы  в одной стороне были большие,  а в другой – маленькие предметы.

 

 Воспитатель приглашает  к своему столу кого-либо из  детей, предлагает взять по 1 предмету  разной величины и положить  на соответствующее место. Каждый  раскладывает по 1 паре предметов  разной величины в соответствии  с образцом (группой предметов  такой же величины). Взрослый раздает  индивидуальный материал для  самостоятельного выполнения задания.  При этом разные дети получают  для группировки предметы разной  формы: одни сортируют по величине  круги, другие – квадраты, третьи  – овалы, четвертые – треугольники, пятые – прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5 предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы.

 

 Выполнив задание на  группировку больших и маленьких  кругов, ребенок может упражняться  в группировке других фигур.  На одном занятии малыш может  сгруппировать 2-3 разновидности  больших и маленьких предметов.

 

 В ходе занятия педагог  оказывает индивидуальную помощь  детям, испытывающим затруднения.  Легкость сенсорных задач для  детей данного возраста относительна. Это объясняется разным уровнем  подготовленности ребят, пришедших  из дома, незакончившейся адаптацией  к новым условиям, отсутствие  навыков организованного поведения  на занятиях.

 

 В занятии принимают  участие 8-10 детей. Занятие проводится 1 раз и длится 10-12 минут.

 

 

Раскладывание однородных предметов  разной формы на две группы

 

 Цель. Фиксировать внимание  на форме предметов, формировать  у детей простейшие приемы  установления тождества и различия  формы однородных предметов, учить  сопоставлять формы по образцу,  ориентируясь на слова такая,  не такая, разные, одинаковые.

 

 Материал. Деревянные  круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера,  цвета, фактуры. Каждому ребенку  для занятия необходимо 5 предметов  одной и 5 предметов другой  формы.

 

 Ход занятия. Воспитатель  показывает детям перемешанные  произвольно 5 кругов и 5 квадратов.  Обращается внимание на тот  факт, что предметы разной формы.  Затем объясняют детям, что  все их надо рассортировать, отложив  предметы одной формы в одну  сторону, а другой формы –  в другую. Воспитатель показывает  детям кружок и говорит: «Такие  игрушки я буду класть в  одну сторону, вот сюда». При  показе квадрата следует пояснение:  «А такие игрушки я буду  класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по  очереди всех малышей, воспитатель  предоставляет им возможность  положить в соответствии с  образцом по 2 предмета разной  формы.

 

 Затем раздает всем  индивидуальный материал для  самостоятельного выполнения задания.  Различным детям раздается для  группировки разный материал. Сначала  детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкой формы: кругами – овалами, квадратами – прямоугольниками и т.п.

 

 На данном занятии  дети могут рассортировать предметы  разнообразной формы 2-3 раза.

 

 Занятие длится 10-12 минут,  проводится с детьми 1 раз.

 

 

Размещение вкладышей  разной величины в соответствующих  отверстиях. (Соотнесение по величине.)

 

 

Размещение вкладышей  разной формы в соответствующих  отверстиях. (Соотнесение по форме.)

 

 

Раскладывание однородных предметов  разного цвета на 2 группы. (Группировка  по цвету.)

 

 

Размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. ( Соотнесение по цвету.)

 

 

Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

 

 

Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по форме.)

 

 

Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. ( Соотнесение по цвету.)

 

 

Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета  свойств предметов.)

 

 

Рисование красками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью  цвета свойств предметов.)

 

 

Выкладывание цветной  мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение  с помощью цвета свойств предметов.)

 

 

Выкладывание из цветной  мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначение  с помощью цвета признаков  предметов.)

 

 

Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение  с помощью цвета свойств предметов.)

 

 

Рисование красками по замыслу  детей. (Изображение с помощью  цвета свойств и признаков  предметов.)

 

2.4 Дидактические игры  для сенсорного развития детей  2-3 лет

 

 Игра «Овощной магазин».

 

 Дидактическая задача. Расширять представления о форме,  величине, цвете; развивать навыки  сравнения предметов.

 

 Игровая задача. Быть  хорошими продавцами, правильно  отобрать овощи для покупателей.

 

 Игровое правило. Не  ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

 

 Ход игры.

 

 Воспитатель приглашает  детей в новый овощной магазин.  На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает  детям поработать в магазине  продавцами. Директор магазина ежик  приглашает продавцов и дает  им задание: разложить по корзинам  так, чтобы покупатели могли  быстро его купить: отобрать в  корзины овощи круглой формы.  Если дети ошибаются, ежик сердито  фыркает.

 

 Вариант игры. Можно  предложить детям развозить овощи  с овощной базы на машинах  по детским садам, магазинам  (отбирать овощи только красного  цвета; упаковывать овощи большей  и меньшей величины).

 

 Игра «Строим дом».

 

 Дидактическая задача. Развивать представления детей  о форме, величине, цвете.

 

 Игровая задача. Построить  домики для собачки и кошки.

 

 Игровое правило. Выбрать  строительный материал, который  понравится собачке и кошке.

Информация о работе Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет